Несколько основных правил фотографирования

1. Прежде всего, следует иметь в виду главные цели фотографирования или видеосъёмки. Какую информацию именно будем обсуждать при анализе снимка объекта: форму тела, координатные сетки, отдельные дефекты поверхности, риски, трещины, кинематику развития объекта на поверхности тела. Целесообразно делать как общий вид образца, так и виды его фрагментов с разным приближением. От поставленных целей зависит технология фотографирования, т.е. направление света, контрастность освещения. Возможности техники фотографирования и видеосъёмки растут с каждым годом, зарождаются и новые понятия. Например, фото- и кинокамеры с возможностью киносъёмки со скоростью более 1000 кадров в секунду называют сегодня «лупой времени». Цифровая фотография, применение специальных осветителей и фильтров дают постоянно расширяющийся набор методов фото- и видеосъёмки, сравнительное изучение снимков обрабатываемого материала до, во время и после пластической деформации, просмотр видеороликов, могут дать множество новых импульсов для развития исследований в области процессов обработки материалов.

2. Спуск затвора. Цифровые аппараты в режиме одиночного снимка делают его за 2 стадии: после лёгкого нажатия на кнопку спуска фотоаппарату требуется до 1–2 секунд для настройки параметров, после чего он выдаёт сигнал готовности (звуковой или зелёной лампочкой); только после этого следует плавно увеличивать усилие на кнопку до звукового сигнала о завершении экспозиции. Таким образом, спуск затвора совершается в два этапа.

3. Правильная освещённость объекта. Достаточно сильное освещение – главное условие съёмки. Качество всех настроек, например фокусировки (автоматической или ручной) нельзя достичь при слабой освещённости. Без хорошей освещенности нельзя добиться большой «глубины резкости», т.е. одинаково чётких элементов изображения на разном удалении от фотоаппарата. Наоборот, сильный световой поток позволяет автоматике уменьшить диафрагму (отверстие в объективе), что даст возможность с небольшого расстояния снимать объёмные тела. Кроме того, при сильном свете время выдержки будет коротким, следовательно, небольшое колебание фотоаппарата в руках при съёмке не «смажет» снимок.

Макросъёмка требует дополнительных мероприятий с освещением и в случае использования встроенной вспышки – специального обвода луча по ломаной траектории для достижения равномерного или заданного режима освещенности объекта. Ниже даны несколько рекомендаций по управлением освещенностью:

1) Как правило, рассеянное освещение, приближенное к «световой ванне», даёт высшее качество изображения. Наилучшим осветителем могут быть несколько ламп дневного света, или одна, дополненная зеркалами, серебристыми, белыми отражателями. Могут быть полезны белые листки бумаги для дополнительной подсветки, установленные по бокам предметного столика.

Исключение: фотографирование рельефной поверхности с рисками, трещинами или с координатной сеткой. Для контрастности рельефа поверхности нужен, наоборот, достаточно резкий и узкий источник света, идущий по касательной к поверхности, причём прямоугольную координатную сетку в виде двух семейств рисок лучше фотографировать так, чтобы оба семейства линий располагались под углом примерно 45 градусов к источнику света.

2) Качество освещённости легко подстраивать, наблюдая эффект в монитор фотоаппарата, или делая пробные снимки.

3) Нагретые до 800–1000 градусов поверхности дают весьма равномерное излучение без теней, трещины так же хорошо излучают, как и металл около них, что не позволяет увидеть углубления, дефекты поверхности. Для таких съёмок нужны специальные осветители, работающие в другом интервале длин волн излучения, например, в ультрафиолетовом, и соответствующие оптические фильтры для фотоаппарата.

4) Встроенные вспышки обычных цифровых фотоаппаратов могут быть, тем не менее, использованы для макросъёмки. Для этого луч вспышки можно отклонить в сторону светлой стенки, или в сторону белого листа бумаги, дающего рассеянное облучение образца. Отклонение луча встроенной вспышки в сторону отражателя можно сделать, подклеив скотчем кусочек алюминиевой фольги к корпусу фотоаппарата. Мягкое освещение даёт также лист белой бумаги, установленный между источником концентрированного света и объектом съёмки на определенном расстоянии от источника света.

4. Яркость фона. Поверхность столика, на котором расположен объект, может быть белой, но если предмет тёмный, тогда потребуется ручная настройка параметров съёмки. Если аппарат имеет автоматическую настройку выдержки, то маленький образец может оказаться слишком тёмным, в последнем случае имеет смысл брать фон с близкой к предмету по яркости «светлостью», например серый.

5. Наведение на резкость: при автоматической съёмке маленьких выступающих предметов, например узкой кромки полосы с торца, может оказаться, что аппарат настраивается на резкость не исследуемой поверхности образца, а на поверхность столика, которая находится существенно дальше от фотоаппарата. В таком случае нужен переход на ручную фокусировку и съёмку со штатива, либо «обман» автоматики при съёмке «с руки» со следующей манипуляцией:

1) после лёгкого нажатия на кнопку спуска затвора фотоаппарата следует подождать, пока фотоаппарат выдаст сигнал готовности фотографировать;

2) не отпуская кнопку, но и не усиливая нажатие, т.е. блокируя автонастройку фокуса, плавно удалять и приближать фотоаппарат от объекта до достижения резкости нужной детали снимка, повторять это перемещение взад-вперёд несколько раз; в наилучшем положении фотокамеры надо зафиксировать аппарат и плавно продолжать нажатие затвора до его спуска.

6. Положение фотоаппарата в пространстве при экспозиции. Неподвижность фотоаппарата при экспозиции лучше всего достичь с помощью штатива. Режим автоспуска дает возможность дополнительного изолирования аппарата от руки в момент съёмки. При съёмке плоских поверхностей в «фас» надо следить, чтобы плоскость аппарата была параллельна фотографируемой поверхности объекта, иначе не всё изображение поверхности получится достаточно резким. Если требуется увеличить глубину резкости, например если надо получить резкими детали поверхности объёмной детали, то аппарат удаляют от объекта, а размер кадра, т.е. нужное «приближение» устанавливают оптическими настройками аппарата. Удаление объекта требует иногда дополнительных осветителей. Повышенная яркость освещения сужает диаметр светового канала объектива, т.е. диафрагму камеры, что также увеличивает глубину резкости.

7. Перед съёмкой мелких объектов следует вспомнить, что надо:

- настроить режим МАКРОСЪЁМКИ;

- установить максимальное или повышенное разрешение фотокамеры;

- как и в иных случаях, перед серией экспозиций следует сделать минимум 1-2 пробных кадра и проанализировать их качество.

[11]Правильное написание степени деформации

[12]Четыре на четыре СМ? 4мм Х 4 мм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: