Торговля на основе эффекта масштаба

Эффектом масштаба (рост затрат факторов на единицу, приводящий к росту производства больше, чем на единицу) объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по обеспеченности факторами производства.

Внешняя экономия, обусловленная ростом масштаба производства (внешний эффект масштаба производства), возникает в случаях, когда издержки на единицу продукции определяются размерами отрасли и не обязательно зависят от размеров каждой из ее фирм.

Например, в отрасли первоначально работало 10 фирм, каждая из которых производила по 100 изделий; т. е. всего в отрасли выпускалось 1000 изделий. Если состав отрасли удвоился, т. е. в ней стало насчитываться 20 фирм, каждая из которых по-прежнему производит по 100 изделий, то издержки каждой фирмы снизятся вследствие общего расширения отрасли: более крупная отрасль может обеспечить более эффективное использование оборудования или предоставление специализированных услуг. В этом случае отрасль получит внешний эффект масштаба производства.

При существовании внешнего эффекта масштаба производства страна, имеющая значительный объем производства в какой-либо отрасли, будет при прочих равных условиях стремиться иметь низкие издержки производства выпускаемого ею товара. Это приведет к возникновению циклического процесса, так как страна, которая сможет производить товар по меньшей цене, будет стремиться выпускать его в больших количествах. Значительный по размерам внешний эффект масштаба производства содействует закреплению существующего характера международной торговли, каким бы ни был источник ее возникновения: страны, которые имеют большие объемы производства в отдельных отраслях, продолжают оставаться их лидерами вне зависимости от первопричин этого явления. Они сохранят свои крупные объемы производства, несмотря на то, что другие страны потенциально могли бы выпускать товары этих отраслей по более низкой цене.

Внутренняя экономия, обусловленная ростом масштаба производства (внутренний эффект масштаба производства), возникает тогда, когда издержки на единицу продукции зависят от размера и индивидуальных особенностей фирмы и не обязательно зависят от размера отрасли в целом.

Например, если объем производства отрасли, сохранился на прежнем уровне в 1000 изделий, а число фирм сократилось вдвое (с 10 до 5), каждая из пяти оставшихся фирм стала выпускать по 200 изделий и при этом произошло снижение издержек производства, то будет иметь место внутренний эффект масштаба производства.

Внутренний эффект масштаба приводит к созданию рыночной структуры с несовершенной конкуренцией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: