Важной формой получения студентами современных историко-правовых знаний являются лекции по наиболее важным темам курса, содержащим новейшие научные сведения. Для того чтобы усвоить основные положения лекции, запомнить ее, следует, внимательно слушая лектора, конспектировать. Следует помнить, что конспект – это не стенографирование лекции, а сокращенная запись главного. Различные составные части лекции нужно воспроизводить на бумаге по-разному. Подзаголовки разделов лекции, новые имена и понятия, определения и наиболее важные обобщающие выводы следует записывать полностью, иначе потом их будет трудно воспроизвести. Обычно лектор показывает эти элементы, замедляя темп речи или повторяя их. Точно так же должны быть полностью воспроизведены ссылки на нормативные акты, на другие источники и литературу, рекомендуемые лектором. Аргументация общих юридических положений, обоснования и доказательства выводов, характеристика предметов или явлений могут быть записаны сокращенно. Важно также отчетливо представить себе и воспроизвести в записи внутреннюю связь между отдельными аргументами, чтобы вся аргументация или характеристика была записана как стройное целое. Наконец, иллюстративный материал-факт, примеры можно записывать совсем кратко, двумя-тремя штрихами, с помощью которых можно было бы впоследствии восстановить в памяти данный факт. В тетради, предназначенной для конспектирования лекций, следует оставлять поля с таким расчетом, чтобы после прочтения лекционного материала можно было сделать исправления, дополнения, привести примеры. Своевременная работа над конспектом лекции позволит не только исправить оплошности в записях, но и прочнее усвоить необходимые знания.
|
|
На семинарских занятиях у студентов вырабатывается необходимый будущему юристу навык работы с учебными пособиями. Студент должен внимательно слушать выступающих, чтобы вступить в дискуссию, поправить или дополнить ответы своих товарищей. По ходу выступления и обсуждения вопросов темы семинарского занятия полезно вносить поправки и дополнения в свои конспекты.
Обязательным элементом подготовки к семинару выступает работа над первоисточником (изучение истории создания, структуры, принципов и норм правового памятника, их анализ, осмысление, сопоставление), а также ознакомление с обязательной и дополнительной литературой. Дополнительным требованием подготовки к семинару является составление и систематических ведение конспектов и иных записей (аннотаций, тезисов, выписок, схем) правовых источников и иной рекомендованной литературы. При составлении конспекта рекомендуется обращать особое внимание на понятия и термины, важно выписывать все непонятные термины и обращаться за их разъяснением к специальным словарям-справочникам.
|
|
В ходе семинаров проходит решение практических задач (судебных казусов), презентация и обсуждение сообщений, рефератов и иных видов самостоятельной работы.
В ходе семинарского занятия студенты выступают с рефератами. Письменная работа должна быть результатом большой самостоятельной работы над материалом. Использование цитат должно быть дословным, непосредственно из цитируемых произведений. В сносках указывается автор, название произведения, место и год издания, том и страницы.
В обязательном порядке на титульном листе реферата приводятся следующие сведения: наименование учебного заведения; кафедра: Теории и истории государства и права, конституционного права; по курсу: История государства и права зарубежных стран; название темы; выполнил студент: фамилия и инициалы исполнителя; группа; проверил: Фамилия, инициалы, должность преподавателя; место и дата написания работы.
Во введении студент должен указать: актуальность выбранной темы, цель и задачи исследования, краткую характеристику историографии проблемы и источниковедческую базу. Основная часть должна содержать материалы, раскрывающие тему исследования. Основная часть разбивается на параграфы. Каждый параграф начинается с новой страницы. Параграфы содержат основную часть историко-правового материала. В заключении содержатся общие выводы по реферату. В списке литературы необходимо указать все использованные при написании источники и литературу в алфавитном порядке по форме: автор, наименование, издательство, год издания.
При составлении конспектов при подготовке к семинару целесообразно оставлять место (например, на полях) для записей во время семинарского занятия ответов других студентов, выводов и замечаний преподавателя. Качественно сделанный конспект не только позволяет успешно отвечать на семинарских занятиях, но и дает возможность экономить время при повторении материалов курса перед экзаменами. Переписывать содержание нормативного акта из хрестоматии нецелесообразно. Полезней делать в тетради отметки, позволяющие легко сориентироваться во время ответа, найти необходимую статью в рассматриваемом документе.
Всю литературу можно разделить на учебники и учебные пособия, оригинальные научные монографические источники, научные публикации в периодической печати. Из них можно выделить литературу основную (рекомендуемую), дополнительную и литературу для углубленного изучения дисциплины.
Изучение следует начинать с учебника, поскольку учебник - это книга, в которой изложены основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой и требованиями дидактики.
Важной составляющей любого солидного научного издания является список литературы, на которую ссылается автор. При возникновении интереса к какой-то обсуждаемой в тексте проблеме всегда есть возможность обратиться к списку относящейся к ней литературы. В этом случае вся проблема как бы разбивается на составляющие части, каждая из которых может изучаться отдельно от других. При этом важно не терять из вида общий контекст и не погружаться чрезмерно в детали, потому что таким образом можно «за деревьями не увидеть леса».
На семинарских занятиях студенты должны показать умение не только излагать материалы лекций, учебников, специальной научной литературы, но и работать с источниками права по данной теме, анализировать содержание источников, учитывая при этом их историко-юридические особенности, время их создания, технику изложения правовых норм, их социальную обусловленность и т.д. Большинство изучаемых тем в курсе «История государства и права зарубежных стран» требует обращения к источникам, правильного их цитирования и комментирования на занятиях. Поэтому во многих темах прямо упомянуты важнейшие законодательные акты, анализ которых на семинарах при рассмотрении отдельных вопросов обязателен. В других же темах в списке рекомендуемой литературы некоторые законы не названы ввиду большого их количества. Однако это не означает, что их не нужно вообще использовать в ответе. Цитирование таких законов на данном семинаре является не строго обязательным, но желательным. Это значительно повышает качество и оценку ответа студента.
|
|
По причине большого объема и сложности материала рекомендуем составлять схемы общественного и государственного строя изучаемой страны в данный период. Первоначально это будет сложно, но на семинарском занятии можно при помощи других студентов и преподавателя внести коррективы в составленную схему. При условии систематической, постоянной работы затем это станет значительно проще и легче. Тогда студент сам убедится, что большой и сложный материал можно относительно просто и быстро изложить в виде небольшой, но продуманной схемы. К тому же эти схемы при подготовке к зачету, а тем более к экзамену, позволяют быстро вспомнить пройденное и выделить в нем главное, что необходимо для правильного ответа. Это тем более будет полезно при изучении самых разных стран и разных исторических периодов.
При составлении схем государственного строя какой-либо страны в изучаемый период надо строго соблюдать иерархию органов власти: наверху высшие органы, ниже – центральные органы власти и управления, причем надо размещать их по значению сверху вниз, а не подчиненные друг другу государственные органы одного уровня должны располагаться параллельно, как бы «на одном этаже». Еще ниже должны находиться местные органы управления согласно своей иерархии. С помощью различных линий, пунктиров, стрелок обязательно нужно показать в такой схеме подчиненность одних структур другим, их отношения друг с другом. Составляя схемы общественного строя, нужно продумать структуру и иерархию сословий и классов в данном обществе, при этом следует помнить, что сословные и классовые деления не всегда совпадают, а иногда находятся в разных плоскостях.
|
|
Кроме этого, при подготовке к семинару студент должен точно и правильно понимать и применять необходимые термины. Для этого можно использовать как различные юридические словари и энциклопедии общего характера, так и специализированные справочные пособия. Преподаватель может проверить знание важнейших терминов по данной теме в устной или письменной форме прямо на семинаре, поэтому необходимо приносить словарь терминов на каждое занятие.
Семинарские занятия достаточно часто проводятся в форме заслушивания докладов студентов. Темы доклада соответствуют основным позициям, заявленным в плане семинарского занятия. При оценке доклада учитываются критерии: четкость в формулировке темы и ключевых положений доклада; связность, логическая последовательность и грамотность в построении изложения; ясность формулировок, в том числе дефиниций, даваемых учащимися по ходу изложения; самостоятельность в раскрытии темы. В процессе доклада следует обратить внимание на умение грамотно и логично излагать теоретический материал, а также на способность формулировать и аргументировать собственную позицию по вопросам доклада. Кроме того, студент должен быть готов ответить на вопросы, задаваемые преподавателем, а также студентами (слушателями).
Учащиеся могут выступать с дополнительными сообщениями. Дополнительные сообщения могут быть посвящены аспектам, не затронутым (или затронутым недостаточно обстоятельно) в основных докладах, либо делаться на самостоятельные темы, заранее сформулированные учащимися и согласованные с преподавателем. При этом выступающие должны быть в состоянии дать развернутые, исчерпывающие ответы на вопросы, задаваемые преподавателем, а также студентами (слушателями). Вопросы, а равно и ответы, должны иметь четкую, корректную формулировку, позволяющую понять их суть.
Возможно также составление учащимся хронологической таблицы, включающей в себя важнейшие даты из истории государства и права зарубежных стран. Использование указанных методик организации самостоятельной работы будет способствовать лучшему усвоения материала и в конечном итоге окажется существенным подспорьем успешной сдачи экзамена.
История государства и права зарубежных стран изучается в хронологической последовательности в рамках основных периодов: история государства и права Древнего мира, Средних веков, Нового времени, Новейшего времени. Эта периодизация соответствует основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которых являются государство и право.
В рамках первого периода изучается государственно-правовая история таких стран, как Древний Египет, Вавилон, Индия, Китай, а также государства античной цивилизации: Афины, Спарта, Древний Рим. В рамках второго периода - Франкское государство, Англия, Франция, Германия, Арабский Халифат, Китай, Япония. В рамках третьего периода - Англия, Франция, Германия, США, Япония, Китай. В рамках четвертого периода больше внимания уделяется не столько изучению государства и права отдельных вышеназванных стран, сколько изучению общих закономерностей развития государственных и правовых институтов в рамках мировых правовых систем: романо-германской и англо-американской.
Первый этап деятельности студента - поиск соответствующих источников информации по изучаемой теме. Основные источники: книги, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в Интернете, нормативные документы. Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. При сходных фондах отечественных изданий каталоги научных библиотек могут отличаться по структуре и содержанию. Поэтому поиск информации в различных библиотеках может дать разные результаты. Читать же, пользоваться фондами можно в той библиотеке, которая покажется более удобной для работы с книгой.
Для более широкого поиска информации о книгах по проблеме можно использовать книжную летопись, реферативные журналы, аналитические обзоры, бюллетени.
Раздел 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
ДРЕВНЕГО МИРА
Этот раздел включает обширный материал, характеризующий процесс возникновения государства и права в странах Древнего Востока и Античного мира.
При изучении древневосточных государственных и правовых образований нужно усвоить специфические черты процесса возникновения и развития государств Древнего Востока, в частности - доминирующую форму государства и политических режимов - так называемую «восточную деспотию». Студент должен знать не только основные ее признаки, но и уметь выделять специфические черты в ряде стран, таких как Вавилон и особенно Древняя Индия.
В странах Древнего Востока впервые возникла государственность, образовались раннерабовладельческие государства, для которых характерно было сохранение древневосточной общины, со значительными пережитками первобытной, обусловившее замедленное развитие рабовладельческих отношений (слабое развитие частной собственности на землю, воду, коллективное рабовладение). Рабство в этих странах носило патриархальный характер. Особенности общественного строя обусловили и своеобразные черты государства и права стран Древнего Востока. Во всех без исключения странах Древнего Востока государство выступало в форме деспотической монархии, для которой характерными были три отрасли управления: финансовое, военное ведомства и ведомство публичных работ.
