Эпидемиология

Азартные игры распространены во всем мире. Так в США, по данным широкомасштабных эпидемиологических исследований, большинство людей время от времени играет в азартные игры. Однако всегда находятся те, кто рискует больше других, теряя при этом контроль над своим поведением. В 1970-х годах ХХ столетия в Англии даже возникла проблема низкой посещаемости кинотеатров, вплоть до необходимости их закрытия, ввиду возрастающей популярности залов игровых автоматов. В США количество «проблемных гэмблеров» (патологических игроков), зависимых от игровых автоматов, составляет от 2 до 5% населения. В связи с всеобщей интернетизаций в последние годы все большей популярностью у игроков пользуется онлайновый, или Интернет-гэмблинг. По данным S. Wharry [98], более 4,5 миллиардов долларов зарабатывалось в этой сфере ежегодно на начало тысячелетия, и по прогнозам, эта цифра может удваиваться каждые два года.

Обращает на себя внимание, что большинство исследований, посвященных патологической азартной игре ориентировано на мужчин, которые преобладают среди патологических азартных игроков. Так соотношение мужчин-женщин в группах «Анонимные игроки» 7:1 или даже 10:1. В тоже время изучение распространенности среди всего населения показывает соотношение мужчин и женщин 2:1 или 3:1. При этом имеются данные, что у женщин патологическое влечение к игре носит более тяжелые формы. Они втягиваются в опасное увлечение игрой в три раза быстрее, чем мужчины и тяжелее поддаются психотерапии; развитие расстройства у них более прогредиентно по стадиям: социальный гэмблинг; интенсивный гэмблинг; проблемный гэмблинг.

Изучение возрастных особенностей распространенности гэмблинг-зависимости выявило, что среди подростков и молодежи гэмблинг встречается в 2-4 раза чаще, чем среди взрослых. По данным австралийских исследователей, гендерных различий по распространенности гэмблинга в подростковой популяции обнаружено не было. S Fisher [98], исследуя особенности патологического гэмблинга среди подростковой популяции в 10 000 человек в возрасте от 12 до 13 лет из 114 школ в Англии и Уэльсе установил, что подростки играют практически в те же игры, что и взрослые, но предпочитают игровые автоматы (fruit machines), которые в настоящее время стоят во всех игорных залах России. Выявлено, что злокачественное развитие патологического гэмблинга при использовании игровых автоматов отмечается чаще, чем при традиционных формах игры (рулетка, карты, бинго и т.д.).

Зависимость от игры в последние годы стала одной из серьезных социальных и медицинских проблем в российском обществе. Нарастающая распространенность патологической зависимости от игры многих людей в России привела к нищете, а кого-то и к самоубийству. В то же время большинство российских врачей недостаточно знакомы с психопатологией данного расстройства, не изучены особенности формирования и течения данной болезни в нашей стране, не разработаны и действенные методы терапии этой патологии.

Р.Браун предложил шесть компонентов, универсальных для всех вариантов аддикции, которые впоследствии были уточнены М.Гриффитсом: сверхценность (salience), изменения настроения (mood changes), рост толерантности (tolerance), симптомы отмены (withdrawal symptoms), конфликт с окружающими и самим собой (conflict), рецидив (relapse) [26].

Отечественные авторы также выделяют ряд характерных признаков, свойственным азартным игрокам. К таковым они относят:

1) Постоянную вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2) Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание в воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3) «Потерю контроля», выражающуюся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4) Состояние психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5) Характерное постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление к все более высокому риску.

6) Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7) Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гэмблинг возобновляется.

Многие авторы находят сходство между гэмблингом и алкоголизмом или потреблением наркотиков (например, между тенденцией увеличивать ставки и увеличением дозы наркотиков и алкоголя).

Выделяют три стадии развития гэмблинга. Для первой типичен относительно крупный выигрыш, формирующий последующую зависимость от влечения. На второй весь уклад жизни постепенно структурируется вокруг игры с прогрессирующим снижением как социального приспособления, так и психологических навыков в игре (появление нерасчетливых ходов, неоправданного риска). По­следнее служит главной причиной дезадаптации, поскольку патологические игроки в принципе обладают весьма высоким техническим мастерством в игре.

В течение 10­-15 лет может наступить третья стадия ­ полной декомпенсации, co­провождающаяся абсолютной финансовой несостоятельностью и криминальным поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: