Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики:
- кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма);
- синтез неокейнсианских (консервативных) доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного его отрицания. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства. Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Таким образом, правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка.
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения:
|
|
- левое (либеральное),
- консервативное,
- неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики через увеличение расходов государства на:
- общественные цели;
- жилищное строительство,
- здравоохранение,
- социальное страхование,
- дорожное строительство,
- увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры.