Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРИМЕРЫ С ОШИБКОЙ
1)нарушение связи между подлежащим и сказуемым   Но не вечно ни юность, ни лето. Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-Петербурге со стороны Невского проспекта, ещё издали видит стоящую на постаменте фигуру А. Пушкина. Тревога и тоска застыла в ее глазах. Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев. Ряд новых домов стояли на окраине села.
2)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Гринев видит, как Пугачев садился в карету.
3)нарушение норм управления   неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом     Неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом. Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. Многие удивлялись простотой и естественностью чеховских пьес. Благодаря разумного графика подготовки, студенты успешно сдали экзамен. По окончанию Парада Победы участникам вручили памятные знаки. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. Многотонный истребитель, вопреки всех законов гравитации, почти без разбега поднимается в воздух с палубы авианосца. Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.
4)ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. Путешествуя на велосипеде, развиваются мышцы ног и спины. Возвращаясь с работы, испортилась погода. Прогуливаясь по вечернему городу, у нас завязался разговор.
5)ошибка в построении предложения с однородными членами     неправильное построение предложения с двойными союзами     Неправильное употребление второстепенных членов и придаточного предложения Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран. Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца. Все очень ждут и переживают за солдат. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили виски. Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях. В своей последней книге писатель исследует и рассуждает о проблемах образования в современных российских деревнях. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные Толпы людей были повсюду: наулицах, площадях, скверах. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.
6)ошибка в построении предложения с причастным оборотом   Вчера я добрался до Ялты и встретил там много приехавших знакомых на отдых. У девочек был устремленный взгляд в море. Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко. Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
7)нарушение границ предложения Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд. Книга - источник знаний. Как утверждают многие. Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они вдаль.
8)ошибка в построении предложения с приложением В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. Статью «Луч света в тёмном царстве» Н. Добролюбов посвятил анализу пьесы «Грозы». В стихотворении А. Блока «Скифах» прослеживаются традиции русской литературы 19 века. Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо».
9)смешение прямой и косвенной речи   Неправильное построение предложения с косвенной речью.   Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади. К. Паустовский говорил, что "Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».
10)дублирование одного из членов предложения Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца.
11)нарушение способа выражения сказуемого   Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая. Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
12)смешение сочинительной и подчинительной связи Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет.
13)ошибки в структуре сложного предложения   В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
14)нарушение норм согласования   Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.
15)неверный порядок слов в предложении В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи. В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
16)Ошибки при построении сложного предложения.   В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский.

Приложение к пункту 3

«Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без».


доказывать что-либо;

поделиться чем-либо с кем-либо;

коснуться чего-либо;

подтвердить что-либо;

объяснить что-либо;

привести пример чего-либо;

описать что-либо;

признаться в чём-либо;

подвести итог чему-либо;

указать на что-либо.


Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

• беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;

• возмутиться его словам – обидеться на его слова;

• вопрос о строительстве – проблемы со строительством;

• дивиться терпению – восхищаться терпением;

• добраться до села – подъехать к селу;

• идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;

• извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;

• неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;

• обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;

• обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;

• озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;

• опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;

• осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;

• отзыв о монографии – рецензия на монографию;

• отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;

• отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;

• показывать мощь – свидетельствовать о мощи;

• превосходство над ним – преимущество перед ним;

• предостеречь от опасности – предупредить об опасности;

• преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;

• препятствовать развитию – тормозить развитие;

• привычный для нас – знакомый нам;

• прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;

• приоритет в открытии – патент на открытие;

• разобраться в делах – распутаться с делами;

• сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;

• типично для него – свойственно ему;

• уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;

• характерно для него – присуще ему;

• истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.

• бояться матери (разговорное: бояться мать);

• венец искусства (неверно: венец искусству);

• достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);

• то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);

• залог успеха (неверно: залог успеху);

• касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);

• избегать опасности (неверно: избегать опасность);

• колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);

• отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);

• принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

• верить в победу – уверенность в победе;

• заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;

• платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;

• плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;

• подключиться к разговору – включиться в разговор;

• различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;

• сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.

Обратите внимание на следующие конструкции:

приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки

приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.

находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах

находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

• беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);

• расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);

• вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);

• забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);

• закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);

• замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);

• затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);

• инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);

• инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);

• обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);

• отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);

весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);

• надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока...);

• справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);

• факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).

Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):

• доказывать это (неверно: доказывать об этом);

•задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном

использовании ресурсов);

• инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);

• поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);

• подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);

• дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);

• привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);

• подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);

• коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).

Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

• беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);

• более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);

• в свете сказанного важное место отводится... (недопустимо: в этом свете важное место отводится...);

оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);

• рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);

•спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за

невыполнение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: