Методы групповой психокоррекции
Методы, составляющие «механику» психологической работы в процессе групповой психокоррекции, условно подразделяются на основные и вспомогательные. Базовым методом является групповая дискуссия, имеющая три главные смысловые ориентации: 1) интерактивную (обмен действиями), 2) биографическую (биографический метод) и 3) тематическую (обмен мнениями по строго заданной теме).
Все существующие методы групповой психокоррекции можно разделить на: образовательные, аналитические и основанные на действии.
Одним из важных вопросов в групповой коррекции является подготовка самого психолога, который будет набирать и вести группу. Подготовка компетентных специалистов к групповой психокоррекции – дело довольно сложное, трудоёмкое и должно включать в себя, как минимум три параллельных формы обучения: 1. обучение коррекционным основам и техникам групповой психокоррекции детей, подростков, взрослых; 2. стажировка в группе, которой руководит опытный специалист (супервизия); 3. личное участие в групповом процессе.
Принципы групповой психокоррекции
Основные принципы работы группы, обязательные для всех её участников: 1) необходимость выполнять строгий распорядок групповых занятий; 2) стараться говорить в группе обо всём открыто и искренне; 3) не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий (это касается как группы в целом, так и каждого участника); 4) помогать товарищам по группе включаться в работу группы; 5) познать и изменить способ поведения и переживания, являющийся причиной эмоциональных расстройств или играющий существенную роль в происхождении и течении аффективных симптомов; 6) не тратить время на рассуждения на общие темы, концентрироваться на конкретных проблемах, – как собственных, так и других членов группы; 7) выслушивать мнения, советы окружающих (членов группы и психолога), тщательно обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.