Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия или деепричастного оборота

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
1) Приближаясь к морю, мы еще издали услышали его глухой шум. 2) Отдохнув и утолив жажду, путники двинулись дальше. 3) Употребив спиртное, у них возник умысел. 4) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину.

4.2.4. Тест №4. Общие тесты
ВАРИАНТ 1.

1. Что такое праславянский язык?
1) то же, что праязык;
2) то же, что общеславянский язык;
3) то же, что восточнославянский язык;
4) то же, что общеиндоевропейский язык;
5) то же, что древнерусский язык.
2. Что такое литературный язык?
1) это язык русского народа периода его национального существования;
2) это язык городских низов;
3) это вариант национального языка, используемый относительно закрытыми группами людей;
4) это разновидность национального языка, принятая образованной частью населения страны;
5) это язык правильный, общеупотребительный, нормы которого рассматриваются как обязательные;
3. Что такое старорусский язык?
1) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
2) это жаргон высших слоёв общества;
3) это язык русского народа периода его существования как народности;
4) это возрастной жаргон молодежи;

5) это русский язык 14–17 веков.
4. Что такое табуирование в русском языке?
1) это использование в текстах разностилевых средств;
2) это наличие в языке совокупности терминов из разных специальных областей знаний, стоящей за рамками общелитературного языка; слов (мата, грубой вульгарной лексики);
4) это использование жаргона молодёжи;
5) это употребление в речи деминутивов (уменьшительно-ласкательных слов).
5. Что такое русские народные говоры?
1) то же, что территориальные диалекты;
2) то же, что социальные диалекты;
3) возрастные жаргоны молодёжи;
4) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
5) это вариант русского литературного языка, реализующийся в ограниченной сфере деятельности и характеризующийся собственным набором выразительных средств.
6. Какое понятие можно определить следующим образом: «стиль литературного языка, предназначенный для устного общения, имеющий следующие подстили: разговорно-бытовую речь, устную речь научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей»?
1) просторечие;
2) арго;
3) сленг;
4) разговорный стиль;
5) профессиональный стиль.
7. Какое понятие можно определить следующим образом: «жаргоны, употребляемые на отдыхе (столбистов, спелеологов, бардсплава и т.п.)»?
1) жаргоны тинэйджеров;
2) светский жаргон;
3) социальные диалекты;
4) досуговые жаргоны;
5) функциональные стили.
ВАРИАНТ 2

1. Что такое художественный стиль?
1) стиль, предназначенный для оформления официально-деловых текстов;
3) стиль, предназначенный для сообщений и воздействия на население, который имеет подстили: газетно-информационный, агитационный, рекламный;
4) стиль, предназначенный для заполнения досуга и для воздействия на население путём использования художественной образности, который имеет подстили: художественной литературы, театрально-постановочный, эпистолярный;
5) стиль, предназначенный для устного общения, который имеет подстили: разговорно-бытовую речь и устную разновидность научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей.
2. Что такое табуирование в русском языке?
1) это использование в текстах разностилевых средств;
2) это наличие в языке совокупности терминов из разных специальных областей знаний, стоящей за рамками общелитературного языка;
3) это запрещение для употребления в обществе определенных слов (мата, грубой вульгарной лексики);
4) это использование жаргона молодёжи;
5) это употребление в речи деминутивов (уменьшительно-ласкательных слов).
3. Что такое праславянский язык?
1) то же, что праязык;
2) то же, что общеславянский язык;
3) то же, что восточнославянский язык;
4) то же, что общеиндоевропейский язык;
5) то же, что древнерусский язык.
4. Какое понятие можно определить следующим образом: «жаргоны, употребляемые на отдыхе (столбистов, спелеологов, бардсплава и т.п.)»?
1) жаргоны тинэйджеров;
2) светский жаргон;
3) социальные диалекты;
4) досуговые жаргоны;
5) функциональные стили.
5. Что такое старорусский язык?
1) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
2) это жаргон высших слоёв общества;
3) это язык русского народа периода его существования как народности;
4) это возрастной жаргон молодежи;
5) это русский язык 14–17 веков.
6. Какое понятие можно определить следующим образом: «стиль литературного языка, предназначенный для устного общения, имеющий следующие подстили: разговорно-бытовую речь, устную речь научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей»?
1) просторечие;
2) арго;
3) сленг;
4) разговорный стиль;
5) профессиональный стиль.
7. Что такое русские народные говоры?

1) то же, что территориальные диалекты;
2) то же, что социальные диалекты;
3) возрастные жаргоны молодёжи;
4) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
5) это вариант русского литературного языка, реализующийся в ограниченной сфере деятельности и характеризующийся собственным набором выразительных средств.
ВАРИАНТ 3.

1. Что такое жаргоны?
1) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
2) социальные варианты национального языка, используемые относительно закрытыми группами людей (бывают: профессиональные, досуговые, возрастные и т.п.);
3) это язык молодёжи;
4) это вульгарная, табуированная лексика;
5) это совокупность терминов из разных специальных областей знаний, стоящая за рамками общелитературного языка.
2. Что такое литературный язык?
1) это язык русского народа периода его национального существования;
2) это язык городских низов;
3) это вариант национального языка, используемый относительно закрытыми группами людей;
4) это разновидность национального языка, принятая образованной частью населения страны;
5) это язык правильный, общеупотребительный, нормы которого рассматриваются как обязательные;
3. Что такое праславянский язык?
1) то же, что праязык;
2) то же, что общеславянский язык;
3) то же, что восточнославянский язык;
4) то же, что общеиндоевропейский язык;
5) то же, что древнерусский язык.
4. Что такое русские народные говоры?
1) то же, что территориальные диалекты;
2) то же, что социальные диалекты;
4) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
5) это вариант русского литературного языка, реализующийся в ограниченной сфере деятельности и характеризующийся собственным набором выразительных средств.
5. Какое понятие можно определить следующим образом: «жаргоны, употребляемые на отдыхе (столбистов, спелеологов, бардсплава и т.п.)»?
1) жаргоны тинэйджеров;

2) светский жаргон;
3) социальные диалекты;
4) досуговые жаргоны;
5) функциональные стили.
6. Что такое табуирование в русском языке?
1) это использование в текстах разностилевых средств;
2) это наличие в языке совокупности терминов из разных специальных областей знаний, стоящей за рамками общелитературного языка;
3) это запрещение для употребления в обществе определенных слов (мата, грубой вульгарной лексики);
4) это использование жаргона молодёжи;
7. Какое понятие можно определить следующим образом: «стиль литературного языка, предназначенный для устного общения, имеющий следующие подстили: разговорно-бытовую речь, устную речь научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей»?
1) просторечие;
2) арго;
3) сленг;
4) разговорный стиль;
5) профессиональный стиль.
5) это употребление в речи деминутивов (уменьшительно-ласкательных слов).


ВАРИАНТ 4.

1. К какому понятию подходит это определение: «это табуированная лексика, преимущественно употребляемая в арго и частично в просторечии»?
1) обсценная лексика;
2) мат;
3) жаргонная лексика;
4) диалектная лексика;
5) просторечие.
2. Что такое старорусский язык?
1) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
2) это жаргон высших слоёв общества;
3) это язык русского народа периода его существования как народности;
4) это возрастной жаргон молодежи;
5) это русский язык 14–17 веков.
3. Что такое русские народные говоры?
1) то же, что территориальные диалекты;
2) то же, что социальные диалекты;
3) возрастные жаргоны молодёжи;
4) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;

5) это вариант русского литературного языка, реализующийся в ограниченной сфере деятельности и характеризующийся собственным набором выразительных средств.
4. Что такое художественный стиль?
1) стиль, предназначенный для оформления официально-деловых текстов;
3) стиль, предназначенный для сообщений и воздействия на население, который имеет подстили: газетно-информационный, агитационный, рекламный;
4) стиль, предназначенный для заполнения досуга и для воздействия на население путём использования художественной образности, который имеет подстили: художественной литературы, театрально-постановочный, эпистолярный;
5) стиль, предназначенный для устного общения, который имеет подстили: разговорно-бытовую речь и устную разновидность научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей.
5. Что такое праславянский язык?
1) то же, что праязык;
2) то же, что общеславянский язык;
3) то же, что восточнославянский язык;
4) то же, что общеиндоевропейский язык;
5) то же, что древнерусский язык.
6. Что такое табуирование в русском языке?
1) это использование в текстах разностилевых средств;
2) это наличие в языке совокупности терминов из разных специальных областей знаний, стоящей за рамками общелитературного языка;
3) это запрещение для употребления в обществе определенных слов (мата, грубой вульгарной лексики);
4) это использование жаргона молодёжи;
5) это употребление в речи деминутивов (уменьшительно-ласкательных слов).
7. Что такое литературный язык?
1) это язык русского народа периода его национального существования;
2) это язык городских низов;
3) это вариант национального языка, используемый относительно закрытыми группами людей;
4) это разновидность национального языка, принятая образованной частью населения страны;
5) это язык правильный, общеупотребительный, нормы которого рассматриваются как обязательные;
ВАРИАНТ 5.

1. К какому понятию подходит это определение: «это язык деклассированных элементов (воров, убийц, мошенников)»?
1) молодёжный жаргон;
2) жаргон тинэйджеров;
3) сленг;
4) арго;
5) литературный язык.
2. Что такое художественный стиль?
1) стиль, предназначенный для оформления официально-деловых текстов;
2) роман, повесть, рассказ, комедия;
3) стиль, предназначенный для сообщений и воздействия на население, который имеет подстили: газетно-информационный, агитационный, рекламный;
4) стиль, предназначенный для заполнения досуга и для воздействия на население путём использования художественной образности, который имеет подстили: художественной литературы, театрально-постановочный, эпистолярный;
5) стиль, предназначенный для устного общения, который имеет подстили: разговорно-бытовую речь и устную разновидность научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей.
3. Что такое жаргоны?
1) древняя форма существования устного русского языка, характерная для жителей сельской местности и имеющая региональное варьирование;
2) социальные варианты национального языка, используемые относительно закрытыми группами людей (бывают: профессиональные, досуговые, возрастные и т.п.);
3) это язык молодёжи;
4) это вульгарная, табуированная лексика;
5) это совокупность терминов из разных специальных областей знаний, стоящая за рамками общелитературного языка.
4. К какому понятию подходит это определение: «это табуированная лексика, преимущественно употребляемая в арго и частично в просторечии»?
1) обсценная лексика;
2) мат;
3) жаргонная лексика;
4) диалектная лексика;
5) просторечие.
5. Какое понятие можно определить следующим образом: «стиль литературного языка, предназначенный для устного общения, имеющий следующие подстили: разговорно-бытовую речь, устную речь научного, официально-делового, публицистического и художественного стилей»?
1) просторечие;
2) арго;
3) сленг;
4) разговорный стиль;
5) профессиональный стиль.
6. Какое понятие можно определить следующим образом: «жаргоны, употребляемые на отдыхе (столбистов, спелеологов, бардсплава и т.п.)»?
1) жаргоны тинэйджеров;
2) светский жаргон;
3) социальные диалекты;
4) досуговые жаргоны;

5) функциональные стили.
7. Что такое праславянский язык?
1) то же, что праязык;
2) то же, что общеславянский язык;
3) то же, что восточнославянский язык;
4) то же, что общеиндоевропейский язык;
5) то же, что древнерусский язык.

Тесты №5 для домашнего тестирования

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Из лесу доносится протяжный крик не уснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос.

2) Шум, холод, и холодные брызги – моя стихия.

3) Но, напротив, в тот роковой день она как будто была если не веселее, то спокойнее обыкновенного.

4) Высокий господин, как из земли вырос и пошёл за ней.

2. Укажите, какие из приведённых особенностей не характерны для публицистического стиля:

А) лаконичность;

Б) отвлечённость;

В) наличие общественно-политической лексики;

Г) отбор доходчивых для населения языковых средств;

Д) отсутствие эмоционально-экспрессивных слов;

Е) употребление авторских неологизмов.


1) А, Г

2) А, В

3) Г, Е

4) Б, Д


3. Во вступлении оратор не должен

1) обосновывать постановку вопроса

2) заинтересовывать слушателей

3) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился

4) устанавливать контакт с аудиторией

4. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок – «Слово о полку Игореве» - его степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.

Б. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова; рисовал громадные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова.

В. Он был главным и праздничным, ласковым и разящим.

Г. Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека.


1) В, Б, А, Г, параллельная

2) А, Г, В, Б, последовательная и параллельная

3) Б, В, А, Г, параллельная и последовательная

4) А, Б, В, Г, последовательная


5. Каким словарём вы не воспользуетесь при выборе варианта:


одинокий – одиночный

М[о]пассан или М[а]пассан

рассвет – сумерки

акрост и х или акр о стих


1) орфоэпическим словарём

2) словарём синонимов

3) словарём паронимов

4) этимологическим словарём


6. Пуризм – это…

1) неприятие всяких новшеств и изменений в языке или прямое их запрещение

2) неприятие всего нового

3) стремление обновить язык путём заимствований

4) учение о нормах литературного языка

7. При несогласии с собеседником используются определённые этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в официальной обстановке.


1) Это не так.

2) Я с вами не согласен.

3) Думаю, что вы не совсем правы.

4) Это абсурд.


8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Сорокалетний мужчина тоже принял участие в кроссе.

2) В США в то время родился стовосьмидесятичетырёхмиллионный житель.

3) В семидесятитрёхмиллионной стране было очень мало учёных.

4) Город расположен на обоих сторонах реки.

9. Речевая ошибка допущена в предложении…

1) Отпечаток изысканности носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

2) Безотрадна цветовая гамма цветов, использованная М.Ф. Достоевским в романе.

3) День угасал, и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.

4) Синевший вдали лес неожиданно побледнел, растворившись в косых потоках ливня.

10. Для текстов разговорного стиля не характерно

1) Широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии

2) Образование прилагательных и глаголов оценочного значения (глазастый, поговаривать)

3) Сжатость, компактность изложения, экономия использования языковых средств

4) Тенденция к отсутствию склонения составных числительных, аббревиатур, первой части имени собственного (к Иван Иванычу).

11. Определите стиль и тип речи.

Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих двух гениев.

Вся жизнь Лермонтова вплоть до его трагической погибели была прямым продолжением жизни Пушкина.

Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом, видным со всех сторон Отечества, достойным преемником пушкинской музы.

В эту минуту Пушкин как бы стал Лермонтовым, чтобы потребовать высшего суда над надменными потомками «известной подлостью прославленных отцов».

По словам Блока «Отлетевший дух Пушкина как бы снизошёл на Лермонтова. В этом году его дар совершенно окреп и определился, поэт претворил в себе все влияния литературы и жизни и стал самим собой».

Блок очень точно заметил: «В эту минуту наивысшего духовного напряжения, высшего, почти нечеловеческого прозрения, осенённый Пушкиным Лермонтов «стал самим собой». Стать самим собой, казалось бы, так легко, а на самом деле нет ничего труднее для человека – стать самим собой!»

Трудно сказать, как бы сложилась поэтическая судьба Лермонтова, не будь этого стихотворения, поднявшего поэта на такую великую высоту. Это загадка. (по Н. Доризо)

1) публицистический стиль, описание

2) разговорный стиль, описание и рассуждение

3) художественный стиль, повествование

4) публицистический стиль, рассуждение и повествование

12. К числу приёмов рефлексивного слушания не относится

1) перефразирование

2) приём уточнения

3) резюмирование

4) зрительный контакт

13. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)пурпурный, а красный; (не)способен на поступок; (не)продуманное решение

2) (не)знакомый дом; (не)умеющие молчать; (не)сходил в кино

3) (не)встреченный поезд; (не)что иное как; (не)думая о последствиях

4) (не)доставало терпения; (не)нависть; (не)взлюбить

14. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:


1) частная собственность

2) демобилизация из армии

3) свободная вакансия

4) три единственные дочери


15. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Шимпанзе – это представитель рода человекообразных обезьян, обитающих в тропической части Африки.


1) средний

2) мужской

3) категория рода не определяется

4) женский


16. Укажите, в каких случаях паронимы дымный – дымчатый употреблены правильно:

1) Льётся в алюминиевые чашки дымчатая уха, холодный квас разливается по кружкам.

2) Белка вздрогнула, качнулась головой вперёд и дымчатым комочком упала на снег.

3) Всё вокруг – только медленное движение тьмы, она стёрла берега, кажется, что земля растаяла в ней, превращена в жидкое и дымное, непрерывно, бесконечно, всей массой текущее куда-то вниз, в пустынное немое пространство.

4) Саша стояла посреди чистой, теперь дымчатой от табака избы.

17. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква Ё.


1) никч…мный, расч…ска, ж…лтый

2) крыж…вник, ш..лк, деш…вый

3) свеж.., беч…вка, печ…нка

4) ш…рты, кош…лка, дж…уль


18. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.

1) Дома у себя Громов всегда читал лёжа.

2) Старик чабан оборванный и босой в тёплой шапке, с грязным мешком у бедра и с крючком на длинной палке, унял собак.

3) Пройти огонь и воду и медные трубы.

4) Как демон коварна и зла.

19. Совокупность языковых средств, используемых в административных актах, договорах, различной документации, - это __ подстиль официально-делового стиля.


1) юридический

2) политический

3) канцелярский

4) дипломатический


20. Определите вид служебного письма.

Искренне благодарим Вас за ценную информацию относительно маркетинга наших товаров. Готовы оказать Вам аналогичную услугу.


1) письмо-запрос

2) письмо-напоминание

3) письмо-сообщение

4) письмо-благодарность


21. Укажите синоним к фразеологизму выжить из ума.


1) впадать в детство

2) поминай как звали

3) сесть в лужу

4) душа болит


22. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.)

Букет от…


1) Анны Рейслер (Рейслер)

2) Романа Гуревич (Гуревич)

3) Натальи Овсиенко (Овсиенко)

4) Михаила Павловских (Павловских)


23. Укажите, в каком ряду все подчёркнутые слова пишутся с прописной буквы.

1) крестовые походы, полтавская битва

2) музыкальное училище имени Гнесиных, Московский Театр оперетты

3) Всеволод Большое гнездо, летний сад

4) государственная публичная историческая библиотека, гордиев узел

24. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия или деепричастного оборота.

1) Поднялся свежий восточный ветер, и мы воротились домой, посмеиваясь друг над другом и ничуть не сожалея ни о потраченном времени, ни о своём предприятии, давно задуманном, но не доведённом до желаемого конца.

2) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.

3) Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

4) На лесной дороге, расходясь веером, лежали тени от сосен.

25. Определите способ изложения материала в тексте.

Успех этой книги широчайшего общественного анализа был бы немыслим, если бы высоким идейным качествам не соответствовали такие же литературные достоинства. Её архитектура совершенна. Она исполнена отличным, крыловского басенного склада и пушкинской выразительности, стихом. Такой краткости, когда портрет рисуется с полуреплики, у нас не достигал никто. Мы с детства прибегаем к формулировкам комедии для определения житейских положений.


1) исторический

2) концентрический

3) дедуктивный

4) аналогический


26. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1) курортный Сочи

2) в виску болит

3) самый прилежный

4) заглянув в комнату


27. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

«одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи».


1) Литота

2) Анафора

3) Параллелизм

4) Эпифора


28. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: конечно, сонет, тенор?


1) коне[шн]о, с[о]нет, [т'э]нор

2) коне[чн]о, с[о]нет, [т'э]нор

3) коне[шн]о, с[о]нет, [тэ]нор

4) коне[шн]о, с[а]нет, [т'э]нор


29. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: БингоШОУ – живите хороШОУ!

1) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма, использование его компонентов в прямом значении)

2) употребление прописных букв в середине и в конце наименования

3) соблюдение норм дореволюционной орфографии

4) окказионализмы (новые слова)

30. Для текстов научного стиля не характерно (-а)…

1) использование абстрактной лексики

2) распространённость эллиптических и неполных предложений, слов-обращений, слов-предложений

3) использование более кратких вариантных форм, что соответствует принципу «экономии» языковых средств

4) преобладание неопределённо-личных предложений

31. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:


1) Это чепуха.

2) Думаю, что мы все от этого выиграем.

3) Это абсурдно.

4) Я считаю.


Вариант 2

1. Укажите синоним к фразеологизму закинуть удочку.


1) Показать, где раки зимуют

2) Концы в воду

3) Висеть на плечах

4) Бросить пробный шар


2. Определите способ изложения материала в тексте.

Стекло бывает разное. Оконное, зеркальное, бутылочное, а ещё такое, которым покрывают тазы и кружки, - эмаль. Эмаль – разновидность стекла. Вот о ней и пойдёт речь. И ещё о железе. Оно ведь действительно очень легко ржавеет, до неприличия легко. Подавляющее большинство автомобилей оказывается на свалке потому, ч то у них проржавел кузов. Что противопоставить ржавчине? Обычная защита – краска. В ходу различные мастики, в последнее время очень большой популярностью пользуется эпоксидная смола.


1) стадиальный

2) исторический

3) дедуктивный

4) индуктивный


3. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

1) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум.

2) Отдохнув и утолив жажду, путники двинулись дальше.

3) Употребив спиртное, у них возник умысел.

4) Перейдя через невысокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым лесом.

4. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)решенная проблема, (не)большая лужа, (не)заметив выход

2) (не)чем написать, (не)друг, (не)доставало терпения

3) (не)раз, (не)узнав о друге, (не)прочная нить

4) (не)заменимый работник, (не)чаянный выстрел, (не)с кем поговорить

5. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Море – как пустыня.

2) Дожди, болота, усталость – всё это было моментально забыто.

3) Снег – глубок, хлеб – хорош.

4) «Славная погода будет к вечеру» - заметил Алексей.

6. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:


1) песчаные барханы

2) страшно удобная обувь

3) букинистическая книга

4) облокотиться спиной


7. Отметьте жанры публицистического стиля речи:


1) резюме

2) интервью

3) реферат

4) аннотация


8. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы выяснить происхождение слов: «карболка», «караван».


1) этимологическим словарём

2) словарём синонимов

3) толковым словарём русского языка

4) орфоэпическим словарём


9. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: к шапочному разбору, балласт, Шопен?


1) К шапо[ч'н]ому разбору, ба[л]аст Ш[о]пен

2) К шапо[шн]ому разбору, ба[л]аст Ш[о]пен

3) К шапо[чн]ому разбору, ба[лл]аст Ш[о]пен

4) К шапо[ч'н]ому разбору, ба[л]аст Ш[а]пен


10. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Леса Австралии и Малайзии полны какаду, только у этих птиц на голове есть особенное украшение из перьев, напоминающих веер.


1) общий

2) средний

3) женский

4) мужской


11. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем.

Б. Уже в ранних стихах начала складываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности.

В. Это, бесспорно, верный критерий подлинности и силы поэтического мастерства.

Г. Стихи её узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации.


1) Г, Б, А, В, параллельная

2) Б, В, Г, А, параллельная

3) А, Б, В, Г, последовательная

4) А, Г, В, Б, последовательная


12. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

«одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи».


1) Литота

2) Анафора

3) Параллелизм

4) Эпифора


13. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Вещество состоит из частиц – атомов, молекул и ионов. Несмотря на то, что молекулы и ионы могут иметь сложную форму, при построении моделей газов, жидкостей и твёрдых тел для простоты используют сферы.

В любом веществе силы, притягивающие частицы друг к другу, противодействуют силам, заставляющим частицы двигаться. Энергия движения частиц (кинетическая энергия) возрастает с температурой. Состояние вещества зависит от соотношения кинетической энергии и сил притяжения частиц. При изменении температуры, давления или других условий меняется состояние вещества – жидкость превращается в пар или затвердевает, газ превращается в жидкость, а твёрдое тело в жидкость или газ.


1) общеупотребительные

2) диалектные

3) разговорные

4) термины


14. Во вступлении оратор не должен

1) заинтересовывать слушателей

2) обосновывать постановку вопроса

3) устанавливать контакт с аудиторией

4) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился

15. Жесты, дополняющие определение слов, называются…


1) символическими

2) указательными

3) изобразительными

4) эмоциональными


16. Укажите, в каких случаях паронимы длинный – длительный употреблены правильно:

1) Все свои покупки жители делали в Японии и только в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольги, совершая для этого длительные путешествия.

2) На этот раз длинные рукоплескания превратились в овацию – за мужество его, за его молодую непримиримость к подлости.

3) Тренер скомандовал «Поехали!» - и длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость.

4) Залётная гагара кричала в тишине, да стучала лесопилка купца Русинова на длинном островке впереди.

17. К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся

1) только тексты научного и официально-делового стилей

2) все тексты, существующие в письменной форме

3) все тексты научного и официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы

4) все тексты за исключением просторечных и диалектных

18. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением:


1) ск..льзить, экспр..ссивный, см..рение

2) пл..вчиха, в..риант, ст..рона

3) акв..рель, сл..боватый, изм..нения

4) завед.д..фицит, л..гион, к..мпьютер


19. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Нас у матери шестеро, а у соседа трое детей.

2) Мы жили тогда в Рязанской губернии, в ста двадцати верстах от ближайшей станции железной дороги и в двадцать пять верстах от большого торгового села.

3) Он вспомнил и описал сто сорок три человека.

4) Четверо ножниц лежало на столе.

20. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.

1) Р-н (район), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)

2) Г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)

3) Проч. (прочие), ж-д (железнодорожный), обл. (область)

4) Завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть)

21. Выберите тост, который неуместно будет предложить на дружеской встрече после подписания контракта.


1) За успех нашего дела!

2) За наше дальнейшее сотрудничество!

3) За любовь и дружбу!

4) За осуществление наших планов!


22. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы.

1) Сколько можно рассматривать этот вопрос?

2) Я хочу Вас переубедить…

3) Опять придётся возвращаться к этому вопросу.

4) Вы понимаете, что это требует дополнительного обсуждения.

23. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Шурка подбежал к окну – посмотреть, куда она направилась.

У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать.

- Зовёт Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу. «Приезжай, - говорит, - мама, шибко я по тебе соскучился».

Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко:

- Оно, знакомое дело, можно бы. Внучат ни разу не видела ещё, только по карточке. Да шибко уж страшно.

Около них остановились ещё две бабы, потом ещё одна подошла, потом ещё…

(В. Шукшин)


1) диалектные

2) просторечные

3) жаргонизмы

4) общеупотребительные


24. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.


1) скопиться, летать

2) зазеленеть, участвовать

3) шерстить, утонуть

4) разлетаться, ржаветь


25. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Блестящая защита вашей обуви (реклама ухода средства за обувью «Киви»).


1) гипербола

2) градация

3) анафора

4) каламбур


26. Найдите предложение без речевой ошибки.

1) Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

2) В комнате, возле печки, стояла девушка, она была жарко натоплена.

3) А вы на земле проживаете, как черви слепые живут.

4) Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

27. Совокупность языковых средств, используемых в административных актах, договорах, различной документации, - это __ подстиль официально-делового стиля.


1) политический

2) юридический

3) канцелярский

4) дипломатический


28. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.)

Книги для…


1) Анны Мартына (Мартын)

2) Вадима Котенко (Котенко)

3) Аллы Кузьминых (Кузьминых)

4) Олега Ортмана (Ортман)


29. Определите стиль и тип речи.

Вода Байкала необычайна чиста и прозрачна. Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что обладает удивительной системой самоочищения. Его воду очищает большая группа живых организмов. Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ! Это всё даёт возможность дышать несметному количеству животных, настолько мелких, что их можно не заметить в прозрачной воде. Эту армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон». Микроскопическое население Байкала обильно, но король в этом царстве – это малюсенький рачок по имени эпишура. 97% веса зоопланктона приходится на эпишуру, в каждом литре байкальской воды – от тридцати до пятидесяти тысяч этих рачков.

Эпишура – основной фильтр байкальской воды. Подсчитано, что за год миллиарды рачков «перерабатывают» таким путём в семь с лишним раз больше воды, чем приносят все впадающие в озеро реки. Но эпишура может очищать только такую уникальную, богатую кислородом воду, как байкальская, в загрязнённой воде она погибает. Вообще микроорганизмы чутко реагируют на малейшие изменения, именно это и вызывает тревогу учёных, которые объявили настоящую войну за сохранения чистоты священного Байкала.

(по В. Маркину)


1) разговорный стиль, повествование

2) публицистический стиль, описание

3) художественный стиль, рассуждение

4) научно-популярный стиль, рассуждение и описание


30. Какой из перечисленных жанров не относится к дипломатическому подстилю?


1) верительная грамота

2) доверенность

3) соглашение

4) нота протеста


31. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.

1) Дома у себя Громов всегда читал лёжа.

2) Старик чабан оборванный и босой в тёплой шапке, с грязным мешком у бедра и с крючком на длинной палке, унял собак.

3) Пройти огонь и воду и медные трубы.

4) Как демон коварна и зла.

32. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?


1) воткнутый, торты, дефис

2) кухонный, замкнутый, звонит

3) донизу, вкралась, айвовый

4) искоса, августовский, форзац


Вариант 3

1. Русский литературный язык – это…


1) Совокупность письменного, устного языка и диалектов

2) Язык литературных произведений

3) Образцовая форма национального языка

4) Книжно-письменный язык


2. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.


1) скопиться, летать

2) шерстить, утонуть

3) зазеленеть, участвовать

4) разлетаться, ржаветь


3. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.


1) максима одобрения

2) максима великодушия

3) максима такта

4) максима способа выражения


4. Каким словарём вы не воспользуетесь при выборе варианта:


невежа – невежда

В[о]льтер или В[а]льтер

знамя – стяг

бек о н или б е кон



1) словарём паронимов

2) словарём синонимов

3) орфоэпическим словарём

4) этимологическим словарём


5. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?


1) феерия, щавель, торты

2) толика, ремень, тигровый

3) таможня, сцепленный, счастливый

4) тошнота, цемент, фарфор


6. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:

Последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.


1) индуктивный способ

2) дедуктивный способ

3) ступенчатый способ

4) исторический способ


7. К психологическим (воздействующим на эмоциональную сферу слушателя) аргументам относится (-ятся)…


1) статистический материал

2) логическое обоснование

3) ссылка на личностные особенности оппонента

4) документы


8. Определите способ изложения материала в тексте.

Мщение есть страсть низкая и вредная. Ибо делать зло ближнему, –значит, унижать достоинство человека ко вреду собственному. Напротив, прощать обиды есть подвиг души прекрасной и великой. Часто друг, мстя другу за легкую обиду, лишается жизни или подвергается строгости законов. Дух кроткий обиды простит, великий забывает. Итак, удаляйте от сердца страсть мщения.


1) стадиальный

2) концентрический

3) дедуктивный

4) индуктивный


9. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Архитектор Гиль представила на конкурс новый проект гостиницы.


1) средний

2) общий

3) мужской

4) женский


10. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.

1) На солнечной поляночке дугою выгнув бровь парнишка на тальяночке играет про любовь.

2) Крепыш боровик отличался от остальных грибов.

3) Ты теперь не так уж будешь биться сердце тронутое холодком.

4) И осень ранняя задумчиво грустная овеяла меня тоскующим дыханьем.

11. Определите стиль и тип речи.

Кочерга.

Забавное происшествие случилось минувшей зимой в одном учреждении.

Надо сказать, что это учреждение занимало небольшой отдельный дом. Причём дом был старинной постройки. Обыкновенные печи отапливали здание. Специальный человек – истопник – наблюдал за печами. В этом году, в феврале, истопник, спускаясь по лестнице, слегка обжег кочергой одну служащую.

Конечно, случай этот мелкий, пустой, недостойный попасть на страницы художественной литературы. Однако неожиданные последствия этого дела были весьма забавны.

Директор учреждения вызвал к себе истопника и сделал ему строгое внушение. Истопник, сокрушенно вздыхая, ответил, что у него на шесть печей всего одна кочерга, с которой он и ходит то туда, то сюда. Вот если бы на каждую печку была отдельная кочерга, вот тогда б и можно было придираться.

Это простая мысль – иметь кочергу на каждую печку – понравилась директору. И он тот час стал диктовать машинистке требование на склад: «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче…». Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:

- Не помню, как пишется – пять коче… Три кочерги – ясно. Четыре кочерги – понятно. А пять? Пять – чего? Пять кочерги…

Молоденькая машинистка, пожав плечами, сказала, что в школе ей не приходилось склонять что-либо подобное. …


1) научно-популярный стиль, повествование

2) художественный стиль, повествование

3) публицистический стиль, описание

4) разговорный стиль, рассуждение


12. Речевая ошибка допущена в предложении…

1) Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

2) Гениальный писатель создаёт свои произведения, не думая о законах, изложенных в учебниках по литературоведению или риторике.

3) Мелодично звенели вершины сосен, и едва слышно перешёптывались осинки.

4) Вечереющее солнце, вдоволь накупавшись в облаках, бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Все двадцать две бригады, обслуживающие тысячу триста гектаров виноградников, на подряде.

2) Вершок – старая русская мера длины, равная одной шестнадцатой аршина, приблизительно четырём целым сорока четырём сотым сантиметра.

3) Прошло полторы недели.

4) Семеро бед, один ответ.

14. Какие фразы не рекомендуются использовать при собеседовании:

1) Я уверен, что у меня достаточно сил для дальнейшей учёбы и профессионального роста.

2) Я хочу и умею учиться.

3) Мне нравится работать с новыми программами.

4) У меня, к сожалению, нет опыта.

15. Какой из перечисленных жанров не относится к юридическому подстилю?


1) докладная записка

2) закон

3) постановление

4) конституция


16. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

- Так, - снова сказал дядя, - кондуктором, значит. На трамвайной линии?

- Скажи, какой случай! А я, Серёга, друг ситный, сел в трамвай, гляжу – что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь-восемь!.. Ну, я же рад… Ну, я же доволен.

Кондуктор потоптался на месте и вдруг сказал:

- Платить, дядя, нужно. Билет взять. Далеко ли вам?

Дядя счастливо засмеялся и хлопнул по кондукторской сумке.

- Заплатил бы! Ей-богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропусти – и баста – заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ах, твою семь-восемь! А я еду, Серёга, друг ситный, до вокзалу.

(М. Зощенко)


1) просторечные

2) диалектные

3) общеупотребительные

4) неологизмы


17. Укажите, в каких случаях паронимы динамический – динамичный употреблены правильно:

1) У Андрея Григорьевича характер усиленно динамический, на три тысячи оборотов, и рот без застёжки.

2) Стравинский взял у песенной сферы русского свадебного обряда всё лучшее, правдивое, динамическое.

3) Наряду с ритмическим началом в сценической речи должно заключаться ещё и начало динамичное.

4) Конечно, такая охота длится минуты. Она по-своему интересна, динамична, но малодобычлива.

18. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:


1) ночная серенада

2) свободная вакансия

3) суета сует

4) передовой форпост


19. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

Вещество является твёрдым, когда силы притяжения между его частицами настолько велики, что препятствуют их свободному передвижению. Твёрдые тела имеют определённую форму, поскольку частицы, из которых они состоят, плотно прижаты друг к другу и часто образуют регулярную структуру, называемую кристаллической решеткой. Кристалл – пример высокорегулярной структуры.

Жидкости текучи, иными словами – они могут менять свою форму. В гравитационном поле Земли жидкости собираются на дне сосуда, образуя ровную плоскую поверхность. В жидкостях силы взаимодействия между частицами слишком слабы, чтобы удерживать их на одном месте. Молекулы свободно скользят друг по другу и перемещаются с места на место.


1) общеупотребительные

2) термины

3) разговорные

4) диалектные


20. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия или деепричастного оборота.

1) Отдохнув и утолив жажду, путники двинулись дальше.

2) Приближаясь к морю, мы ещё издали услышали его глухой шум.

3) Употребив спиртное, у них возник умысел.

4) Перейдя через высокий горный хребет, отряд попал в долину, поросшую густым ельником.

21. Определите основную функцию публицистического стиля:

1) передача информации о текущих событиях

2) передача информации при непосредственном общении

3) передача научной информации

4) стремление к строгости изложения

22. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.)

Документы для…


1) Светланы Пугач (Пугач)

2) Виктора Долгих (Долгих)

3) Марины Радченко (Радченко)

4) Андрея Чуткого (Чутких)


23. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам.

Б. И чем древнее посёлок, улица или река, тем тайна глубже.

В. В любом названии места скрывается тайна.

Г. Мы без труда решали задачи, если нашу деревню называли: Сосновка, Осиповка, Дубровка, Берёзовка.


1) Б, А, В, Г, параллельная

2) А, Б, В, Г, параллельная

3) А, Б, Г, В, последовательная

4) В, Б, А, Г, последовательная


24. Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН.

1) осе..ий, выкача..ый, ветрен..ый

2) замороже..ое (мясо), просея..ый, чека..ый

3) прида..ое, высуше..ый, телевизио..ый

4) перепуга..ый, размеша..ый, копчё..ый

25. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)выполненное задание; (не)куда ступить; ни на что (не)обращать внимание

2) (не)выдуманная история; (не)погода; ни за что (не)пойду

3) (не)смотря на жару; (не)сдобровать; (не)торопясь

4) (не)откуда; (не)допустимый; в музее (не)достаёт двух экспонатов

26. Определите стиль текста.

Депутаты Государственной Думы обладают государственной неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Он не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, Государственной Думой на основании заключения комиссии палаты, специально образуемой для данного случая.


1) художественный стиль

2) официально-деловой стиль

3) научный стиль

4) публицистический стиль


27. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

__________ - разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения.


1) Метафора

2) Аллегория

3) Эпитет

4) Синекдоха


28. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана:

Когда простуда берёт за горло (реклама леденцов «Strepsils»).

1) окказионализмы (новые слова, созданные в экспрессивных целях)

2) фонетические повторы, рифмованные лозунги

3) каламбур

4) дефразеологизация (семантический распад фразеологизма)

29. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

Терраса, скучно, эссенция?


1) те[р]аса, ску[шн]о, э[с’э]нция

2) те[р]а[сс]а, ску[шн]о, э[с’с’э]нция

3) те[рр]аса, ску[шн]о, э[с’э]нция

4) те[р]аса, ску[чн]о, э[сэ]нция


30. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) «Что же ты не едешь» - спросил я ямщика с нетерпением.

2) И снег, и лица, и шинели – всё какого-то бурого цвета.

3) Если листья, осыпаясь, лягут лицевой стороной вверх, жди мороза.

4) Героиней этого романа само собой разумеется была Маша.

31. Укажите правильный вариант фразы официальных документов.

1) настоящим ставим Вас в известность

2) извещаем, что Вам нужно произвести платёж

3) лишён возможности принять участие в …

4) не можем принять участие в …

32. Укажите синоним к фразеологизму испустить дух.


1) голова идёт кругом

2) ум за разум заходит

3) одним миром мазаны

4) протянуть ноги


Вариант 4

1. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.


1) убедить, принести

2) пылесосить, чудить

3) ощутить, беречь

4) победить, уходить


2. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Осенью в лесу происходят перемены.

Б. Как приятно ходить по нему солнечным осенним днём!

В. Постепенно они сбрасывают листву, образуя на земле ковёр из опавших листьев.

Г. Лиственные деревья меняют окраску с зелёного на жёлтый и красный цвета.


1) А, Б, В, Г, параллельная

2) А, Г, В, Б, параллельная

3) А, Г, В, Б, последовательная

4) Б, В, А, Г, последовательная


3. Укажите, в каких случаях паронимы обидный – обидчивый употреблены правильно:

1) Морозке хотелось сказать что-нибудь обидчивое, но он не находил слов.

2) Конечно, у него есть недостатки. Он вспыльчив, обидчив, нетерпелив.

3) К берегу мы приставали против маленького хуторка с обидным названием Вонючка.

4) Как горько сетуем мы на обидчивые пустоты в театральных и концертных залах.

4. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.


1) максима согласия

2) максима симпатии

3) максима такта

4) максима качества


5. Канцеляризмами являются слова…

А) нижеподписавшиеся

Б) взимать

В) потребовать

Г) агрессия


1) А, Б

2) В, Г

3) А, Г

4) Б, В


6. Прочитайте заключительную часть обвинительной речи А. Жукова. Определите, какую функцию она выполняет.

Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Метрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчинила своему влиянию Медынцеву. Обольщая её надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманивала у Медынцевой долговые документы на всё её состояние и употребила эти документы на свои дела; путём обмана. Путём мошенничества получила из опекунского управления значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всех этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремится всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова.

1) вывод из вышеизложенного

2) подчёркивает актуальности и перспективы изложенной темы

3) обобщение вышеизложенного

4) призыв к действию, пожелание

7. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана: Все дети любят, все мамы советуют (реклама шоколадного батончика «Milky Way»).


1) гипербола

2) антитеза

3) олицетворение

4) эпитет


8. Определите, кто является автором фразеологизма тришкин кафтан.


1) Н. Гоголь

2) Н. Лесков

3) И. Крылов

4) А. Пушкин


9. Определите эффективность использования в публичной речи устойчивых оборотов: «Третья сторона медали», «И грянул бал».


1) повышается выразительность речи

2) ограничивается тематика

3) достигается сложность изложения

4) исключается двусмысленность


10. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

__________ - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.


1) Литота

2) Градация

3) Парцелляция

4) Инверсия


11. Императивные нормы…

1) действуют только в книжных стилях

2) допускают нарушения в определённых ситуациях

3) строго обязательны к исполнению

4) предполагают возможность выбора одного из вариантов

12. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.

1) Он известен как хороший шахматист.

2) Птицы отражаясь в неподвижном зеркале воды чинно идут друг за дружкой.

3) Лепестки маков летели по ветру лёгкими стаями как мотыльки.

4) Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы.

13. Логический барьер в деловом общении возникает, когда…

1) у собеседников неправильное произношение, речь невнятна, в ней много слов паразитов

2) собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, то есть «говорят на разных языках»

3) один из собеседников не очень свободно говорит на языке, на котором ведётся беседа

4) каждый из собеседников видит проблему только со своей позиции и не хочет понять точку зрения оппонента

14. Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН.

1) утре..ий, несчаст..ый, оловя..ый

2) журавли..ый, мужестве..ый, выкраше..ый

3) ране..ый, серебря..ый, причёса..ый

4) да..ый, иллюстрирова..ый, деревя..ый

15. Во вступлении оратор не может использовать следующий приём

1) начать образом, символом, аллегорией

2) рассказать случай из своей жизни

3) начать с шутки или анекдота, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе

4) сделать комплимент слушателям

16. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)спрягаемый глагол, знак (не)равенства, (не)намерен молчать

2) (не)зрелый плод, скрытая (не)приязнь, афиши (не)расклеены

3) (не)преступная крепость, возможны всякие (не)ожиданности, (не)вдомёк

4) устал с (не)привычки, (не)слышно шума городского, ничего (не)понимающий

17. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

- Так, - снова сказал дядя, - кондуктором, значит. На трамвайной линии?

- Скажи, какой случай! А я, Серёга, друг ситный, сел в трамвай, гляжу – что такое? Обличность будто у кондуктора чересчур знакомая. А это ты. Ах, твою семь-восемь!.. Ну, я же рад… Ну, я же доволен.

Кондуктор потоптался на месте и вдруг сказал:

- Платить, дядя, нужно. Билет взять. Далеко ли вам?

Дядя счастливо засмеялся и хлопнул по кондукторской сумке.

- Заплатил бы! Ей-богу! Сядь я на другой номер или, может быть, вагон пропусти – и баста – заплатил бы. Плакали бы мои денежки. Ах, твою семь-восемь! А я еду, Серёга, друг ситный, до вокзалу. (М. Зощенко)


1) неологизмы

2) общеупотребительные

3) диалектные

4) просторечные


18. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

скучно, шинель, боа?


1) ску[чн]о, ши[н’э]ль, [бо]а

2) ску[шн]о, ши[н’э]ль, [ба]а

3) ску[шн]о, ши[нэ]ль, [бо]а

4) ску[шн]о, ши[н’э]ль, [бо]а


19. Определите стиль и тип речи.

К моменту нашего рождения (вопреки расхожи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: