Цель занятия: Изучить системные механизмы кооперации исполнитель-ных органов ротовой полости, обеспечивающих выполнение сложного физиологического акта – формирования пищевого комка, адекватного для проглатывания, как финального результата пищедобывательного поведе-ния, запускающего пищеварительный конвейер.
Знать | Уметь |
1)Особенности моторного компоне-нта жевания, как интегративной функции зубочелюстной системы, жевательных, мимических мышц и языка. 2) Особенности секреторного ком-понента жевания и его интеграцию с микроциркуляторным компонен-том ФУС формирования пищевого комка. 3) Механизмы интеграции нейрона-льных ансамблей различных уров-ней ЦНС, их функциональное зна-чение в центральном аппарате ФУС. | Использовать знания о закономерно-стях системной организации поведен-ческих реакций, связанных с приёмом и обработкой пищи для оценки нача-льного этапа пищеварительного кон-вейера и его внешнего звена. Представлять механизмы включения исполнительных органов ФУСфор-мирования пищевого комка, адекват-ного для проглатывания, для оценки их состояния и взаимодействия. Анализировать эффективность регу-ляции и согласованность деятельнос-ти различных компонентов ФУС же-вания для коррекции этого процесс-са при нарушении формирования оптимальных параметров пищевого комка. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы:
|
|
1. Состав, функции слюны, механизмы синтеза и выделения.
2. Физиология акта жевания. Характеристика жевательной мускулатуры. Способы регуляции её функции.
3. Методы исследования функций слюнных желёз и мышечной ткани.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Характеристика параметров пищевого комка, адекватного для глотания.
2. Роль рецепторного аппарата контроля в слизистой оболочке полости рта, периодонте мышечной системе и височно-нижнечелюстных суставах. Значение сенсорной информации в запуске эфферентных программ.
3. Центры регуляции исполнительных органов сенсорного, моторного и секреторного компонентов ФУС и их взаимодействие. Роль пищевой мотивации и запуска поведенческого звена ФУС.
4. Характеристика ФУС регуляции слюноотделения, как секреторного ком-понента формирования адекватного пищевого комка.
5. Взаимодействие дыхательной функции и жевания.
6. Особенности регуляции кровотока в сосудах ротовой полости.
7. Изменение состояния ФУС формирования пищевого комка и регуляции слюноотделения в ротовой полости в различные возрастные периоды.
В тетради для практических занятий выполнить следующие задания:
1. Схематически изобразить ФУС формирования пищевого комка, адекват-ного для глотания, и регуляции слюноотделения.
|
|
2. Указать факторы, влияющие на параметры формирования пищевого комка, адекватного для проглатывания.
3. Перечислить функциональные образования ствола мозга, которые участ-вуют в регуляции исполнительных органов процесса жевания и форми-рования пищевого комка.
Информационный блок.
• Пребывание пищи в полости рта 15-18 с. Основные процессы: жевание, смачивание слюной с целью формирования пищевого комка, глотание. Ротовое дыхание.