В качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные. Это, прежде всего, вопрос о соотношении определенности, качества и свойства. Гегель фактически отождествлял определенность и качество, т.е. определенное и наличное бытие предмета. Это обусловлено его идеализмом – тем обстоятельством, что категории логики он квалифицировал как ступени саморазвертывания абсолютной идеи. Последняя же, по Гегелю, никогда и ни из чего не возникала, стало быть, всегда была в наличии, обладала наличным бытием. Поэтому ступень наличного бытия неизбежно представлялась ему первой ступенью логики, а неопределенное и определенное бытие он трактовал как моменты наличного бытия. Потому-то и качество он квалифицирует как непосредственную определенность, что неверно.

Предмету присуща определенность, поскольку он есть нечто ставшее, завершившее свое становление. Возникнув из старого, он, с одной стороны, образует границу, предел старого (образно говоря, где начинается новое, там заканчивается старое); с другой – само старое составляет границу нового. Наличие границы характеризует предмет как нечто определенное. Качество есть внешнее выражение определенности, стало быть, есть характеристика наличного бытия предмета. Располагая определенностью, предмет выявляет ее в отношении к другому как некое качество. А так как предмет может оказаться субъектом многих отношений, то одна и та же определенность способна выразиться во многочисленных качествах. Вода как жидкость способна предстать в качестве средства утоления жажды, в качестве растворителя, источника гидроэнергии и т.п. Но за ее многокачественностью скрывается одна и та же определенность, ибо во всех названных отношениях участвует одна и та же вода как жидкость.

Свойство есть категория реального бытия – той ступени развития (и постижения) предмета, когда он предстает как отдельная вещь, находящаяся в определенных отношениях с другими вещами. Способность вещи участвовать в этих отношениях, активно воздействовать на другие вещи есть ее свойство. Иначе говоря, свойство есть то, благодаря чему вещь реально соотносится с другими, обнаруживая себя при этом как некое качество. Стало быть, свойство есть внутреннее основание качества.

Закон перехода количественных изменений в качественные фиксирует механизм, благодаря которому достигается преобразование развивающегося предмета. В силу его наглядной очевидности факт перехода количественных изменений в качественные при превышении некой меры был осознан еще Аристотелем (хотя как один из основных законов диалектики он был осознан лишь в марксизме). Сам по себе данный закон лишь констатирует факт перехода к иному качеству, не раскрывая, однако, почему это происходит при достижении меры и какова природа этой меры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: