Организация подготовки выпускной магистерской диссертации начинается с разработки их тематики. Темы дипломных работ представляются кафедрой на основании их актуальности, учета проблематики современных научно-психологических исследований и разнообразия интересов магистрантов в области психологической теории и практики, непосредственной связи с возможным практическим применением знаний выпускников в соответствии со специализацией.
Темы магистерских диссертаций магистранты выбирают самостоятельно, руководствуясь своими научными интересами, практическим опытом, знаниями специальной профессиональной литературы по избираемой проблеме.
Одним из основополагающих требований к магистерской диссертации является интерес самого магистранта к выбранной теме и ее актуальность, т.е. важность и своевременность исследуемой темы применительно к настоящему периоду. Опыт показывает, что правильно выбранная тема и объект исследования в значительной мере обеспечивают успешное выполнение дипломной работы. Магистрантам необходимо стремиться к тому, чтобы выбранная тема способствовала максимальному использованию полученных в ОмГА знаний и накопленного практического опыта. Такой подход создает хорошие предпосылки для достижения наилучших результатов.
|
|
Тема магистерской диссертации может быть и инициативной, выдвинутой самим магистрантом по согласованию с научным руководителем, с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. В этом случае тема утверждается на заседании кафедры.
Разработка одной и той же темы магистерской диссертации несколькими магистрантами не допускается.
Тема диссертации должна быть сформулирована профессионально грамотно. Это значит, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов.
Примерная тематика магистерских диссертаций на направлению 030300.68 Психология
1. Влияние «двойной идентичности» на межкультурные отношения.
2. Влияние личностных характеристик на эффективность профессиональной деятельности в различных видах труда
3. Влияние личностных характеристик экспертов на результаты оценки самопрезентации
4. Влияние справедливости политических выборов на отношение к мигрантам (этническим меньшинствам).
5. Внешний и внутренний имидж организации.
6. Диагностика групповых защитных механизмов в организации
7. Идентификация как механизм формирования приверженности бренду.
8. Идентичность и новые коммуникационные технологии.
|
|
9. Идентичность потребителя как фактор предпочтения бренда.
10. Имидж нового сотрудника как фактор его адаптации в организации.
11. Индивидуальность бренда и отношение к нему у людей с разным типом идентичности.
12. Капитал бренда и имидж организации
13. Копинг-стратегии совладания с кризисной ситуацией в бизнесе.
14. Межгрупповое взаимодействие и внутригрупповые процессы: анализ взаимосвязи
15. Мотивация бизнес-деятельности
16. Организационные патологии: причины возникновения, пути преодоления
17. Особенности идентичности субъектов бизнеса.
18. Особенности межгрупповых отношений в организациях различного типа
19. Особенности психологических рисков в деятельности бизнесмена
20. Особенности самопрезентации сотрудников в организациях различного типа.
21. Особенности самопрезентации у руководителей с разным типом идентичности.
22. Оценка эффективности тренинговых методов работы с персоналом в организации
23. Принадлежность к группе как фактор поведения личности.
24. Профессиональная идентичность субъектов бизнеса
25. Проявления межкультурных стереотипов в деловом общении
26. Психологические способы уменьшения межкультурных конфликтов.
27. Психологические стратегии деятельности бизнесмена
28. Психологические факторы конкурентоспособности личности в бизнесе
29. Психологические факторы профессиональной успешности в различных видах труда
30. Разработка методики диагностики состояния идентичности.
31. Разрешение конфликтов в ходе принятия групповых решений
32. Роль массовой коммуникации в возникновении межкультурного конфликта.
33. Роль настроения в процессе социального познания
34. Роль социальной идентичности в деловом взаимодействии
35. Роль социальной идентичности в понимании справедливости.
36. Самоопределение бизнесмена в ситуации кризиса.
37. Самоопределение и статус идентичности бизнесмена.
38. Социально-психологическая специфика делового общения
39. Социально-психологические механизмы интеграционных процессов в организации
40. Социально-психологические факторы эффективности деловых переговоров
41. Социально-психологические характеристики группы как субъекта активности.
42. Управление организационными коммуникациями
43. Условия использования этнических стереотипов и предрассудков.
44. Факторы принятия решений в бизнесе
45. Факторы эффективности личности в бизнесе
46. Формирование социальной идентичности в рамках семьи, школы, ВУЗа.
47. Формирование этнических стереотипов в рамках семьи, школы, ВУЗа.
48. Эффективность труда и отношение к организации
49. PR и пропаганда: сходство и различия.
50. Барьеры массовой коммуникации.
51. Запоминание как цель массовой коммуникации.
52. Значение авторитета и престижа источника массовой коммуникации.
53. Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от динамики сензитивных периодов развития ребенка (от рождения до 18 лет).
54. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.
55. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.
56. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.
57. Исследование и диагностика конфликта.
58. Исследования в области массовой коммуникации: история и результаты.
59. Коммуникативная эффективность рекламы. Критерии эффективности рекламы.
60. Коррекция и управление конфликтом.
61. Креативная психология в рекламном деле.
62. Критерии удовлетворенности общением.
63. Лидерство и руководство как субъективный и объективный феномены.
64. Личностная зрелость человека.
65. Личность в организационных структурах: феномен подчинения авторитету.
66. Манипулирование: психологические аспекты.
67. Массовая коммуникация как социальный феномен.
|
|
68. Массовая коммуникация как фактор регулирования массового поведения.
69. Межгрупповое взаимодействие и конфликты.
70. Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости.
71. Методы диагностики и коррекции положения личности в группе.
72. Методы преодоления конфликта и стресса.
73. Методы психологического воздействия в массовой коммуникации.
74. Мода как социально-психологический феномен.
75. Невербальная коммуникация как показатель специфики внутригрупповых отношений и взаимодействий.
76. Нормальные и анормальные психические состояния в массовой коммуникации.
77. Образ «идеальной» рекламы в различных этнокультурных группах.
78. Основные этапы развития социальной роли.
79. Особенности межличностного общения и массовая коммуникация.
80. Особенности общения в современном мире.
81. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.
82. Особенности эмоционально-волевых процессов в массовой коммуникации.
83. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
84. Переживание как фактор социальной адаптации.
85. Поведение личности в ситуации группового давления: исследования «публичной» и «личной» конформности.
86. Поведение человека в толпе.
87. Понятие эффективности массовой коммуникации.
88. Практические проблемы оптимизации общения.
89. Принадлежность к группе как фактор поведения личности.
90. Проблема развития социальной группы.
91. Проблема свободы печати с точки зрения массовой коммуникации.
92. Проблемы социального развития человека.
93. Психологические модели убеждающего воздействия.
94. Психологические особенности коммерческой символики и эмблематики.
95. Психологические особенности политической символики и эмблематики.
96. Психологические особенности социокультурных символов и эмблем.
97. Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации.
98. Психология массовой коммуникации.
99. Психология социального управления.
100. Психология творчества в PR – деятельности.
101. Роль источника массовой коммуникации как «привратника».
|
|
102. Роль СМИ в пропаганде и агитации.
103. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
104. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
105. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации.
106. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации.
107. Слухи и предрассудки в PR – деятельности.
108. СМИ как «четвертая власть».
109. Социально-психологические закономерности межэтнического восприятия и их роль в развитии межнациональных отношений.
110. Социально-психологические методы развития личностей.
111. Социально-психологический механизм политической власти.
112. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.
113. Соционика о психологической совместимости людей.
114. Социум как фактор организации индивидуального поведения.
115. Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации.
116. Способы привлечения и удержания внимания в массовой коммуникации.
117. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.
118. Средства, формы, закономерности психологического воздействия.
119. Стереотипизация как условие осуществления массовой коммуникации.
120. Стиль лидерства и руководства как предмет экспериментального изучения в школе «групповой динамики» К. Левина и в современной социальной психологии.
121. Творческие способности и творческое мышление.
122. Теории агрессии и подражания.
123. Теории референтной группы.
124. Типология агрессивного поведения человека.
125. Типы трансакций и их влияние на межличностное общение.
126. Условия осуществления массовой коммуникации в потоке информации.
127. Условия понимания сообщения в массовой коммуникации.
128. Факторы возникновения агрессивных реакций.
129. Феномены межличностного влияния.
130. Человек как жертва социализации в современном мире.
131. Экспериментальные исследования механизмов и форм социально-психологического влияния.
132. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.
Выбрав тему магистерской диссертации, магистр подает на имя заведующего кафедрой заявление о закрепление темы диссертации и научного руководителя (см. Приложение 1);
Процедура утверждения тем диссертаций существует для того, чтобы предостеречь магистрантов от выполнения бесплодной работы, так как от степени удачности выбора темы в значительной степени зависит и успешность выполнения магистерской диссертации.
Последовательность подготовки магистерской диссертации:
1) определение темы, обоснование ее актуальности и обсуждение с научным руководителем;
2) получение задания на выполнение магистерской диссертации от научного руководителя;
3) составление предварительного и развернутого планов исследования, согласование их с руководителем;
4) составление плана-графика подготовки диссертации, который облегчает контроль над ходом выполнения исследования и помогает магистранту самостоятельно и осознанно выполнять диссертацию, рационально распределять время, отводимое на ее подготовку. В процессе составления плана магистрант должен обдумать всю «стратегию» предстоящей работы, привести в систему возникающие у него новые мысли, замыслы, предложения, календарный рабочий план подписывается магистрантом и утверждается руководителем диссертации;
5) выработка цели, задач и замысла магистерской диссертации;
6) изучение опыта рассмотрения выбранной психологической проблемы, состояния дел по исследуемой проблематике;
7) анализ литературы по избранной проблеме, знакомство с фактическими и статистическими материалами;
8) сбор эмпирического материала, подготовка и проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления о состоянии исследуемого предмета;
9) обработка и анализ полученной информации с применением современных программных средств и методов математической статистики;
10) выявление связей, отношений и корреляций;
11) проведение экспериментальной работы или разработка и обоснование рекомендательной части в виде описания путей и условий, программ, технологий, методов решения заявленной проблемы;
12) обобщение собранного материала, формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы;
13) оформление текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистерским диссертациям, литературное оформление работы;
14) ознакомление руководителя с содержанием работы и его доработка с учетом замечаний и предложений руководителя;
15) получение отзыва научного руководителя;
16) передача диссертации на рецензирование;
17) ознакомление с рецензией на магистерскую диссертацию;
18) подготовка доклада, презентации, иллюстративного и раздаточного материала для членов экзаменационной комиссии;
19) защита магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии.
Планирование выполнения магистерской диссертации
Магистрант, согласно задания научного руководителя, должен составить календарный график работы над темой с указанием очередности и сроков выполнения отдельных этапов работы (смотри приложение 2).
Календарный график должен предусматривать установленные в задании директивные сроки представления на рецензию отдельных разделов диссертации и законченной работы в целом. Задание и график утверждаются заведующим кафедрой. Согласно графику магистранты не реже одного раза в месяц должны отчитываться о проделанной работе перед научным руководителем.
При выполнении магистерской диссертации следует планировать этапы:
1 этап – установочный состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования. В результате выполнения первого этапа автор составляет два документа: план исследования и структура работы или план изложения, который близок к оглавлению.
2 этап – выполнятся собственно поисковая часть работы с учетом составленного плана исследования и с использованием выбранных методов, методик, технологий: работа ведется на теоретическом и практическим уровнях; результаты систематизируются и обобщаются,
3 этап - систематизация материалов, написание текста и оформление работы и полученных результатов исследования.
Следующие этапы связаны с подготовкой магистерской диссертации к защите и самой процедурой защиты
4 этап - предоставление работы на кафедру.
5 этап – защита магистерской диссертации на заседании ГАК.
Этапы исследования взаимосвязаны, предыдущий этап определяет содержание и успешность последующего этапа.
Заведующий кафедрой организует проверку хода выполнения магистерской диссертации и устанавливает не менее трех контрольных сроков отчетности выпускников о ходе выполнения работы.