Для античных, более развитых рабовладельческих государств (Греция, Рим) было характерно интенсивное развитие частной собственности на землю и другие средства производства, а также на рабов. Рабство здесь уже не носит патриархального, домашнего характера, а приобретает классические формы, выраженные особенно ярко в римском законодательстве, по которому «рабы суть вещи».
При изучении государств античного мира студент должен, во-первых, уяснить причины возникновения таких специфических, уникальных форм государственных образований, как античные полисы.
К VI в. до н.э. на первый план среди нескольких сотен греческих полисов выдвигаются два наиболее сильных в военном отношении - Афины и Спарта.
В Афинах в ходе строительства государства-полиса был накоплен уникальный опыт по созданию демократического политического устройства. Античная демократия в Афинах достигает вершины своего развития в V - IV вв. до н.э. Студент должен знать основные этапы развития Афинского государства, в частности реформы Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла.
В Афинах в этот период была сформирована эффективная система органов власти, построенная по принципу «разделения властей», дополненная системой сдержек и противовесов. Студент должен знать механизм функционирования этой системы, принципы ее формирования и деятельности.
При изучении процессов развития государства в Древнем Риме следует обратить внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме в царский, республиканский, имперский (принципат и доминат) периоды.
Право стран Древнего Востока, являвшееся по своей классовой сущности рабовладельческим, сохраняло отдельные пережитки первобытнообщинного строя (коллективная ответственность общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник не обнаружен).
При изучении права стран Древнего Востока особое внимание уделяется таким крупнейшим памятникам мирового права, как Законы вавилонского царя Хаммурапи, древнеиндийские сборники - дхармашастра «Законы Ману» и артхашастра брахмана Каутильи, специфике политико-правовых концепций легизма и конфуцианства в Древнем Китае, а также свод законов Древнего Китая «Книга законов царства Вэй» и др.
При изучении права Древних Афин особое внимание уделяется источникам (Законы Драконта, Солона, формы нормотворчества эклессии), а также тем правовым отраслям, в которых в наибольшей степени отразились специфические черты античного мира, его экономики, политики, социальной сферы. Речь идет, прежде всего, о сфере имущественных и договорных отношений, уголовного права, института гражданства. Несомненный интерес вызывает материал о судоустройстве и судопроизводстве в Афинах.
Определенную сложность представляет усвоение основных черт и институтов римского частного права. В связи с тем, что программа обучения студентов-юристов предусматривает изучение самостоятельной дисциплины «Римское право», в рамках данного курса особое внимание следует уделять основным этапам развития римского права, его источникам, историческим системам, а также важнейшим институтам вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права. Среди памятников права большее внимание должно быть уделено Законам ХП таблиц.
В истории римского права следует различать три периода.
1.Древнее римское право, действовавшее в период образования римского рабовладельческого государства и в период ранней республики, т. е. до середины III в. до н.э. Основные источники его - обычаи, а затем законы, важнейшими из которых были Законы XII таблиц.
Общие черты и особенности древнейшего римского права: сохранение пережитков первобытнообщинного строя, замкнутость (это право распространялось только на римских граждан и называлось цивильным), примитивность основных его институтов, формализм и символизм.
2. Римское право в период расцвета Рима (с III в. до н. э. до конца III в.). В этот период истории римского права важнейшим его источником наряду с законом становятся акты магистратов (выборных должностных лиц), особенно преторов. Формируется новая ветвь права – преторское право, отличное от древнейшего цивильного права.
В этот же период в связи с превращением римского государства в крупнейшую державу Средиземноморья и притоком в Рим иностранцев, не пользовавшихся правами римских граждан, возникает еще одна ветвь права – право народов. В конце данного периода в результате предоставления всему свободному населению Рима прав римских граждан происходит объединение всех трех ветвей римского права. Оно становится наиболее совершенной формой права.
3. Третий период в развитии римского права совпадает с этапом домината. В это время происходит систематизация римского права, но его кодификация была осуществлена уже после падения Западной римской империи.
Раздел 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Изучение средневекового государства и права следует начать с периодизации средневековья, которая учитывает эволюцию и смену форм средневекового европейского государства (раннефеодальная сеньориальная, сословно-представительная, абсолютная монархии).
Особое внимание следует обратить на диффузию политической власти, свойственную западноевропейской модели средневекового государства, особенно в периоды децентрализации и политической раздробленности.
Заслуживает внимания и вопрос о связи государства с другими элементами (институтами) политической системы, такими как крестьянская община, церковь и города.
Основу производственных отношений феодального строя составляет полная собственность феодалов на средства производства и неполная собственность на крепостных крестьян (феодал не имел формального права на убийство крестьян). Крепостные крестьяне по закону были прикреплены к земле, являющейся собственностью помещиков, и были лично зависимы от него.
Феодальный строй в период средневековья базировался на земельной собственности, размерами которой определялся объем власти и прав феодала. Правилами феодального общества были «чья земля, того власть», «чья власть, того право». В своем владении феодал был полновластным хозяином. Он устанавливал правила, регламентирующие взаимоотношения между крепостными по выполнению возложенных на них повинностей, определял формы и виды крепостной зависимости, чинил суд и расправу над своими крепостными.
Особый характер при феодализме имела общественная жизнь в городах. Здесь развивались ремесла и торговля, возникали соответствующие организации – цехи и гильдии с выработанными в них уставами, в которых предусматривались права и обязанности различных общественных групп и их организационные формы.
В развитии феодального общества важное значение имела церковь, так как религия составляла идеологическую основу господства класса феодалов.
При изучении феодального государства и права во все периоды его развития следует иметь в виду, что общей закономерностью экономического процесса было развитие от феодальной раздробленности к централизации экономической жизни и государственного строя.
Можно выделить следующие основные этапы развития феодального (средневекового) государства:
1) раннефеодальная монархия с периодом раздробленности (сеньориальная монархия);
2) сословно-представительная монархия;
3) абсолютная монархия.
Вместе с этим имелась своеобразная форма феодального государства в форме аристократической республики (например, Венеция, Генуя, Флоренция и др.).
Важными орудиями власти в феодальном государстве являлись армия, полиция, суды, тюрьмы. В развитых странах они имели различные организационные формы, однако сущность их была одна – они были направлены на подавление и эксплуатацию зависимого населения.
Важнейшей тенденцией государственного строительства в средневековой Европе стал процесс формирования национальных государств, а не полиэтнических монархий, как это было на Востоке или в Риме периода империи. Тем не менее «детство» Западной Европы начиналось с попытки создания на этой территории мощной империи франков. Именно с изучения процессов формирования государств и права у франков студент и должен начать освоения материала по средним векам.
При изучении закономерностей развития государства трех крупнейших европейских стран: Англии, Франции и Германии, следует обратить внимание на различные тенденции, свойственные данным процессам. Так, например, Франция стала страной, в которой феодализм развивался по «классическому» образцу, когда глубинные изменения в экономической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную форму организации государства.
Основной же тенденцией политического развития Германии стала децентрализация, в связи с чем периодизация развития государства в этой стране имеет определенную специфику. В частности, смена форм государства прослеживается не столько в масштабах всей империи, сколько в рамках отдельных политических образований, входивших в состав «Священной Римской империи Германской нации».
Отличительной чертой эволюции государства в Англии стала ранняя централизации королевской власти, почти полное отсутствие политического сепаратизма и феодальной раздробленности, раннее и быстрое развитие публичных начал власти.
При изучении вопросов, посвященных средневековому европейскому праву, следует обратить внимание на то, что в рамках национальных правовых государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. С другой стороны, уже в средние века в связи с общеевропейскими интеграционными процессами, определяются контуры будущих мировых систем права (романо-германской и англосаксонской), вырабатываются их специфические институты.
Среди источников права особое внимание студент должен уделить изучению следующих памятников: «Салическая правда» франков, германская частная компиляция права XIII в. «Саксонское зерцало», германский свод уголовного и уголовно-процессуального права XVI в. «Каролина», ассизы английского короля-реформатора Генриха II, сборник обычаев (кутюмов) Франции XIII в. «Кутюмы Бовези».
Изучение содержания феодального права предполагает усвоение его наиболее важных и значительных институтов.
Характерной чертой феодального права было то, что оно являлось привилегией класса феодалов. Феодальное право было правом «кулачным», правом открытой силы. Оно давало широкий простор для произвола, насилий в отношении крепостных крестьян.
Отсутствие в период феодальной раздробленности единой государственной власти и единой системы права в масштабе всей страны приводило к партикуляризму, преобладанию местных обычаев и актов местной власти. В связи с этим студент должен знать специфику таких самостоятельных правовых систем, как каноническое право, городское право, рецепированное римское право, существенно повлиявших на правовую общеевропейскую культуру.
В недрах феодального строя возникла и экономически укреплялась городская аристократия, которая боролась с дворянством, духовенством и стремилась к власти. В этой борьбе формировался класс буржуазии и вместе с ним класс наемных рабочих – пролетариат.
Стремительное развитие производительных сил, связанное с техническим прогрессом, открытием новых торговых путей; возникновение и укрепление новых, капиталистических производственных отношений; возрастание экономической силы и общественно-политического значения буржуазии привели к разложению и гибели феодального строя, приходу к власти буржуазии и возникновению периода нового и новейшего времени государства и права.
Раздел 3. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
НОВОГО ВРЕМЕНИ
Приступая к изучению этого раздела, следует уяснить социально-экономические и политические предпосылки и причины буржуазных революций.
Англия - первая страна, создавшая государственность в ходе революций XVII в. При ее изучении нужно, кроме усвоения общих вопросов, преимущественное внимание уделить вопросу об особенностях этой ранней революции (специфике ее идеологии, движущих сил, компромиссному характеру итогов). Отмеченные исторические вопросы следует увязать с изучением конституционных документов эпохи революции. Важно проследить процесс формирования конституционного государства после «Славной революции» 1688 г. Нужно уяснить систему политического компромисса и закрепившие его правовые нормы, приведшие к созданию Вестминстерской модели парламентаризма в XVII - XVIII вв. в Великобритании.
При изучении США студент, прежде всего, должен понять особенности образования США в ходе войны за независимость. В частности, необходимо знать систему управления в «белых» колониях Англии, социальный состав населения, уровень развития экономики, правовой статус жителей колоний. Особо следует обратить внимание на причины и движущие силы Американской революции, начавшейся как национально-освободительное движение и переросшее в борьбу за независимость.
Важнейшим документом этого периода является Декларация независимости 1776 г., изучению которой следует уделить особое внимание.
При рассмотрении вопроса о переходе от конфедерации к федерации в США необходимо уяснить, с какой целью и на каких принципах создавался первый конфедеративный союз штатов, а также причины, по которым такой союз не мог эффективно решать насущные задачи государственного строительства в послевоенный период.
Рассматривать вопрос о Конституции США 1787 г. необходимо с истории ее создания, с тех острых дискуссий, которые вели ее «отцы-основатели» и между собой, и с критиками ее проекта. В связи с эти рекомендуем изучить статьи виднейших американских политических деятелей того периода, опубликованных в сборнике «Федералист».
Студенту необходимо на основе анализа статей Конституции 1787 г.: обосновать особенности формы правления США, основные принципы конституции (республиканизм, федерализм, разделение властей, судебный конституционный контроль), а также уяснить отличие американского принципа разделения властей от европейского, прежде всего английского, основанного на верховенстве парламента как высшего законодательного органа.
Студенту также необходимо изучить историю принятия Билля о правах, первых десяти поправок к американской конституции, а также содержание последующих поправок, принятых в XIX – XX вв.
При изучении Франции в первую очередь необходимо рассмотреть ход и результаты Великой французской буржуазной революции. Наряду с усвоением общеисторических вопросов (причины, характер, основные этапы революции), нужно особое внимание уделить усвоению правовых документов, изданных в ходе революции. Наибольшее значение имеют Декларация прав человека и гражданина 1789 и 1793 гг., а также две Конституции 1791 и 1793 гг.
В XIX в. Франция пережила еще несколько революций, а французское государство, соответственно, неоднократно меняло форму правления. Студент должен знать важнейшие этапы государственно-политических перемен в этот период. Особое внимание следует обратить на Конституции Второй республики 1848 г. и конституционные акты Третьей республики, а также на систему власти в период правления Наполеона Бонапарта.
При изучении Германии особое внимание необходимо уделить этапам политического развития германских союзов в период с 1806 по 1871 г., анализу государственного строя Германской империи по Конституции 1871 г.
При изучении вопросов, связанных с развитием права в новое время, студент должен, прежде всего, понимать различия между двумя наиболее крупными, исторически сложившимися системами права - англо-американской и континентальной. Следует знать специфику источников права, основные тенденции его развития в ХIХ в. Из источников континентальной системы в рамках курсах особое внимание уделяется кодексам Германии и Франции: гражданским (ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.), а также уголовным (УК Франции 1810 г. и УК Германии 1871 г.).
Рассматривая вопросы государственно-политического развития стран Центральной и Восточной Европы, Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки следует обращать внимание на изменения, которые происходили в этих странах в ходе революций, политических переворотов, войн. Особое внимание следует уделять изучению конституционных актов, системе и структуре органов власти, правовому положению личности в этих странах.
Раздел 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Изучение процессов государственно-политического развития Великобритании в ХХ в. следует начать с вопросов о развитии партийной системы в стране, об усилении роли исполнительной власти, прежде всего, власти премьер-министра.
Студенту также необходимо знать основные положения реформы судоустройства 1971 и 1981 гг.
После Второй мировой войны активизировалась борьба народов колоний и зависимых стран за свободу и независимость. Начался распад Британской империи.
При изучении основных тенденций развития государственности в США в ХХ в. нужно особое внимание уделить «новому курсу» президента Ф. Рузвельта, в частности его антикризисному законодательству, государственным мерам борьбы с безработицей, социальному законодательству.
До 1940 г. во Франции государственный строй по-прежнему определялся конституционными законами 1875 г., но усилился процесс подчинения государства монополиям, возросла роль исполнительных органов власти.
Политическая история Франции в период между двумя мировыми войнами наглядно демонстрирует борьбу сил реакции и демократии. Следует обратить особое внимание на успешную борьбу объединенных демократических сил Франции (Народный фронт) в середине 30-х гг. ХХ в., уяснить характер и важнейшие меры правительства Народного фронта.
Из истории послевоенной Франции следует сконцентрировать внимание на борьбе вокруг новых конституций и их наиболее характерных чертах, уметь охарактеризовать политический режим Четвертой и Пятой республик.
Важное место в послевоенной истории Франции занимает распад ее колониальной системы.
Рассматривая историю государства и права Германии в период новейшей истории, необходимо понять причины, характер, движущие силы ноябрьской революции 1918 г., ее значение.
Необходимо рассмотреть изменения, произошедшие в связи с принятием Веймарской конституции 1919 г., причины крушения Веймарской республики и установления фашистской диктатуры в 1933 г. Из конституционных актов послевоенного периода особое внимание обратить на содержание Конституции ФРГ 1949 г.
Произошедшие к концу XX в. изменения в социально-экономических отношениях наиболее развитых стран обусловили и изменения в праве. Стирается грань между публичным и частным правом (прежде всего это происходит в континентальной системе права). Наметилась межгосударственная унификация национальных норм гражданского и торгового права. Вместе с тем этот процесс только начался, и между различными национальными системами существует много различий.
В течение XX в. существенные изменения претерпевают субъекты права. Изменяется статус физических лиц, утверждается равенство всех лиц без различия национальности, пола, семейного положения и пр. Возраст совершеннолетия снижается в большинстве стран в области дееспособности с 21 до 18 лет.
Дальнейшее развитие получило законодательство о юридическом лице. Большинство стран различает юридические лица частного и публичного права. К юридическим лицам частного права относятся банковско-коммерческие, промышленные и другие организации, создаваемые частными лицами. Они определяют задачи организации, создают ее материальную базу.
К юридическим лицам публичного права относят государство, государственные организации и учреждения. Им присущи публичная природа поставленных перед ними целей, наличие властных полномочий, особый характер членства.
Особое внимание в законодательстве современных стран уделяется таким видам юридического лица частного права, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Важнейшим элементом современных правоотношений является вещное право. Традиционно оно рассматривается как совокупность правовых норм, способствующих реализовать личные права на свою «вещь», не нуждаясь в разрешительных действиях других лиц.
Центральный институт вещного права – это право собственности. Под правомочиями собственника признается только то, что фиксировано нормами соответствующего национального гражданского права. Континентальная система права понимает под правом собственности совокупность исключительных правомочий собственника: право владения, право пользования и право распоряжения.
Институт права собственности в современное время претерпел большие изменения. Увеличилось число объектов права собственности, и они изменились качественно.
Важные изменения произошли в обязательственном праве. Появляются новые виды договоров: лицензионные соглашения (собственник изобретения или технологических знаний выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау), лизинги (долгосрочная аренда машин, оборудования – особая форма продажи), бартерные сделки и т.д.
В конце XIX в. появляется антитрестовское законодательство, целью которого было нейтрализовать некоторые негативные последствия от экономической деятельности крупных корпораций. Так, в 1890 г. в США был принят Закон Шермана. Впоследствии антитрестовское законодательство формируется в отдельную отрасль права во всех экономически развитых странах.
Изменения в семейном праве связаны с гуманизацией и демократизацией важнейших институтов семейного права в 1960 – 1970-е гг. В основном утвердилось юридическое равенство супругов в области семейных отношений, в том числе в области имущественных отношений. Улучшено правовое положение внебрачных детей. Большинство национальных законодательств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности.
Трудовое и социальное законодательство как отрасль права сложилась только в XX в. Коллективная борьба трудящихся вынудила собственников пойти на серьезные уступки. Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах: рабочего времени; признания профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров; зарплаты; охраны труда; права на забастовку и порядка разрешения трудовых споров. Ознакомьтесь с законодательством по этим вопросам в разных странах. Обратите внимание на то, что хотя оно дифференцировано по странам, тем не менее, имеет много общего.
После окончания Первой мировой войны в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. В последнее время в некоторых странах стали появляться законы, облегчающие положение семей с низким уровнем зарплаты в области медицинского обслуживания, образования и жилищного строительства.
Уголовное право в наибольшей степени восприимчиво к смене политического курса, политического режима. В XX в. оно неоднозначно и разновременно проявлялось в национальном законодательстве. Вместе с тем развитию уголовного права присущи и некоторые общие тенденции.
В судопроизводстве многих экономически развитых стран после Второй мировой войны также наметилась тенденция к демократизации. В англосаксонских странах получила дальнейшее развитие состязательная форма уголовного процесса. Судебное разбирательство осуществляет суд присяжных. Сбор доказательств лежит на потерпевшем, но этим правом фактически могут воспользоваться лица, имеющие достаточные средства, чтобы прибегнуть к помощи квалифицированных юристов. В остальных случаях эти функции выполняет полиция. Это приводит к тому, что ее роль в уголовном процессе возрастает.
В странах континентальной Европы уголовный процесс развивается традиционно как «смешанный». Следствие ведется следственным судьей и возглавляется прокуратурой. Судебное разбирательство допускает состязательность сторон и должно совершаться на основе демократических уголовно-процессуальных принципов (гласности, устности, состязательности, непосредственности).
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА