Ведьма и кузнец

Маленькая ведьма жила прямо за водопадом, в пещере. Вы спросите, а как же она не оглохла? Вот именно, что оглохла, ведь водопад шумел дни и ночи напролет и много-много лет. Ее пещера была самым настоящим ласточкиным гнездом в отвесной каменной стене. Вы спросите, как же она оттуда выбиралась? Она оттуда вылетала. И не на помеле, как ее товарки из сказок, а просто так. И не всегда, а только тогда, когда у нее было окрыленное состояние. И обратно попасть она могла только в таком же состоянии.

А если ее что-то сильно огорчало, то она не рисковала выбираться из своей пещеры. Вам кажется, что это трудная жизнь? Она другой не знала и радовалась ей. Поэтому летала она каждый день, и не было случая, чтобы не смогла вернуться к себе домой. Водопад шумно радовался ее возвращению и усердно преломлял заходящее солнце сквозь свои струи, озаряя пещеру летящими радужными бликами. Ведьмочка смеялась и хлопала в ладоши, а потом сквозь полуопущенные веки глядела, как гаснут радужные гости по углам и стенам пещеры, и все погружается во мрак.

Маленькая ведьма стала большой и уже знала, что теперь все беды, происходящие с людьми, будут сваливать прямо на нее. Так устроены люди – предупреждала ее мать. Падет ли скот, заболеет ли ребенок в семье, проклянет ли соседка соседку, а та возьмет и помрет после этого – все это люди подумают на нее – ближайшую ведьму. А то еще и на костер попадешь…

Теперь из своей пещеры она вылетала реже, только в очень солнечные и лучезарные дни. От постоянных дум окрыленность вяла и подсыхала. А в городе бывало все что хочешь и что не хочешь. Однажды там началась страшная эпидемия какой-то новой и неизвестной болезни, от которой умирали люди каждый день. Скоро их негде стало хоронить. Люди не знали, что делать, и вспомнили, что в округе живет ведьма. Верно, это ее рук дело, решили они. Оставшиеся в живых собрались и пошли за город, к водопаду. Дойдя до него, они остановились и стали совещаться, как им поймать ведьму и самим не пострадать. Следующее утро выдалось прекрасным и солнечным. Ведьмочка почувствовала, что за спиной вырастают крылья, и вылетела из пещеры. Она не заметила притаившихся людей и полетела по направлению к городу. Она давно не была там. В последний раз она увидела там пригожего парня в кузнице, который ловко ковал всякие полезные в хозяйстве вещи. Ведьма залюбовалась им, притворившись деревенской девушкой. Он заметил ее и улыбнулся хорошенькой прохожей. Но ведьмам нельзя любить. От этого может пропасть их сила и полеты, она может стать простой женщиной. И ведьма повернулась и пошла прочь. А теперь она летела к городу и хотела только одного – увидеть того пригожего парня, посмотреть еще раз, как из-под его рук выходят блестящие ножи и лемеха, серпы и подковы. Увидеть белозубую улыбку. Она долетела до города – он был почти пуст. И наковальня не звенела сегодня. И площадь городская была пуста. И запах тления источали щели между камнями и поры земли. И ведьма не была бы ведьмой, если бы не знала, отчего все это. Она знала, что не должна помогать людям, что только самым смелым из них, добравшимся до нее, имела право сделать это. Но сейчас умер уже или умирал тот самый парень…

Тут ею овладело отчаяние, ярость. Такой силы в ее крыльях еще не бывало, но теперь она ее донесла до леса, где ведьма собрала травы и сварила зелье. Чтобы лечить людей. С этим зельем она заходила в дома и давала пить больным людям. Не сразу она нашла своего кузнеца. Он метался в предсмертном бреду и не узнал ее. Она влила ему в горячий, в сухих корках, рот, отвар и произнесла заклинание. Больной успокоился и заснул. До утра ведьма бродила по дворам и давала больным свой отвар. Она насмотрелась на умирающих и умерших, на мечущихся в жару и остывающих после последнего всплеска жизни. Утром сил уже не было. Не было радости, не было уже и злости. Не было крыльев. Была только усталость и надежда. Что он выживет. Что другие выживут. Вернувшиеся охотники за ведьмой нашли ее возле колодца, лежащей без сил. Они узнали ее не сразу – ведь не так часто можно увидеть настоящую ведьму летящей над землей в лунную ночь. А, узнав, схватили и посадили в подвал с железными запорами. Она плакала от бессилия. Как объяснить людям, что она не губила людей, а лечила, что смерти их не хотела, просто жила сама по себе, постигая магию восходов и закатов, дождей и гроз, любви и смерти.

На утро следующего дня на площади был готов костер. Оставшиеся в живых люди пришли смотреть, как палач сожжет ведьму. Ее повели к столбу, и она в ужасе увидела того парня, которого спасла накануне. Он шел к ней с цепями, чтобы привязать к столбу. И тут глянула она ему прямо в душу той девчонкой прохожей. Узнал ее кузнец, только виду не подал, чтобы не погубить. Шепнул ей: «люблю тебя» и так надел цепи, чтобы стряхнуть могла с себя. «Буду ждать тебя» - шепнул ей еще, уходя. И вот, когда костер вспыхнул и жар стал подбираться к ее ногам, в ней не было силы, не было злости и ярости, в ней была только любовь, которая лишает силы ведьму, но почему-то крылья ее вновь налились силой, подняли ее над костром. Цепи сползли, как бумажные. Ведьма поднялась в воздух вместе с дымом. И улетела...

А перед водопадом ее ждал кузнец. Она его увидела и поняла, что больше не сможет подняться в свое ласточкино гнездо, что и не хочет она этого. И стали они жить внизу – возле водопада. Кузнец построил маленький дом – пятистенок, а ведьма родила ему двоих детей – мальчика и девочку, а потом еще одну девочку. Говорят, этот кузнец потом придумал какой-то летательный аппарат, на котором спускался с высокой горы и парил в воздухе. А она махала ему руками снизу и смеялась. Дети росли крылатыми.

Ключевые слова: вода, поток, интуиция. Происходят от позднего скандинавского, означавшего «вода», британского Lagy (вода), готского Lagus (вода). Имеется в виде не просто вода, а вода в потоке, в движении, в русле.

Лагуз – руна прибоя. Для меня (и с этим можно поспорить) эта руна связана с образом светлого Бальдра, сына Одина, лучшего из асов, в чертогах которого никогда не происходило несправедливости, и существование которого не имело никакого воздействия на реальность, пока он не принял смерть. Это история о том, как прийти к людям, уходя от них. И еще эта руна традиционно является женской, следующей в ряду женских рун – после Перт и Берканы. Если Перт олицетворяет утробу, дающую миру дитя, перепекающую дитя нездоровое, перерождающую посмертно, если Беркана символизирует женщину растящую, сберегающую, то Лагуз это образ матери и жены, отдающей миру свое дитя. Отдающей потому, что не разумом, а сердцем понимает – по-другому нельзя, и, как ни больно расставаться с любимым существом, это неизбежно. Они отдавали самое дорогое миру людей для того, чтобы сын мог выполнить свою миссию. Фригг знала прорицание вёльвы о грядущей смерти ее сына, светлого Бальдра, и взяла слово со всех вещей на свете, кроме омелы, что они не причинят ее сыну вреда. Побег омелы показался ей слишком юным для того, чтобы брать с него слово. И именно этот побег с легкой руки слепого Хёда и по наущению коварного аса Локи стал причиной гибели Бальдра. Дева Мария также не могла не знать о том, какой крест принимает ее сын, и она могла только благословить Христа на подвиг, отдать его людям.

Поэтому Лагуз это руна интуитивного озарения, постижения смысла и цели происходящего и мужества доверять своему ощущению. Это руна отпускающая и освобождающая движение по воле волн и провидения.

Средневековая история Тристана и Изольды повествует нам о том моменте, когда тяжело раненый Тристан после боя с врагами погрузился в лодку, но не имел сил грести. Тогда он вверил себя своей судьбе, и воды вынесли его на тот берег, куда пришла Изольда и спасла Тристана от смерти.

Жизнь маленькой ведьмы из сказки связана с потоком свободно падающей воды, и ей не нужен слух, чтобы иметь знание. Она потому и ведьма, что знает, не мудрствуя лукаво, а наблюдая за естественно и свободно происходящими процессами. Это знание показывает ей избранника, который захочет с нею быть, дает мужество принять крест костра. Все происходит так, как надо.

Психологический смысл руны в умении достичь такого доверия к самому себе, что при отсутствии защит и масок позволяет проникнуть очень глубоко внутрь и одновременно ясно видеть то, что снаружи; то и другое чудесным образом объединившись, дает нам вдруг точное знание. Защититься от знания можно самообманом, ложным выгодным или поверхностным знанием (психологические защиты – рационализация, концептуализация), которое создает искусственную картину мира и ничего не дает для развития человека.

Женский аспект руны прокомментирую особо. Только сердце, только материнская интуиция может подсказать женщине, как ей строить отношения с ребенком, готов ли он к тому, чтобы отпустить его к людям и самому себе или, наоборот, она ему еще нужна, чтобы он доразвился в ее тепле. Помню одну женщину, у сынишки которой был врожденный порок сердца, и она с ним почти не расставалась, демонстрируя яркий пример симбиоза. При этом у нее не было особых сомнений в верности таких отношений. Мальчишка производил впечатление вполне счастливого и даже восторженного жизнью, он не стеснялся матерью. При контрольном обследовании в девять лет на УЗИ сердца обнаружили заращение овального окна межпредсердной перегородки, самопроизвольное излечение от порока (статистически позднее, ребенка готовили к операции). Весь мой опыт и интуиция подсказывали мне, что это сделала мать своей целящей любовью, и только она знала, сколько близости и любви нужно ее ребенку, чтобы он справился с тяжелым страданием. Во многих других случаях слепота и глухота матерей заставляет их нянчить своих взрослых детей вместо того, чтобы благословить их на собственную миссию.

В годичном календаре Лагуз соответствует период с 23 апреля по 6 мая, Телец в гороскопе (первая половина плодородного знака земли). События этого периода - Пасха – смерть и возрождение Иисуса, а также ацтекский, очень похожий по смыслу на христианский, праздник Токсталь, на котором приносили в жертву прекрасного юношу, которому целый год до этого воздавались божеские почести. В отношении праздника, посвященного весенним возрождающимся богам, нет единства в разных культурах. Они приурочивались как к весеннему равноденствию (культы Аттиса и Адониса), так и к концу апреля. Фрезер приводит сведения так же о том, что при зарождении христианства в некоторых странах считалось, что крестный путь Христа приходился на весеннее равноденствие. Сам Фрезер в своей «Золотой ветви» делает вывод, что смерть Бальдра приходилась на летний праздник огня, день Ивана Купалы – 22-23 июня, летний солнцеворот. Однако там же он пишет о том, что у северных народов не было такой тесной привязки праздников к поворотным точкам солнечного года, для них, в основном, скотоводов, более значимы были периоды выгона скота на пастбище весной и возвращение его в стойла осенью. А это соответствует весной концу апреля – началу мая (кельтский праздник Бельтан), а осенью – Самайну, празднику мертвых. Да, дети Севера могли своим рунам и своим богам придать свою специфику.

В году жизни это похороны внутреннего «ребенка», вступление в плодородную юность, в следующую руну Ингуз. Это начало мира Яви. Хлебный дух после принесения человеческой жертвы вновь переселяется в хлебный колос.

Мантика и магия. Прямое положение руны предлагает расслабиться и прислушаться к голосу интуиции. В обратном положении руна предупреждает об опасности самообмана, о трудностях доступа к своему внутреннему миру, к верному восприятию ситуации.

Магическое применение связано с усилением своей интуиции, внутренней психической силы. Ее форма может свидетельствовать об обращении своего внимания «вверх», к светлым силам. Мы все еще на грани мира Прави.

22. Ингуз. Руна Фрейра (Инга, Ингви), плодородия, завершения и начала

  «Воздержание! В чем воздержание, дураки? Воздерживайтесь всю жизнь от того, что является злом. Разве бог сотворил благо, чтобы мы от него отказывались? Воздерживайтесь радоваться прекрасному и смотреть на цветущую сирень!… (Записная книжка Ж.С., 25 апреля 1864 г – А. Моруа «Жорж Санд»)

Поляна

В подземной пещере, освещенной неровным пламенем печного огня, старуха творила квашню. Опара дышала как живая, вздымаясь вверх и лопаясь пузырями, распространяя вкусный кисловатый запах. Опара ходила ходуном и старуха, обминая ее, бурчала себе под нос: «Пора… Пора там наверху проснуться, проклюнуться».

И она кинула в опару пригоршню семян, которые тут же стали набухать и дружно прорастать вверх, чуя Солнце сквозь пласт земли.

Наверху была поляна в горах Жигулевских, чудесных, старых, давно скругленных ледниками и ветрами горах, поросших лесом и кустарниками, травами и цветами. Поляна была словно в каменной чаше, образованной склонами окружающих гор и обрамлена ровными фестонами березняка и сосен. Душа радовалась на этой поляне красоте природы почти невозможной.

И видно потому с утра прибежали сюда с утра пораньше три девицы-красавицы. Вбежали с лесной тропинки и замерли на краю поляны. Поляна за одну ночь словно проснулась, опушилась роскошными сочными травами, распустилась пышными кустарниками, ощетинилась кое-где прекрасным чертополохом, словно предупреждая: «будьте осторожны!».

