Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов
2 курса лечебного факультета
Составитель: доцент Л.П. Владимирова
Рецензенты: д.м.н., доцент кафедры госпитальной терапии
И.В. Хелимская,
к.м.н., доцент, зав. кафедрой патологической физиологии
И.Г. Яковенко
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Физиологии функциональных систем» относится к вариативной части математического, естественнонаучного цикла дисциплин учебного плана по специальностям «Лечебное дело». Базируется на учебных элементах дисциплины «Нормальная физиология». Рассматривает живой организм с позиций слаженного взаимодействия многочисленных динами-чески формирующихся систем, обеспечивающих полезный приспо-собительный результат в виде сохранения жизненно важных показателей внутренней среды или удовлетворения поведенческой деятельностью различных потребностей. Изучениядисциплины «Физиология функцио-нальных систем (ФУС)» ставит следующие задачи:
- формирование навыков анализа функционирования целостного орга-низма с позиции системного подхода, интегральной физиологии, аналити-ческой методологии и основ доказательной медицины, как сложной био-логической системы взаимодействия многочисленных ФУС по принципу иерархии в условиях покоя и при воздействии факторов внешней среды;
|
|
- формирование понимания унифицированных и классификационных признаков систем с выделением типов ФУС;
- изучение механизмов системогенеза, лежащих в основе формирова-ния и становления различных ФУС организма и их отдельных элементов на этапах индивидуального развития;
- формирование понимания механизмов и принципов организации различных гомеостатических ФУС с целью сохранения целостности орга-низма и оптимальных параметров его внутренней среды в разных условиях жизнедеятельности с учетом их анализа в клинической практике;
- формирование понимания системных механизмов организации целенаправленного поведенческого акта для удовлетворения различного типа потребностей, роли внешнего контура саморегуляции в адаптации к факторам внешней среды с учётом их анализа в клинической практике;
- изучение интегральной роли центральных механизмов ФУС в саморегуляции физиологических функций человека и целенаправленного управления резервными возможностями организма, процессов компенса-ции функций при выходе из строя тех или иных механизмов саморегуля-ции различных ФУС;
- знакомство с принципами моделирования работы ФУС организма и существующими компьютерными моделями биологических контуров саморегуляции для изучения и целенаправленного управления основными функциями организма;
|
|
- формирование основ клинического мышления с использованием ана-лиза внутрисистемных связей и межсистемных отношений с позиции системного подхода и интегральной физиологии для будущей практичес-кой деятельности врача;
- формирование навыков изучения научной литературы и официаль-ных статистических обзоров;
- формирование навыков общения с коллективом.
ПЛАН И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ.
Продолжительность занятия - 90 минут.
1. Обоснование цели и медицинского значения занятия - 10 минут.
2. Проверка и коррекция исходного уровня знаний с использованием тестовых заданий - 15 минут.
3. Обсуждение методов исследования состояния и деятельности ФУС - 10 минут.
4. Самостоятельная работа и оформление протоколов исследования - 30 минут.
5. Защита протоколов с обоснованием физиологических механизмов полученных результатов, контроль результатов усвоения с использова-нием решения ситуационных задач или тестовых заданий - 25 минут.
Занятие 1.
Тема занятия: Основы теории функциональных систем (ФУС). Общие