Цель занятия: Изучить системные механизмы, обеспечивающие оптима-льное соотношение воды и солей в организме, физиологические основы мотивации жажды и формирования вододобывательного поведения.
Знать | Уметь |
1) Роль осмоактивных веществ и их содержание в плазме крови. 2) Местные механизмы саморегу-ляции осмотического давления кро-ви на тканевом и клеточном уровне. 3) Механизмы и особенности формирования ФУС, обеспечиваю-щей поддержание оптимального уровня осмотического давления с выраженным внешним звеном саморегуляции. | Оценивать лабораторные показатели водно-солевого баланса организма. Представлять закономерности вклю-чения исполнительных органов сис-темы выделения в восстановление па-раметров осмотического давления для оценки их компенсаторных реакций. Анализировать эффективность регу-ляторных механизмов поддержания Р осмотического в условиях водной и солевой нагрузки на организм с целью коррекции этих состояний. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
|
|
1. Понятие осмотического давления крови. Факторы его обеспечивающие.
2. Механизмы транскапиллярного обмена жидкостей и ионов.
3. Механизмы реабсорбции воды и солей в нефроне.
4. Структура и регуляторные механизмы ФУСподдержания оптимального для метаболизма объёма жидкости в организме, количества циркулирующей крови.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Физиологические показатели оптимального полезного результат ФУС – осмотического давления, как жёсткой константы организма.
2. Роль электролитного состава, органических и азотосодержащих веществ, белков плазмы крови в обеспечении осмотического давления.
3. Характеристика аппарата контроля ФУС: центральных и периферичес-ких осморецепторов.
4. Центры регуляции и общая характеристика способов поддержания полезного результата (внешнего и внутреннего контуров саморегуляции).
5. Физиологические механизмы возникновения мотивации жажды. Поня-тие питьевого центра.
6. Значение внешнего контура саморегуляции ФУС в поддержании опти-мального осмотического давления. Механизмы водного насыщения (сенсо-рного метаболического).
7. Местные механизмы саморегуляции осмотического давления. Понятие осмотического буфера. Роль печени, селезёнки, костей в поддержании солевого обмена.
8. Гуморальные механизмы регуляции водно-солевого обмена при участии выделительных органов.
9. Возрастные особенности регуляции осмотического давления.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Указать показатели осмотического и онкотического давления крови, содержания натрия, калия и кальция, основных анионов, глюкозы в плазме крови, азотосодержащих веществ.
|
|
2. На схеме нефрона указать места трансканальцевого переноса солей, ами-нокислот, глюкозы, мочевины и воды.
3. Перечислить гормоны, регулирующие процессы реабсорбции катионов и воды в нефроне, обозначить их эффекты.
4. Изобразить схему ФУС, определяющей оптимальный для метаболизма уровень осмотического давления в организме.
Информационный блок