Заявление подано от


1) Константина Живаго (Живаго)

2) Антонины Венда (Венда)

3) Натальи Седых (Седых)

4) Олега Мицкевич (Мицкевич)


12. Чтобы студенческий профком выделил Вам льготную путёвку в лагерь, Вы напишите...


1) резюме

2) заявление

3) автобиографию

4) объяснительную записку


13. Найдите ряд слов с неправильным сокращением.

1) и т.д. (и так далее), млд. (миллиард), млн. (миллион)

2) инж. (инженер), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)

3) академ. (академик), зав. (заведующий), пом. (помощник)

4) с-х. (сельскохозяйственный), руб. (рублей), тыс. (тысяча)

14. Определите, что не является визуальной (зрительной) рекламой


1) фотореклама

2) печатная

3) радиореклама

4) световая


15. Отметьте высказывание, наиболее предпочтительное в ходе деловой беседы:


1) Я могу этого добиться …

2) Я считаю...

3) Это невозможно.

4) Вы не находите, что...


16. Речевой этикет приветствий предусматривает характер поведения, то есть очерёдность приветствия. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета.

Первыми приветствуют:


1) младшие по возрасту — старших

2) член делегации — её руководителя

3) младший по должности — старшего

4) женщина — мужчину


17. В системе русского литературного языка отсутствует _____ уровень.


1) грамматический

2) фонетический

3) стилистический

4) лексико-семантический


18. Каким словарём можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: «релятивный», «пролонгировать».


1) толковым словарём русского языка

2) орфоэпическим словарём

3) орфографическим словарём

4) этимологическим словарём


19. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?


1) ходатайствовать, шофёр, донельзя

2) ножны, планер, некролог

3) туфля, юродивый, безудержный

4) отгул, озимые, реквием


20. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, орхидея, афера?


1) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф'э]ра

2) гри[п], орхи[д'э]я, а[фэ]ра

3) гри[пп], орхи[д' э]я, а[фэ]ра

4) гри[п], орхи[дэ]я, а[ф'о]ра


21. Укажите, в каком случае нарушение лексической сочетаемости является ошибкой:


1) живой труп

2) очевидное-невероятное

3) отменный негодяй

4) экспонаты выставки


22. Укажите, в каких случаях паронимы дружеский – дружественный употреблены правильно:

1) Я чувствовал необходимость излить свои мысли в дружественном разговоре.

2) Дед Щукарь почёл себя близким знакомым Давыдова и обращался с ним с дружественной фамильярностью.

3) Несколько раз он пытался взять дружеский тон, но Осип был сух, почти неприветлив.

4) Чувствуя большое, дружественное внимание зала, он стал говорить медленнее, речь его звучала увереннее.

23. Укажите синоним к фразеологизму очень любить.


1) души не чаять

2) яблоку негде упасть

3) яблоко раздора

4) положа руку на сердце


24. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Маша — большая сластёна.


1) средний

2) общий

3) женский

4) мужской


25. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшие из пятисот четырёх цифр, в течение тридцати пяти минут.

2) Главная бухгалтерия обслуживает тридцать детских садов и двадцать две ясли.

3) Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.

4) На Венере день и ночь продолжаются по сто семнадцать земных суток, то есть более чем по восемьсот часов.

26. Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

1) Это упражнение делают стоя на вытянутых носках.

2) Студенты, выполняя задание, обращались к справочной литературе.

3) Книги Донцовой я могу читать, открыв на любой странице.

4) Спускаясь из окна в светлую ночь, его могут увидеть часовые.

27. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена буква А.


1) заг..рать, прик..саться, ср..внение, ог..рок

2) Р..стислав, откл..няться, уг..реть, пол..г

3) доск..кать, изл..жение, з..ря, тв..рить

4) выг..рки, попл..вок, р..стение, сл..гаемое


28. Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются или отделяются запятыми.

1) Не зная прошлого невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

2) В семье брата она чувствовала себя как за каменной стеной.

3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

4) Ко мне вошёл молодой офицер с лицом смуглым, отменно красивым.

29. Укажите, в каком ряду все слова с НЕ пишутся слитно.

1) (не)считая; (не)солоно хлебавши; (не)вежа

2) (не)достаёт терпения; (не)хватает; (не)настье

3) (не)взрачный; (не)рад встрече; трава (не)скошена

4) ( не)вменяемый; (не)глубокий, но холодный; (не)взлюбить

30. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно.

1) Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой.

2) У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.

3) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

4) Он прошёл в горячих точках огонь, и воду.

31. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1) ляжь на кровать

2) скучаю по вам

3) три девушки

4) сорок граммов


32. Речевая ошибка допущена в предложении…

1) Человеку свойственно не только преклоняться перед великим, но и стремиться превзойти его.

2) У Владимира шёл пот градом.

3) Джемма гуляла степенно, не спеша, как гуляют образованные девицы.

4) И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса, как два ручья.

Вариант 15

1. Определите стиль и тип речи.

Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, иосновательно аргументируют свою позицию. Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)


1) научный стиль; рассуждение

2) научный стиль; описание

3) публицистический стиль; рассуждение

4) художественный стиль; описание


2. Для текстов научного стиля не характерны.


А) насыщенность терминами, которая составляет 15-20% всей лексики текста;

Б) использование речевых штампов, клише;

В) научная фразеология;

Г) преобладание абстрактной лексики;

Д) употребление формы единственного числа в значении множественного числа;

Е) использование изобразительно-выразительных средств;

Ж) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;

З) наличие сложных предложений.


1) Б, Е

2) А, В

3) Д, З

4) Г, Ж


3. Какой тезис наиболее точно соответствует главной мысли автора?

Я думаю, что большинство из нас по своему опыту знает, как необходим личный контакт между людьми, живой обмен мнениями при согласовании творческой деятельности. Только когда видишь человека, слышишь интонацию его голоса, появляется доверие к его работе и желание сотрудничать с ним. По этой же причине никакой учебник не может заменить учителя. (П.Л.Капица)

1) Напечатанный научный труд не может заменить научное общение, живой обмен мнениями.

2) Ученый своими трудами может влиять на коллективную творческую работу.

3) Истина рождается и находится в голове одного человека.

4) Постоянный научный контакт является первостепенным источником научной информации.

4. К основным стилевым признакам официально-делового стиля не относится.


1) точность формулировок

2) предписующе-долженствующий характер

3) объективность изложения

4) отвлеченно-обобщенный характер


5. Какой из вариантов управления при глаголах является неправильным?


1) удивляться (кому? чему?)

2) выдумывать (кому? чему?)

3) ознакомиться (с чем?)

4) уловить (что?)


6. Определите, какие стилистические фигуры и тропы не использованы в данном отрывке:

Я памятью живу с увядшими мечтами,

Виденья прежних лет толпятся предо мной,

И образ твой меж них, как месяц в час ночной

Между бродящими блистает облаками.

М. Ю. Лермонтов


1) анафора

2) метафора

3) сравнение

4) эпитет


7. Акция (действие) как раздел риторики не включает в себя...


1) приёмы интонирования, постановку голоса

2) сценическое движение

3) мимику, жесты

4) выбор языковых средств для выражения замысла


8. Речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта - это речевое (-ая)...


1) событие

2) ситуация

3) взаимодействие

4) поведение


9. Выделяют объективные и субъективные параметры при характеристике аудитории. Объективными параметрам портрета аудитории являются...


1) наличие запроса на информацию

2) интеллектуальная характеристика

3) отношение к мыслям оратора

4) демографическая характеристика


10. Прочитайте начало речи знаменитого дореволюционного адвоката Карабчевского Н. П. в защиту Мироновича. Определите, какой прием привлечения внимания использует адвокат:

Господа присяжные заседатели! Страшная и многоголовая гидра предубеждение, и с нею-то прежде всего приходится столкнуться в том злополучном деле. Злополучном с первого судебного шага, злополучном на всем дальнейшем протяжении процесса. Преступление зверское, кровавое, совершенное почти над ребенком, в центре столицы на фешенебельном Невском, всех, разумеется, потрясло, всех взволновало. Этого было уже достаточно, чтобы заставить намного потерять голову даже тех, кому в подобных случаях именно следовало бы призвать все свое хладнокровие. Ухватившись за первую пришедшую в голову мысль, на слово поверили проницательности первого полицейского чина, проникшего в помещение гласной кассы ссуд и увидевшего жертву...


1) использование образа, символа, аллегории

2) переход сразу к изложению дела

3) рассказ истории, сообщение потрясающего факта

4) прямое выражение своих чувств по поводу излагаемого вопроса


11. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: