Статья Н.А.Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда»

Автор кратко прослеживает духовную историю отечественной «кружковой» интеллигенции, вынуждаемой правительственными репрессиями к подобной форме существования и отмечает вытекающую из нее внутреннюю казенщину - инертность мысли, ее поверхностность и невольный дилетантизм, ибо не было возможности (да и достаточно глубокой внутренней потребности) усваивать глубины мировой и отечественной - великой и вечной - мысли.

Психологические первоосновы такого отношения к философии и вообще к созданию духовных ценностей Бердяев определяет так: интересы распределения и уравнения в сознании и чувствах русской интеллигенции всегда доминировали над интересами производства и творчества... К философскому творчеству русская интеллигенция относилась так же, как и к экономическому производству»[8]. Результатом подобного усвоения философских систем явился утилитаризм - стремление приспособить их к политическим целям во имя «служения народу», «во имя свержения самодержавия» (думая, что тем самым служат истине). Отсюда акцент на материализме в философских воззрениях. Русская интеллигенция совсем не знает своих философов, которыми могла бы гордиться любая европейская страна - Ф.Достоевского и Л.Толстого, С.Трубецкого и В.Соловьева и др. В учителя себе она выбрала Белинского, Чернышевского и Писарева (в 60-е гг. Х1Х в.), Лаврова и Михайловского (в 70-е гг.), Плеханова, Богданова, Луначарского на рубеже веков.

По мысли Н.Бердяева, с русской интеллигенцией в силу ее исторического положения случилось вот какого рода несчастье: «любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, народному благу нейтрализовала любовь к истине, почти уничтожила любовь к истине... Долой истину, если она стоит на пути заветного клича «долой самодержавие». Ложно направленное человеколюбие убивает боголюбие и превращается в «человекопоклонство и народнопоклонство».

Парадоксальным образом интеллигенция, в лучшей своей части готовая на самопожертвование, фанатически исповедовала материализм, отрицая Бога. Она в теории утверждала воинствующий атеизм, а на деле превращала свое учение в «новую религию».

Вывод Бердяева таков: подлинное пробуждение национального духа «требует не только политического освобождения, но и освобождения от гнетущей власти политики», ибо подлинное политическое освобождение в действительности осуществимо лишь в связи и на основе духовного и культурного возрождения, важнейшей составляющей которого является укрепление и развитие универсальной и национальной философской традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: