Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. (Лк. 11:34-36)
Как видим, друзья, этот текст имеет прямое отношение к нашей миссии. Для того, чтобы быть светильником, необходимо позаботиться о том, чтобы наши глаза были направлены только на то, что чисто. Именно внутренние изменения делают нас теми, кем мы хотим стать. И хотя мы все это знаем, к сожалению, мы очень часто направляем свои усилия не туда, куда призывает нас Господь. Евангелист Лука неслучайно, цитируя слова Господа, следом описывает ситуацию, когда фарисей приглашает Иисуса к себе обедать.
Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. 38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом. (Лк.11:37,38)
Что плохого в том, чтобы умывать руки перед едой? Ведь мы все это делаем и так же удивляемся, когда, например, наши дети садятся за стол, не умыв рук. Почему же Иисус так реагирует на это удивление фарисея?
|
|
Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.(Лк.11:39)
Слова Иисуса о чашах и блюдах напоминает нам о ритуальной традиции фарисеев наблюдать омовение чаш, скамей. И, следовательно, удивление фарисея по поводу неумытых рук связано не с гигиеной, а с ритуалом. Евангелист Марк проясняет нам:
Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей.(Мк.7:3,4)
Обратите внимание, что этот ритуал связан не с Божьим установлением, а с толкованием старцами Божьего установления. Мы знаем, что Господь дал Своему народу санитарные законы, которые позволяют людям сохранить свое здоровье. И по всей вероятности, старцы, взяв эти законы за основу, использовали их для сохранения духовной чистоты. Ведь не секрет, что больше всего народ Божий боялся, да и сейчас боится духовной нечистоты. Но заблуждение народа Божьего заключалось в том, что санитарные требования возводились в ранг нравственных.
Другими словами, фарисеи и иудеи омывались и наблюдали омовение не потому что скамейки, руки или блюда были нечисты, а потому что, по их мнению, например, на них мог сидеть язычник, или же к блюдам мог прикоснуться тот же язычник или человек, имеющий какую-то духовную проблему. То есть тот человек, который считался для них нечистым.
|
|
Как мы уже поняли из слов Иисуса, такое понимание не приводит к внутренним изменениям, и даже больше сказано Господом, такое понимание приводит к тому, что мы только тем и занимаемся, что смотрим, кто из нашего окружения нечист. Естественно, это приводит к тому, что мы, забывая о себе, начинаем чрезмерно наблюдать за теми, кто рядом с нами. Именно так и сложилось у фарисеев и законников. Будьте уверены, что если вы имеете дело с человеком, который постоянно вас критикует и требует от вас соблюдения каких-то норм и правил, - этот человек имеет сам проблемы внутренние.
Но Иисус призывает нас к другому. Он призывает нас сделаться чистыми внутри. Если каждый из нас сосредоточится на этом, то результатом станет то, что мы станем источником радости и света для окружающих. Мы должны задуматься о том, счастливы окружающие люди от того, что мы находимся в их обществе. Вот это основной критерий, который наполняет нашу миссию смыслом.
Что же тогда есть в нашей жизни чистого, на что мы должны смотреть? На чем нам сосредоточить наши взоры?