Примерные тесты;
1) Источниками конституционного права Республики Татарстан в составе РФ являются:
a) Конституция РФ;
b) Конституция Татарстана;
c) законы РФ по предметам совместного ведения;
d) инструкции министров РФ;
e) законы Татарстана по предметам совместного ведения;
f) нормативные акты местных органов самоуправления Татарстана.
2) Конституции республик в составе РФ устанавливают:
a) республика – суверенное государство;
b) законы республики имеют высшую юридическую силу на ее территории;
c) законы республики, принятые по предметам ее исключительного ведения, имеют высшую юридическую силу на территории республики;
d) нижестоящие законодательные органы подчинены вышестоящим;
e) республика участвует в международных отношениях;
f) республика имеет своих дипломатических представителей;
g) республика на основе референдума вправе выйти из состава РФ.
3) В Конституции РФ признается суверенитет:
a) многонационального народа РФ;
b) народов;
c) Российской Федерации;
|
|
d) субъектов РФ;
e) республик в составе РФ;
f) личности.
4) Источником власти в РФ является:
a) парламент;
b) референдум;
c) система представительных органов;
d) избиратели;
e) народ.
5) Народ осуществляет государственную власть:
a) непосредственно;
b) через избираемые органы государства;
c) через органы государства;
d) через органы местного самоуправления.
6) Конституционными признаками РФ как федеративного государства, в частности, являются:
a) существование конституций во всех субъектах РФ;
b) создание местного самоуправления;
c) должности президентов в субъектах РФ;
d) размежевание предметов ведения между Федерацией и ее субъектами;
e) право законодательства субъектов РФ.
7) Вертикальное разделение власти - это:
a) размежевание полномочий между Парламентом и Президентом РФ;
b) между Президентом РФ и Правительством РФ;
c) между Федерацией и ее субъектами.
8) Законодательное собрание Южного края приняло закон, явно противоречащий Конституции РФ:
a) его отменяет Федеральное Собрание РФ;
b) Президент РФ;
c) лишает действия Конституционный Суд РФ;
d) лишает действия уставной суд края.
9) Некоторые автономные округа – субъекты Федерации - входят в состав других субъектов – краев и областей. Могут ли законодательные собрания краев и областей принимать законы, обязывающие население автономных округов?
a) да;
b) нет.
10) Как должны регулироваться отношения автономных округов и краев, областей, в состав которых они входят?
a) законом края, области;
b) законом округа;
c) федеральным законом;
d) договором края, области и округа.
11) Единая вертикаль государственной власти Федерации и ее субъектов относиться к:
|
|
a) законодательной власти;
b) судебной власти;
c) исполнительной власти;
d) вертикали Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
12) Государственными языками в РФ являются:
a) русский язык;
b) языки наиболее крупных национальных общностей;
c) языки республик в составе РФ;
d) языки, используемые в краях и областях РФ.
13) В каком соотношении по юридической силе находятся федеральные нормативно-правовые акты и нормативно-правовые акты субъектов РФ?
a) федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, имеют приоритет перед законами субъекта. По предметам же исключительного ведения субъектов приоритет имеют законы субъектов;
b) законы субъектов, принятые по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов и предметам исключительного ведения субъектов, имеют приоритет перед федеральными законами.
14) Конституционный Суд РФ рассматривает дела на соответствие Конституции РФ:
a) конституций республик;
b) уставов субъектов;
c) законов субъектов, изданных по вопросам исключительного ведения субъектов
d) законов субъектов, изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов;
e) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов;
f) договоров между органами государственной власти субъектов.
15) Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа рассматривают дела:
a) о соответствии федеральным законам законов, нормативно-правовых актов субъектов РФ, изданных по вопросам исключительного ведения субъектов;
b) о соответствии федеральным законам конституций и уставов субъектов;
c) о соответствии федеральным законам нормативно-правовых актов субъектов, изданных по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
16) Акты, признанные Конституционным судом РФ неконституционными:
a) утрачивают силу;
b) становятся недействующими.
17) Экспертизу нормативно-правовых актов субъектов РФ проводит:
a) Министерство иностранных дел РФ;
b) Министерство юстиции РФ;
c) Правительство РФ;
d) Совет Федерации РФ.
18) В федеральный регистр нормативно-правовых актов субъектов РФ включаются:
a) конституции (уставы) субъектов РФ;
b) законы субъектов РФ;
c) постановления органов исполнительной власти субъектов РФ, затрагивающие права, свободы, обязанности, человека и гражданина;
d) Указы (постановления) высших должностных лиц субъектов РФ;
e) договоры между субъектами РФ;
f) договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.
19) Внесудебными средствами обеспечения верховенства федерального права являются:
a) приостановление Президентом РФ действия акта органа исполнительной власти субъекта РФ;
b) принесение прокурором протестов на противоречащий закону правовой акт;
c) экспертиза нормативно-правовых актов субъектов;
d) согласительные процедуры.
20) В случае обнаружения, в результате юридической экспертизы, актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральным законам, Министерство юстиции РФ принимает следующие меры:
a) представляет мотивированное заключение о нарушении федерального законодательства в орган государственной власти субъекта РФ, принявший акт;
b) обращается в соответствующий суд с заявлением о признании нормативно-правовых актов недействующими (недействительными);
c) информирует о выявленных нарушениях прокуратуру.
21) Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае:
a) противоречия этих актов Конституции РФ;
|
|
b) противоречия этих актов федеральным законам;
c) противоречия этих актов международным обязательствам РФ;
d) нарушения прав и свобод человека и гражданина.
22) Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт:
a) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
b) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу;
c) в суд.
23) При обращении прокурора к соответствующему органу власти с протестом, на противоречащий закону правовой акт, протест подлежит обязательному рассмотрению в срок:
a) 15 дней;
b) 10 дней;
c) 30 дней.
24) Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения после их внесения в Государственную Думу РФ направляются:
a) Президенту РФ;
b) Совету Федерации РФ;
c) в законодательные органы государственной власти субъектов РФ.
25) Независимость государственной власти от любой другой власти как внутри страны, так и за ее пределами - это:
a) суверенитет государства;
b) государственная целостность.
26) Государственная целостность РФ обеспечивается:
a) целостностью и неприкосновенностью ее территории;
b) единством правового пространства;
c) единством экономического пространства;
d) единым гражданством РФ.
27) Принципами конституционно-правового статуса субъекта РФ являются:
a) государственная целостность РФ;
b) субъект РФ не обладает государственным суверенитетом;
c) равноправие субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти;
d) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;
e) право народов на самоопределение;
f) единство системы государственной власти РФ.
28) Право народов на самоопределение в РФ означает, что:
a) народы имеют право изменить форму своей политической организации, но в пределах РФ;
b) любой народ имеет право выхода из Российской Федерации.
29) Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство; регулирование и защита прав национальных меньшинств является предметом:
|
|
a) совместного ведения РФ и субъектов РФ;
b) исключительного ведения РФ;
c) исключительного ведения субъекта РФ.
30) Установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия является предметом:
a) совместного ведения РФ и субъектов РФ;
b) исключительного ведения РФ;
c) исключительного ведения субъекта РФ.
31) Внешняя политика, международные договоры, международные соглашения РФ, внешнеэкономические отношения являются предметом:
a) совместного ведения РФ и субъектов РФ;
b) исключительного ведения Российской Федерации;
c) исключительного ведения субъекта РФ.