Методология научного исследования

За последнее время в отечественной науке появилось немало исследований, изучению посвященных межэтнических отношений в полиэтнических регионах. Преимущественно изучаются взаимоотношения между титульным и нетитульным населением, проживающим в республиках, входящих в состав Российской Федерации, а также отношения между русскими и другими народами, проживающими в регионах России. Одним из результатов этих исследований является вывод о том, современное полиэтничное пространство России характеризует отсутствием толерантности. Это, по мнению ученых, является следствием кардинальных изменений, потрясших все пространство бывшего СССР и сопровождавшихся значительными нравственно-этическими деформациями, игнорированием центральной властью национального менталитета граждан. В ситуации геополитического «сжатия» территория России превратилась в ареал преобладающих иммиграционных процессов (в том числе и в виде реэмиграции). Кроме того, произошло резкое понижение интегрирующего потенциала русской культуры, что повлекло за собою нарастание этнокультурной «мозаичности» и возникновению в региональных этносоциальных системах конфликтогенных ситуаций.

Такое оригинальное в историческом смысле состояние российской этносоциальной системы сформировалось чрезвычайно быстро, что послужило серьезным препятствием для нормальной адаптации этнических групп к новым условиям, обычно реализовавшейся через корректировку ценностного арсенала этнокультуры в естественном ритме смены поколений. Вместе с тем межэтнические отношения, складывающиеся в полиэтнических регионах России, базируются как на исторических реалиях, так и конкретных ситуациях и вытекающих из них последствиях, определяющих на долгие времена специфику этих взаимоотношений.

В условиях нестабильности и социальной неопределенности человек стремится найти ориентиры и стабильность в пресыщенном информацией и постоянно меняющемся социуме. В этих условиях возрастает значимость этнической составляющей личности, поскольку основной социально-психологической функцией этноса является защита человека, придание ему чувства социальной уверенности и комфорта. Ощущение этнической принадлежности дает человеку возможность ощутить себя частью целого. Причем этим целым выступает группа, связь с которой предполагается не только и не столько на социальном уровне, сколько на уровне глубинно-психологическом и даже биологическом. С одной стороны, это способствует возрождению национальных культур, развитию этнического самосознания народов. С другой стороны, повышение значимости этнического в структуре личностных ценностей может повлечь за собой обострение межэтнической напряженности, ксенофобию, так как усиление чувства принадлежности к этнической группе не может не привести к актуализации этнических различий, в конечном счете, к противопоставлению «Мы» – «Они», «свои» – «чужие». На сегодняшний день обострение межэтнических отношений в ряде российских регионов представляют реальную угрозу национальной безопасности России в целом.

Межэтнические отношения изучаются различными областями научного знания: социологией, этнографией, историей, политологией социальной, этнической и кросс-культурной психологией, а также и другими общественными дисциплинами. Тем не менее, специалисты считают, что эта проблематика исследована недостаточно, и в области наших знаний об этом, наиболее сложном из всех видов взаимоотношений людей, скорее больше пробелов и неясностей, чем определенности.

В современной научно-исследовательской практике, связанной с изучением межэтнических отношений, можно выделить несколько подходов, среди которых в последнее время особое значение приобретают мотивационный, когнитивный, деятельностный (см. схему 20).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: