Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения данной учебной дисциплины «Общая психология» направлен на формирование у студентов таких базовых общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК), как способность и готовность к (по ФГОС ВПО):

общекультурные компетенции (ОК)

― пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

― пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

― овладению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

― использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

― применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

― восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

― проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

― овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

и профессиональные компетенции (ПК),

― реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

― отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации (ПК-2);

― описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

― выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

― прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

― ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8);

― применению знаний по психологии как науке о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

― пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

― участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

― проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

― участию в учебно-методической работе в сфере среднего образования (ПК-16);

― подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении (ПК-17).

― самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– методологические основы современной отечественной и зарубежной психологии;

– характеристику психологии как науки;

– основные психологические факты и их интерпретацию;

– методы психологического исследования;

– основные категории и понятия научной психологии;

– основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции развития психологических концепций;

иметь представление:

– об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом;

– о происхождении и развитии психики в ходе эволюции;

– об особенностях сознания как высшей формы психической жизни;

– об основных закономерностях функционирования психики;

уметь:

– анализировать различные подходы к категориям психологии и формулировать собственные дефиниции;

– научно обосновывать собственную позицию при анализе психологических фактов;

– научно-методически диагностировать различные психологические признаки и правильно обрабатывать, интерпретировать полученные результаты;

– анализировать собственный личностный рост, давать рефлексивную оценку собственному поведению;

– различать психологические научные и непсихологические тексты, критически работать с литературой;

– писать научные психологические тексты (курсовые работы);

– вести научную дискуссию, использовать понятийный аппарат психологии;

– использовать научный язык различных психологических школ, проводить методологический анализ исследований;

– организовывать и планировать психологический эксперимент;

– применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, некоторые тесты) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;

владеть:

– понятийным аппаратом общей психологии для анализа и систематизации информации, поиска новой информации, объяснения закономерностей и механизмов функционирования и развития психики;

– системой понятий и категорий, разработанных в разных психологических научных школах (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, культурно-историческая концепция, деятельностный подход и др.);

– методами научного анализа зарубежных и отечественных теорий развития психики;

– исследовательскими методами для диагностики и прогнозирования психических процессов и явлений;

– навыками работы с литературой по изучаемым в дисциплине проблемам.

4. Формы текущего и промежуточного (рубежного) контроля успеваемости студентов по дисциплине: контроль отчётов студентов о самостоятельной работе с рекомендованной по дисциплине учебно-методической и научной литературой; проверка у студентов конспектов лекций; проверка тематических рефератов, выполняемых студентами (см. Приложение № 2 к пособию); организация выступлений (информационных сообщений) студентов на семинарах (см. вопросы к семинарам по каждой теме дисциплины и Приложение № 2 к пособию); проведение контрольных работ (см. контрольные вопросы по каждой теме дисциплины); контроль самостоятельной работы студентов на семинарах (см. вопросы для самостоятельной работы по каждой теме дисциплины); другие элементы контроля внеаудиторной нагрузки студентов (рефераты, доклады, – см. Приложение № 2 к пособию).

Вид итогового контроля в каждом семестре (сем. №№ 1,2,3,4) по дисциплине: экзамен (см. Приложение № 1 к пособию).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: