• Визуализация. То, что клиент рисует в воображаемой сцене, необходимо расчленить на мельчайшие компоненты. Например, это неподвижная или живая картинка? Цветная? Ясная или смутная? Двух- или трехмерная? Видит ли клиент в этой сцене себя? На чем сфокусировано внимание клиента, на каком элементе сцены он сосредоточен? Сцена яркая или тусклая? Каков ракурс? Каковы размеры клиента по отношению к объектам на фоне в этой сцене? Двигаются ли люди?
• Другие ощущения. Слуховые — может ли клиент отчетливо различать звуки? Какова их продолжительность? Насколько они сильны? Ольфакторика — какие клиент ощущает запахи? Кинестетические — какая температура? И так далее.
Понятийные переменные. Любая существенная мысль, которая возникает у клиента до, во время и после работы с воображением, должна записываться. Терапевт помогает клиенту точно установить эти мысли. Вот основные типы мыслей, на которые следует обратить внимание.
• Ожидание — предвосхищение клиентом того, что произойдет в ситуации.
|
|
• Оценивание — как клиент оценивает себя в течение сцены.
• Самоэффективность — как клиент оценивает свою способность эффективно выполнить задание.
• Выгода — предполагаемое вознаграждение или выгода, ко торую, как думает клиент, он сможет извлечь из ситуации.
• Наказание — неприятности, которые клиент предвидит-
• Я-коицепция — установки клиента относительно св«е ценности как человеческого существа.
• Атрибуции — мотивы и установки, которые клиент приписывает другим людям в сцене.
• Цель — почему клиент в этой сцене занимает ведущее место.
Терапевт вместе с клиентом находит логические ошибки, которые могут всплыть в его интерпретациях этих сцен. Каждая ошибка записывается. Наиболее распространенными являются: дихотомичное мышление, сверхобобщение, неэкономные рассуждения, перфекционизм, материализация абстрактного, ошибка субъективности, нападение на оппонента, апелляция к авторитетам, априорное мышление, поиски уважительной причины, эгоцентрическая ошибка, самореализующиеся пророчества, ошибочное принятие вероятности за возможность и т. д.
3. После того как вся информация о перцептивных и понятийных переменных будет записана, терапевт просит клиента представить сцену, связанную с новым убеждением, с тем, к которому он хочет проложить мост. Это должна быть модельная сцена, сцена, которая представляет новое убеждение идеальным образом. Чем ближе будет новая сцена к старой по своему содержанию, тем лучше. Как и первая сцена, эта тоже должна быть представлена живо, ярко и как можно более детально.
4. Как и во втором шаге, запишите все имеющиеся в новой сцене перцептивные переменные — визуальные, аудиальные, кинестетические. Когда список будет завершен, обратите внимание клиента па контраст между двумя различными точками зрения на образ.
|
|
5. Понятия, касающиеся новой сцены, тоже записываются. Терапевт должен сконцентрировать свое внимание на поиске атрибуций, ожиданий, Я-концепции и оценок, которые производит клиент в повой сцене. Терапевт записывает корректные рассуждения, имеющиеся в визуализации клиента.
6. В работе с воображением делается пауза. Терапевт и клиент обсуждают различия между перцептивными и понятийными представлениями в этих двух сценах.
7- Теперь терапевт готов к тому, чтобы провести обусловливание высшего порядка. Клиент воображает первоначальную сцену в течение двух минут. Терапевт постепенно, одно за другим, вводит перцептивные и понятийные представления из но-в°и сцены, в то время как клиент мысленно рисует изменения, пока они не станут отчетливыми. Процесс продолжается до тех 1оР^пока не будут внедрены все элементы новой сцены. Когда 0 будет успешно выполнено, клиент будет в состоянии пред-
I
ГЛАВА 6
ставить себе старую сцену, но вместе со всеми компонентами которые связаны с новой.
8. Зачастую вся процедура записывается на пленку, так, чтобы клиент мог работать над обусловливанием дома по два-три раза в неделю. При достаточном количестве связей эмоциональные валентности сцен изменяются, и клиент с большей вероятностью готов принять новое мышление.
Метод 11. РЕСИНТЕЗ ПРОШЛОГО
Техника 1. Ресинтезирование критических жизненных событий