Девушки тихо вошли на поляну, и тут клубника дикая алыми свечками в глаза кинулась, в рот запросилась. Нигде больше нет ягоды крупнее и слаще, чем на этой поляне. Девушки обо всем на свете забыли, собирая ягоду и наполняя рот душистой вкуснятиной.

Одна из девушек, Настя, зашла на поляну выше других и ахнула: земля под ногами вся пузырями, как хорошая опара, дышит и прут из нее травы целыми купами: и зверобой, и душица, и Иван-чай и клубника щедрыми россыпями. Показалось Насте в страхе от такого великолепия, что земля под ногами дышит, как живая и волнами ходит. Ей бы убежать, а она ничком упала, руки-ноги крестом раскинула и прильнула лицом к пузырю земли. Ей бы вскочить, когда земля мягко проседать, осыпаться под ней стала. А она все лежала и слушала дыхание земли.

***

Старуха в подземной пещере прислушалась. Была она крива на один глаз, но оставшийся видел все и под землей и на земле. Она увидела лежащую сверху в земле девицу-красавицу. Прислушалась, принюхалась.

- Придется вернуть людям, - пробурчала она, - понесла от моих ягод.

Пузырь земли мягко вынес Настю на поверхность, к небу, солнцу, травам, деревьям, людям. Вставая, она уже знала, что даст жизнь Солнечному мальчику.

Ключевые слова: плодородие, завершение. Происходят от британского Ing (Ингви), готского Ing (Ingus) – Ингви.

Ингуз – целящая руна. Это продолжение периода Яви, мира явленного. Все происходящее сейчас и далее, становится сугубо земным и реальным.

Настя попала в самое сердце плодородных сил, которые зарождаются всегда под землей, в тишине и влаге почвы, и практически невозможно избежать этого праздника природы, праздника зарождения нового растения, нового зверя и птицы, нового человека, новой идеи, картины, книги. Нужно быть воистину слепым, глухим и утратившим осязание и обоняние – быть мертвым, чтобы пройти мимо и не заметить, не впустить в себя прорастающую спору жизни.

Мифологические персонификации – это все боги плодородия: славянский Даждьбог, скандинавский Фрейр, аналогичный ему также германский бог Инг, супруг богини плодородия и взращивания Нертус, боги греческие Деметра, Персефона и Дионис. Интересна история богов плодородия в северной Традиции. Когда-то воевали асы с ванами (славянскими богами). Долго длилась эта война, и решили боги жить в мире. А залогом миру должен был стать обмен пленниками. Так асам достались ванские боги: Ньёрд, бог моря, и его дети – Фрейр и Фрейя. На холодном севере туговато с собственным плодородием, поэтому более южные и более земные, символизирующие производительную силу земли, боги, оказались нелишними. Дети Ньёрда ближе к земле, земному и человеческому, чем асы. Фрейр женился на красавице-великанше Герд (родина ее Утгард, внешний мир стихийных сил), которую с трудом укротил его слуга Скирнир. Получилось, что бог плодородия обуздал саму стихию. Фрейя замужем за человеком по имени Од, хотя ей без конца предлагают блестящие партии.

Название руны связано с прозвищем Фрейра, Ингви. Строго говоря, Фрейр это не имя, оно значит господин, так же как Фрейя – госпожа. Существенно то, что мы узнаем из младшей Эдды о Фрейре. Чтобы просватать строптивую Герд, он послал с этой миссией Скирнира, но тот согласился сделать это, только получив меч-самосек Фрейра. Этим поступком Фрейр окончательно расстался с героическим своим путем, оставшись богом плодородия в чистом виде. В сумерки богов это и подведет его, он погибнет, не имея оружия. Впрочем, погибнут и другие, вполне вооруженные боги. Таков Вирд, судьба.

Смысл руны в завершении предыдущего периода, духовного становления антропоморфного бога, и начале нового, животворного, земного и простого по своей сути периода. Его мощь сопоставима с подвигом травинок, пробивающихся через асфальт, с неприхотливым упорством мхов и сосенок, растущих на камнях. Это неукротимая гелиотропная, сугубо мужская сила, существующая, пока существует солнце. Возникает ее новый, мощный импульс. Пора сажать картошку и выводить «тараканов» из головы. Уметь радоваться просто свету и теплу, подобно свежей травинке, пробивающейся из земли, ящерице, замирающей на солнце. Содержание Ингуз мне очень напоминает первую гексаграмму И-Цзын «Творчество». Вот как о ней сказано в «Книге сказочных перемен» Д. Соколова. «Первая ситуация – «чистый ян» - трубит о начале мироздания и перемен. С энергетической точки зрения это мгновенный мужской порыв, лишенный как сомнений, так и мудрости, зато обладающий очень сильным (как кажется) потенциалом действия. Впрочем, в реальном действии этот потенциал почти мгновенно будет уничтожен, если не видоизменится. Из Дао Дэ Цзин мы помним, что мощный дуб ломается ветром, но травинка только гнется. Вся эта сплошная напряженная «палочная» (шесть палок на рисунке) система бывает очень ярка и привлекательна для простолюдина, но не слишком жизнеспособна. … В И Цзин этой позиции соответствует гексаграмма «Творчество», а образы комментариев наполнены драконами: вначале нырнувшим, потом вышедшем на поле, затем летящим. Ах, прекрасные китайские драконы! Изящество и величие! В наших краях им чаще рубили головы. Но, серьезно, дракон – очень сильное существо, требующее подчинения, подобный творческому импульсу, требующему реализации. Как часто бывает, что первый блин нового дела и оказывается самым лучшим! Первая любовь, первая вырезанная дудочка, первая медитация, первое духовное прозрение – для многих людей надолго и даже на всю жизнь они остаются лучшими, несравнимыми по своей мощи и красоте ни с чем из того, что последовало. Последовало, конечно, очень много интересного, и такого, и эдакого, и опыт накопился, но то, первое, бывает отмечено печатью несравненной удачи, которую дарит только небо. Шесть янских черт – это и есть небо, сплошное небо, сплошная нечеловеческая логика и мощь свыше, являющаяся в виде дождя, драконов, ярких вспышек удачи. Такие ситуации не управляются людьми».

Это одна из самых мощных рун в Футарке. Ее приход однозначно благодатен и плодотворен. Графический символ руны – ромб с крючьями – образ, который присутствует практически во всех культурах как знак плодородия. А. Платов приводит в своей книге «Магические искусства древней Европы» изображение женщины из африканского племени с татуировкой на животе в виде большого ромба. Древние были наблюдательны, а природа украсила человеческое тело прекрасными знаками плодородия. Врачи и анатомы хорошо знают ромб Михаэлиса, который можно увидеть над крестцом. По его форме легко судить о емкости женского лона. Однажды в период написания этой книге мне приснился ромб Михаэлиса – ромб Фрейра. Так услышала это во сне. Хотя об этом анатомическом ромбе не вспоминала много лет после окончания мединститута. Ромб Ингуз открыт и вверх и вниз, плодородие зависит в равной степени от Урана-Неба, его влаги и Геи-Земли, ее почвы.

С психологической точки зрения руна символизирует творчество, но не итоговое (как у Кано), а стартовое. Это генофонд, полученный от родителей. Это щедрое рассевание семян по влажной пашне. Неизвестно, что взойдет, но есть радость от самого процесса. Много в этом состоянии от попрыгуньи-стрекозы в ее лучшие времена до встречи с мудрым муравьем, который прекрасно знает, что не все коту масленица. И все же нам веснами доставляют детскую радость и бабочки-однодневки, и прозрачно-сверкающие стрекозы, вселяя уверенность, что жизнь продолжается и можно открывать ее новый чистый лист. Это действительно может быть эйфория, которая осложняет жизнь, если в ней застрять, но без нее жизнь не в радость.

С точки зрения возрастной периодизации это юность, которая от возвышенных и бесплодных мечтаний перешла к вполне земным радостям любви и созидания. Первый поцелуй, первый рабочий день, первая зарплата. В календаре года это период примерно с 7 по 22 мая, посадка огородов, цветение садов, той самой сирени, о которой писала Жорж Санд. В зодиаке – по-прежнему Телец. Кстати, одним из эпитетов Диониса как бога плодородия был «благодетельный телец».

Мантика и магия. Получая руну, мы можем быть уверены, что завершается некий важный период, нечто уходит в прошлое, как прошлогодний лист в землю при весенней пахоте. Важно без сожаления и с благодарностью отпустить это нечто. И у вас есть карт-бланш для начала нового периода. Вы можете начать жизнь с нового листа, расчистив место от старого хлама. Так весной хозяйка, приезжая на свою дачу, распахивает окна, моет стекла и полы, смахивает пыль, стирает занавески, и дом начинает сиять как новенький. Ингуз в магии хорошо применять для пробуждения дремлющих способностей, энергии человека, направляя ее вовне. С этой точки зрения она является целящей руной, ведь энергия, таящаяся внутри и не имеющая допуска вырваться на улицу, часто направляется нами на саморазрушение (а куда ей еще деться?).

23. Одаль (Отила). Руна наследства и разделения

  «Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь» (Н. Дарьялова «Великая и загадочная»)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: