Природа как предмет философского осмысления

_____________________________________________________

Под природой обычно понимают несоциальное. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество». Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы.

Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя – это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Аристотель противопоставлял материи форму.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда является предметом философского анализа.

В античной философии философы воспринимали природу как полноту бытия (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства.

Средневековая философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Ософы Возрождения сближают Бога и природу, отождествляют Бога и мир. Философия Возрождения фактически реализовала лозунг «Назад к природе».

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного анализа. Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической) не могли не привести к хищническому отношению к природе.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы была выражена в концепции ноосферы русского мыслителя В.И. Вернадского. Ноосфера – это область господства разума. Впоследствии эта идея получила разработку в особой науке – экологии.

Человек принадлежит природе, он всегда находился и находится в определенном соотношении с природой. Он действительно стремится надстроить нечто над самой природой. Человеческая деятельность реализуется по каким-то иным законам, нежели развертывание природных сил. Например, в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от неживых существ обладают психикой. Вся научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.

Философия выделяет основные факты, которые свидетельствуют о тесной связи природы и человека.

Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения человека.

Во-вторых, человек рождается «из природы». На это указывает хотя бы процесс деторождения.

В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором только и возможно появление неприродного, т.е. специфически человеческого бытия, психики, сознания и т.п.

В-четвертых, в природном материале человек символизирует свои неприродные свойства. Вследствие этого природа становится фундаментом общественной, социальной жизни.

В современном мире назрела кризисная ситуация в сфере экологии. Выход из такой ситуации видят в основном в придании приоритета экологическим ценностям. Материальное производство, экономика, политика – все это должно быть подчинено требованиям экологической этики. Так как воздействие человека на природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества и наличия реального чувства международной экологической ответственности. Человечество не знает четких путей выхода из экологического кризиса. Несмотря на более или менее успешную реализацию программ по развитию безотходных производств и альтернативных технологий, развитию экологического законодательства, человечество по-прежнему не покинуло район экологического кризиса? Все более очевидным становится, что главная экологическая проблема находится не в озоновом слое Земли, а в ценностно-этических представлениях человека и общества. Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В таком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и становится экогуманизмом. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела в конечном счете к экокризису. Экогуманизм, в отличие от традиционного гуманизма, видит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к природе также бережно, как к самому себе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает: природа повторяет себя?

2. Покажите, что человек есть часть природы.

3. Какой персонаж русской литературы считал природу мастерской?


_____________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: