Маленькие компьютеры для больших людей


1) гипербола

2) антитеза

3) градация

4) эпитет


15. Определите способ изложения материала в тексте.

До нас дошло сочинение Аристотеля «Риторика», в котором он подробно излагает свои взгляды на эту науку. Сочинение состоит из трёх книг. В 1 книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей. 3 книга «Риторики» посвящена самой речи.


1) стадиальный

2) концентрический

3) исторический

4) дедуктивный


16. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы выбрать верный вариант: «пускать туман в глаза» или «пустить туман в глаза».

1) фразеологическим словарём

2) словарём иностранных слов

3) орфоэпическим словарём

4) толковым словарём русского языка

17. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Он многократно издавался и переиздавался.

Б. Только при жизни учёного справочник был издан восемь раз.

В. А к началу 21-го века ожеговский словарь выдержал уже двадцать восемь изданий.

Г. «Словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова вышел в свет 1949 году.


1) Г, А, Б, В, последовательная

2) Г, В, Б, А, последовательная

3) А, Б, В, Г, параллельная

4) В, Г, Б, А, последовательная


18. Укажите, в каких случаях паронимы длинный – длительный употреблены правильно:

1) На этот раз длинные рукоплескания превратились в овацию – за мужество его, за его молодую непримиримость к подлости.

2) Тренер скомандовал «Поехали!» - и длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость.

3) Залётная гагара кричала в тишине, да стучала лесопилка купца Русинова на длинном островке впереди.

4) Все свои покупки жители делали в Японии и только в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольги, совершая для этого длительные путешествия.

19. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:

Изложение материала в хронологической последовательности.


1) исторический способ

2) индуктивный способ

3) концентрический способ

4) дедуктивный способ


20. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастия или деепричастного оборота.

1) Листва берёз висит не шелохнувшись.

2) Устав после занятий, мне не читалось.

3) По небу ползли тяжёлые тучи, скрывая собой уже начавшие меркнуть звёзды.

4) Какая-то ночная птица низко пролетела над самой землёй и, заметя нас, зашуршала крыльями и полетела на ту сторону реки.

21. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)встреченный поезд; (не)что иное как; (не)думая о последствиях

2) (не)знакомый дом; (не)умеющие молчать; (не)сходил в кино

3) (не)пурпурный, а красный; (не)способен на поступок; (не)продуманное решение

4) (не)доставало терпения; (не)нависть; (не)взлюбить

22. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.


1) максима симпатии

2) максима качества

3) максима согласия

4) максима такта


23. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

__________ - замена в высказывании нарицательного имени именем собственным.


1) Эпитет

2) Градация

3) Анафора

4) Антономасия


24. Укажите последовательность этапов подготовки к публичному выступлению

1. выбор темы

2. написание текста

3. составление плана

4. первичное знакомство с необходимой литературой


1) 1, 4, 3, 2

2) 4, 3, 1, 2

3) 1, 2, 4, 3

4) 3, 4, 1, 2


25. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) «Не сердись, - повторил он и шёпотом на ухо добавил – Плакать тоже не надо».

2) Посмеяться дело доброе.

3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

4) Маленький диск солнца будто апельсин-королёк.

26. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.

1) Давал три бала ежегодно и промотался наконец.

2) Рождённые в годы глухие пути не помнят своего. Мы дети страшных лет России забыть не в силах ничего.

3) Вы отроки-други возьмите коня.

4) А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака словно гигантский удав пышный, нестерпимо яркий поток мха.

27. Укажите плеонастическое выражение, употребляемое в деловых бумагах.


1) ведущий лидер

2) заработная плата за апрель месяц

3) биография жизни

4) каждая минута времени


28. Какое словосочетание характерно для официально-делового стиля?


1) давать деньги на семью

2) освободить от занимаемой должности

3) заседать два часа

4) отправиться в поход


Вариант 8

1. Часть публичной речи, в которой подводятся итоги, обобщаются высказанные мысли, называется:


1) вступление

2) аргументы

3) тезисы

4) заключение


2. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)прочная нить; (не)брежно; (не)зная прошлого

2) ничего (не)узнал; (не)занятые актёры; (не)заменимый работник

3) (не)убранные вещи; (не)взирая на ливень; (не)кого винить

4) (не)чаянный удар; (не)приступная крепость; (не)с кем пойти в кино

3. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:

- Вы – парниша что надо, - заметила Эллочка после первых минут знакомства.

- Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

- Хо-хо!

- Но я к вам по одному очень деликатному делу.

- Шутите!

- Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

- Хамите!

- Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

- Жуть!

Беседа продолжалась в том же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились всё водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни.

«Новое дело – подумал он, - стулья расползаются, как тараканы».

(И. Ильф Е. Петров)


1) разговорные

2) диалектные

3) профессиональные

4) общеупотребительные


4. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, не выделяются или не отделяются запятыми.

1) Давал три бала ежегодно и промотался наконец.

2) Осень жизни как и осень года надо не скорбя благословить.

3) Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.

4) За кровь и слёзы жаждавший расплаты тебя мы видим сорок первый год.

5. Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно:


1) большая или меньшая половина

2) монументальный памятник

3) прейскурант цен

4) страшная красавица


6. Укажите, в каком ряду во всех словах пишется НН.


1) освеще..а, деревя..ый, да..ый

2) нечая..ый, оловя..ый, обиже..ый

3) чва..ый, перепечата..ый, кожа..ый

4) клюкве..ый, ране..ый, напряжё..ый


7. Определите, какое языковое средство выразительности использовано для создания рекламного слогана:

Неповторимый устойчивый вкус (реклама жевательной резинки «Stimorol»).


1) эпитет

2) градация

3) гипербола

4) антитеза


8. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

__________ - стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, придающая речи динамизм, живость.


1) Антитеза

2) Анафора

3) Эллипс

4) Градация


9. Укажите, в каких случаях паронимы деловитый – деловой употреблены правильно:

1) Поля деловитым взором обежала комнату, где ей предстояло жить.

2) Между книгами попадались письма и бумаги, большею частью делового характера и совершенно неинтересные.

3) Светло-серый костюм с широкими плечами придал ей строгий, деловитый вид.

4) Деловой молоденький инженер Карцева работала расторопно и толково, помогая упаковывать станки.

10. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Архитектор Гиль представила на конкурс новый проект гостиницы.


1) мужской

2) средний

3) женский

4) общий


11. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

А. Осенью в лесу происходят перемены.

Б. Как приятно ходить по нему солнечным осенним днём!

В. Постепенно они сбрасывают листву, образуя на земле ковёр из опавших листьев.

Г. Лиственные деревья меняют окраску с зелёного на жёлтый и красный цвета.


1) Б, В, А, Г, последовательная

2) А, Б, В, Г, параллельная

3) А, Г, В, Б, последовательная

4) А, Г, В, Б, параллельная


12. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1).Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала моросящим дождиком.

2). Хотел кричать, язык сухой беззвучен и недвижен.

3). В.А. Серов величайший портретист, который внёс неоценимый вклад в развитие русского пейзажа.

4).«Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» - Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

13. Определите способ изложения материала в тексте

Не удивляетесь ли вы и тому, почему вам самим не пришла в голову та же самая идея, почему вы сами не могли выдумать этих же самых лиц, так обыкновенных, так знакомых вам, так часто виденных вами, и окружить их этими самыми обстоятельствами, так повседневными, так общими, так наскучившими вам в жизни действительной и так занимательными, очаровательными в поэтическом представлении? Вот первый признак истинно художественного произведения.


1) дедуктивный

2) ступенчатый

3) индуктивный

4) концентрический


14. К жанрам научного стиля относятся


1) справка, присяга

2) рассказ, сказка

3) тезисы, диссертация

4) драма, послание


15. Определите стиль и тип речи.

История искусства.

История народа – это во многом история его искусства. В самом деле, насколько меньше мы знали бы, скажем, о французском народе, если бы не Вольтер, Бальзак, Гюго и Стендаль, Ренуар и Роден.

Бетховен и Гёте, Шопен и Мицкевич, Дефо и Диккенс, Моцарт и Вагнер, Лист и Карузо, Сервантес и Рабле, художники Возрождения и вообще все великие художники – сотни имён – это история искусства, но это и история человечества.

Достоевский и Толстой, Шаляпин и Павлов, Чехов и Станиславский, Чайковский и Мусоргский, Рахманинов и Уланова… Это история нашего народа, история отечественного искусства, но это и наш вклад в общую сокровищницу человечества.

И вот оказывается, что история творится на наших глазах, мы видим воочию, как приходящее и сиюминутное становится вечным, окристаллизовывается в нетленные ценности. Кажется, не так давно прозвучало впервые имя неизвестной тогда Галины Улановой, а можем ли мы теперь представить отечественную культуру без этого имени? Да и мировую культуру вообще? Вместе с высочайшей техникой Уланова принесла в балет нежность, душевную глубину, доброту, просветлённость. Но есть и ещё одно значение этого имени в истории нашего искусства. Оно как бы пронесло эстафету, связало собой достижения и высоты русского классического балета с последующими десятилетиями, с новыми поколениями, с нынешним днём. Как в глубокой древности хранительница огня (была такая весьма ответственная должность) в бережных ладонях (и в сердце), Уланова пронесла сквозь времена огонь светлого искусства.

(В. Солоухин)

1) художественный стиль, повествование

2) разговорный стиль, рассуждение

3) публицистический стиль, рассуждение

4) научный стиль, описание

16. Какой из перечисленных жанров не относится к дипломатическому подстилю?


1) договор

2) коммюнике

3) конституция

4) нота протеста


17. В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?


1) квартал, плесневеть, слоган

2) жалюзи, свёкла, камбала

3) торты, кладбище, мытарь

4) компас, фортель, экспорт


18. При разговоре по телефону должны соблюдаться определённые этикетные формулы. Как первый сигнал к разговору не может употребляться выражение:


1) Это кто?

2) Вас слушают!

3) Алло!

4) Да!


19. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.

1) р-н (район), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)

2) проч. (прочие), ж-д (железнодорожный), обл. (область)

3) завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть)

4) г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)

20. Официально-деловую окраску имеет фразеологизм


1) возлагать ответственность

2) актуальность темы

3) холодная война

4) воспрянуть духом


21. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.)

Посылка для…


1) Михаила Иващенко (Иващенко)

2) Марины Колбаса (Колбаса)

3) Натальи Сигле (Сигле)

4) Александра Хват (Хват)


22. Определите, кто является автором фразеологизма дворянское гнездо.


1) Н. Лесков

2) А. Пушкин

3) И. Тургенев

4) И. Крылов


23. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного(-ых) оборота(-ов).

1) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

2) Прочитав рассказ, он показался мне слишком знакомым.

3) Капельки бегут наперегонки, и, истекая ими, светлеет, делается прозрачной розовая на заре сосулька, отливая радугой, а свет, пробившись сквозь неё, разделяется на белом стволе берёзы семью цветами спектра.

4) Вечерний лес ещё не спит, луна восходит яркая. И где-то дерево скрипит, как старый ворон каркая.

24. Каким словарём вы не воспользуетесь при выборе варианта:

замок – замок

к о мпас – комп а с

натуральный – натуралистический

яи[чн]ица – яи[шн]ица


1) словарём омонимов

2) орфоэпическим словарём

3) этимологическим словарём

4) словарём паронимов


25. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют формы 1 лица настоящего или будущего простого времени.


1) знобить, бросить

2) шерстить, очутиться

3) шелестеть, возникнуть

4) пылесосить, зарисовать


26. Просторечие – это…


1) местный народный говор

2) условный язык обособленной группы

3) устная речь

4) устная речь необразованных людей


27. Речевая ошибка допущена в предложении…

1) Вечереющее солнце, вдоволь накупавшись в облаках, бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

2) Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

3) Мелодично звенели вершины сосен, и едва слышно перешёптывались осинки.

4) Гениальный писатель создаёт свои произведения, не думая о законах, изложенных в учебниках по литературоведению или риторике.

28. К риторическим приёмам диалогизации монологической речи не относится:

1) вопросно-ответное единство

2) употребление личных местоимений 1 и 2 лица

3) употребление личных местоимений 3 лица

4) риторический вопрос

29. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Новый хлебозавод обеспечивает своей продукцией восемнадцать школ и двадцать три ясли.

2) Совокупный уставной капитал страховых компаний на первое июля тысяча девятьсот девяносто четвёртого года составил двести сорок четыре миллиарда рублей.

3) Хотя официальные данные по совокупным активам страховых компаний отсутствуют, специалисты оценивают их уровень на начало года в тысячу двести миллиардов рублей.

4) Пушкин родился в Москве шестого июня тысяча семьсот девяносто девятого года.

30. Стилистический барьер в деловом общении возникает, когда…

1) у собеседника речь невнятна, в ней много слов паразитов и излишних пауз

2) не учитывается вид сообщения и коммуникативная ситуация

3) собеседники используют разную лексику, разную культуру разговора, имеют социальные и профессиональные различия

4) один из собеседников не очень свободно говорит на языке, на котором ведётся беседа

31. К числу основных единиц речевого общения не относится


1) речевое взаимодействие

2) речевая ситуация

3) дискурс

4) речевое событие


32. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов:

Никитична, Мольер, адюльтер?


1) Никити[шн]а, М[о]льер, адюль[т’э]р

2) Никити[чн]а, М[о]льер, адюль[тэ]р

3) Никити[шн]а, М[а]льер, адюль[тэ]р

4) Никити[шн]а, М[о]льер, адюль[тэ]р


Вариант 9

1. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)достаёт до дна; (не)цветочный мёд; (не)ласковый и надменный ухажёр

2) Костёр не(погашен); (не)зелёный луг; (не)солоно хлебавши

3) (не)решительность характера; вижу (не)кошеный луг; (не)зачем расставаться

4) (не)читал книгу; никому (не)нужная встреча; (не)высоко взлететь

2. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:

__________ - замена в высказывании нарицательного имени именем собственным.


1) Антономасия

2) Анафора

3) Градация

4) Эпитет


3. Укажите, в каких случаях паронимы шутливый – шуточный употреблены правильно:

1) Народ зашевелился, закашлял, закурил, раздались сонные, но шутливые голоса.

2) Я писал на уроках всякого рода шутливые стихи.

3) А в последнем, как будто шуточном, письме он просил прислать ему в конверте самый драгоценный для него подарок – засушенный лист киевского каштана.

4) Пелись здесь уже не строевые, а русские народные песни – и шуточные и грустные.

4. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: