Основные понятия: словесно-логическое, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексивность, интеллектуализация познавательных процессов.
Содержание темы:
Развитие психических процессов подростка (ощущения, восприятия, внимания, памяти) в направлении интеллектуализации.
Развитие мышления подростка. Осознание собственных интеллектуальных операций и способности управления ими. Взаимодействие видов мышления в подростковом возрасте. Развитие воображения. Особенности воображения подростка.
Развитие речи как средства общения, познания и регулирования поведения подростка. Большая регулируемость и управляемость речи.
Тема 6. Основные новообразования подросткового возраста
Основные понятия: чувство взрослости, рефлексия, самосознание
Содержание темы:
Чувство взрослости – основное новообразование личности подростка. Формирование черт взрослости: внешние признаки, социально-моральная взрослость, интеллектуальная взрослость.
Содержание семинарских и практических занятий
|
|
ТЕМА 1, 2.
Занятие 1. Отрочество как период онтогенеза и основные характеристики развития психики подростка.
Цель занятия: Систематизировать знания студентов о предмете, методахпсихологии подросткового возраста и основных характеристиках развития психики подростка.
Понятия: психология подросткового возраста, предмет, основные понятия,методы,социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, новообразования, анатомо-физиологические особенности психического развития.
Вопросы для обсуждения:
1. Структура и возрастные границы подросткового возраста.
2. Анатомо-физиологические предпосылки психического развития.
3. Социальная ситуация развития. Ведущий тип деятельности. Новообразования возраста.
4. Место подросткового периода онтогенеза в отечественных и зарубежных периодизациях: З.Фрейда, Ж.Пиаже, Э.Эриксона, Ш.Бюллер, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, В.И. Слободчикова.
Базовый учебник
1. Психология развития [Текст]: учеб. для студентов вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 528 с.; 22 см. -