Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных методов Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
1. Использование информационных ресурсов и баз данных 1. База данных тестовых заданий по АПУП для проведения промежуточного или итогового тестирования студентов. Ауд.201,202. 2. База данных индивидуальных заданий для проведения итогового зачетного занятия Ауд.201,202. 3. База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов по АПУП. Используется при проведении лекционных и семинарских занятий Ауд.307, 201. Пример 1. Тема №2 «Актуальные вопросы учения о вменяемости» Перечень наглядных электронных пособий: 1. Тема, план лекции 2. Формулировка проблемного задания 3. Схема понятия невменяемости (ст. 22 УК РФ). 4. Схема медицинского критерия невменяемости (ст. 22 УК РФ). 5. Схема юридического критерия невменяемости (ст. 22 УК РФ). База данных электронных наглядных пособий и дидактических материалов используется на семинарских занятиях при выполнении студентами творческих заданий, решении проблемных ситуаций и во время работы в малых группах 4. Информационные ресурсы РГПБ (база данных диссертационного фонда, электронный каталог и др.). Используется при выполнении студентами научно-исследовательской работы, написания рефератов, подготовки к семинарским занятиям, выполнении творческих заданий.
2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий  
3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ При разработке программы курса и в процессе проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплине используются учебно-методические разработки ведущих вузов: МГУ, МГЮА, СПГУ.
4. Применение предпринимательских идей в содержании курса  
5. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Проблемно-ориентированный междисциплинарный подход используется при изучении тем курса № 1, 4, 5, 7, 8. Эти разделы предполагают обращение студентов к соответствующей тематике других дисциплин: Конституционного права России, Гражданского права.  
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Решение ситуативных задач (казусов), смысл которых заключается в разрешении конкретной юридической ситуации на основе текста изучаемого нормативно-правового акта. Пример 1. Семинарское занятие Тема № 6 «Актуальные проблемы применения уголовно-правовых норм в области охраны личности» Вопрос 1 «Конституционные основы неприкосновенности личности, права на жизнь, здоровье, свободы человека и гражданина в УК РФ» Фабула: Иванов и Сапунов вступили между собой в преступный сговор на завладение трехкомнатной квартирой, принадлежащей на праве личной собственности Блинову. Во исполнение своего умысла Сапунов и Иванов несколько раз с угрозами требовали от Блинова уступить им право на продажу своей квартиры, а самому переехать в квартиру меньшей площадью. Поскольку Блинов от этого отказывался, 7 ноября 2003 г. около 8 часов утра Сапунов и Иванов на двух машинах приехали за Блиновым, посадили в машину и отвезли его к дому, в котором предполагали его удерживать. При этом, Иванов на ночь приковал Блинова наручниками. 8 ноября 2003 г. Блинову удалось убежать и обратиться в органы милиции. Иванов и Сапунов осуждены по пп. «а», «з» ч. 2 ст. 126 УК РФ, по п. «а» ч. 2 ст. 127 УК РФ и по пп. «а», «в» ч. 2 ст. 163 УК РФ к лишению свободы. Квалифицируйте содеянное Ивановым и Сапуновым.  
7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)  
8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач  
9. Метод работы в малых группах Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения. Пример. Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос. Пример: Семинар №3«Актуальные проблемы института соучастия» Студенты делятся на три небольшие группы. Общее задание, на которое отводится 5 минут: определить признаки соучастия. Далее каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.
10. Творческие задания Могут применяться как индивидуально, так и для работы в малых группах. Пример 1. Семинар № 2 «Актуальные вопросы учения о вменяемости» Задание: Выявите, по каким признакам соотносится невменяемости «ограниченная вменяемость».

3. Средства обучения

3.1. Информационно-методические

  Основная литература Наличие в библиотеке
1. Конституция Российской Федерации (в ред. от 30.12.2008г. №6-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.  
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. (в ред. от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ).// Российская газета, 1996, 18 июня.  
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в ред. от 18.07.2009г. №176-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. (ч.1). Ст. 4921.  
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.07.2009. №191-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. №2. Ст. 198.  
5. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180–1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1993, №2, ст.62 (с изменениями и дополнениями от 20 июня 2000 г.).  
6. Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, утвержденная приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2001 г. № 460 // Российская газета, 2002, 30 января.  
7. Всеобщая декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г. / Междуна­родная защита прав и свобод человека: Сборник документов. - М., 1990.  
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О су­дебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, №3.  
9. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федера­ции заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №14, ст. 1212.  
10. Постановление Пленума Верховного Суда СССР № 15 от 8 октября 1973 г. «О судебной практике по делам о заражении венерической болезнью» / Сборник поста­новлений Пленума Верховного Суда РФ. М., 1999.  
11. Закон РФ от 2 июля 1992 г «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Со­вета Российской Федерации от 20 августа 1992 г № 33. Ст. 1913.    
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о защите чести и достоинства граждан и организаций» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. №11.  
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного Кодекса Российской Федерации»  
14. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171.  
15. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе «Выборы»» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 172.  
16. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (в ред. 22.08.2004) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253.  
17. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175 ФЗ (в ред. 23.06.2003) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 51, ст. 4982.  
  Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ (в ред. 22.06.1998) «Об обеспе­чении конституционных прав граждан Российской Федерации изби­рать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5497.  
  Федеральный Конституционный закон от 10 октября 1992 года № 2-ФКЗ (в ред. 28.06.2004) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 42, ст. 3921.  
  Всемирная конвенция об авторском праве, заключенная в Женеве 6 сентября 1952 г.// Бюллетень по авторскому праву, 1996, № 1. Т. XXIX.  
  Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г./ Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М., 1990.  
  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г./ Международная защита прав и свобод человека. Сборник доку­ментов. - М., 1990.  
  Конвенции о правах ребенка. // Ведомости СССР, 1990, № 45, ст. 955.    
  Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Пра­вил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условия­ми их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации де­тей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Российская газета, 2000, 13 апреля.  
  Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000 г. «О судеб­ной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»// Бюллетень Верхов­ного Суда РФ, 2000, № 4.  
    Дополнительная литература    
1. Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики. Сборник очерков. Под ред. Лунева В.В. М., 2010.  
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.07.2009. №191-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. №2. Ст. 198.  
3. Андреева Л. А. Квалификация изнасилований: Учебное пособие. - СПб., 1999.  
4. Агафонов А. Личность как объект уголовно-правовой охраны // Уголовное право, 2004, № 2.  
5. Бокова И.Н. Уголовный закон: проблемы развития и дальнейшего совершенствования // Российский следователь. 2007. № 2.  
6. Бородин С., Клебанов Л. Защита личности в России (криминологический и уголовно-правовой аспекты) // Уголовное право. 2002, №2.  
7. Бавсун М., Вишнякова Н. Влияние направленности умысла на квалификацию убийств, совершаемых при отягчающих обстоятельствах // Уголовное право, 2006, № 1.  
8. Бавсун М., Вишнякова Н. Проблемы квалификации убийства, сопряженного с иными преступлениями // Уголовное право, № 4, 2004.  
9. Бавсун М. Убийство двух и более лиц: совокупность или единое преступление? // Уголовное право. - 2007. - № 3.  
10. Бессонов А. Уголовно-правовая характеристика убийства, совершенного организованной группой // Уголовное право, 2005, № 5  
11. Быстров С. А. Ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью при необходимой обороне // Российский следователь, 2007, № 3.  
12. Благов Е.В. Назначение наказания (теория и практика). Ярославль, 2002.  
13. Бойко А.И. Преступное бездействие. СПб., 2003.  
14. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб., 2002.  
15. Гребенкин Ф. Общественная опасность преступления и ее характеристика // Уголовное право. 2006. №1.  
16. Дзигарь А.Л. Смертная казнь и преступность. Ростов-на-Дону, 2003.  
17. Дуюнов В.К. Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике. Курск, 2000.    
18. Епифанова Е.В. Криминализация и декриминализация деяний // Российская юстиция. 2006. №4.  
19. Жуков А.В. Замена наказания в уголовном праве России. Тольятти, 2003.  
20. Козлов А.П. Понятие преступления. СПб., 2004.  
21. Ковалев М.И. Соучастие в преступлении. Екатеринбург, 1999.  
22. Крылова Н.Е. Эвтаназия: уголовно-правовой аспект // Вестник МГУ, 2002, № 2.  
23. Крылова Н.Е. Уголовное право и биоэтика: проблемы, дискуссии, поиск решений. – М.: ИНФРА-М, 2006.  
24. Лист Ф.В. Задачи уголовной политики. Преступление как социально патологическое явление. М., 2004.  
25. Милюков С.Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб.: СПбИВЭСЭП, Знание, 2000.  
26. Мондохонов А. Вопросы уголовной ответственности за организацию преступного сообщества// Уголовное право. 2010. № 2.  
27. Никифоров А. С. Ответственность за убийство в современном уголовном праве. - М., 2001.  
28. Кабурнеев Э. В. Особенности дифференциации и квалификации убийств, совершаемых с отягчающими обстоятельствами // Юридический мир, 2009, № 2.  
29. Никифоров А.С. Квалифицированное убийство в современном европейском континентальном и англо-американском праве // Журнал российского права, 2001, № 5.  
30. Назаренко Г.В. Правовая и криминологическая значимость уголовно-релевантных психических состояний. Орёл, 2002.  
31. Наумова З.А. Коллизии в уголовном праве. Екатеринбург, 1994.    
32. Плаксина Т., Хохлов В. Проблемы назначения наказания за особо тяжкие преступления против жизни в свете новой редакции ст. 62 УК РФ // Уголовное право, 2010. № 2.  
33. Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права. СПб., 2003.  
34. Практический комментарий к УК РФ. / Под ред. Х.Д. Аликперова и Э.Ф. Побегайло. М., 2001.  
35. Разгильдиев Б.Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация. Саратов, 2003.  
36. Сафонов В.Н. Организованное вымогательство: уголовно-правовой и криминологический анализ. СПб, 2000.  
37. Салева Н.И. Условия назначения наказания несовершеннолетним// Российская юстиция. 2003. № 11.  
38. Ситникова А.И. Оконченное и неоконченное посягательство на жизнь мнимобеременной женщины //Российский следователь, 2007, № 14.    
39. Скорилкина Н., Дадонов С., Анненков А. Отграничение самоуправства от вымогательства. // Законность. 2009. №2.  
40. Скрипченко Н. Ю. Актуальные вопросы применения мер воспитательного характера к несовершеннолетним. // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. М., 2001.  
41. Сундуров Ф.Р., Бакулина Л.В. Лишение свободы и права осуждённых в России. Казань, 2000.  
42. Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Общая часть. М., 1994.  
43. Трухин А. Соучастник преступления //Уголовное право. 2006. № 3.  
44. Уголовное право России. Особенная часть. Второй полутом: Учебник для вузов / Под ред. доктора юридических наук, профессора Г. Н. Борзенкова и доктора юридических наук, профессора В. С. Комиссарова. - М.: ИКД Зерцало-М, 2005.  
45. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Л.Л. Кругликов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.  
46. Улицкий С.Я. Политические и правовые проблемы смертной казни. Владивосток, 2004.  
47. Фаргиев И.А. Беспомощное состояние как квалифицирующий признак состава убийства (отдельные проблемы судебной практики) // Юрид. вестн. Ростов-на-Дону, 2001, № 3.  
48. Хамитов Р.Н. Специальные правила назначения наказания. Казань, 2001.  
49. Чистяков А.А. Механизм формирования основания уголовной ответственности. Рязань, 2000.  
50. Шеслер А.В. Соучастие в преступлении. Москва, 2009.  

3.2. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
1. Мультимедийный экран (ауд.307) Обучающее предназначение. Применяется в процессе лекционных занятий с целью демонстрации наглядных пособий и дидактических материалов; для реализации интерактивных методик преподавания юридических дисциплин.
2. Мультимедийная доска (ауд. 201) Обучающее предназначение. Используется при проведении лекционных, семинарских занятий, при проведении студенческих научно-практических конференций. Применяется в процессе использования интерактивных методик преподавания и для выполнения студентами различных творческих заданий по дисциплине. Применяется для использования в учебном процессе информационных ресурсов и баз данных, работы с мультимедийными учебниками и пособиями.
3. Компьютерные классы (ауд.201, 202) ПК используются в целях осуществления промежуточного контроля знаний студентов посредством электронной базы тестовых заданий.

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

1. Тесты для текущего контроля, подготовки к зачету, экзамену
    1. Понятие преступления дано в: ст. _________УК РФ 1) ст.14 УК РФ 2) ст. 15 УК РФ 3) ст. 12 УК РФ 4) ст. 10 УК РФ   2.. Материальным признаком преступления является: 1) противоправность 2) вредность 3) виновность 4) аморальность 5) общественная опасность 6) вменяемость   3.Преступное поведение запрещается _______________. 1) уголовной ответственностью 2) уголовным наказанием 3) неотвратимостью кары 4) уголовным осуждением.   4. В основу классификации преступлений положено _______________. 1) степень вины 2) размер причиненного ущерба 3) характер и степень общественной опасности 4) размер наказания.   5. Среди категорий преступлений в зависимости от характера и степени преступлений выделяют: 1) опасные 2) небольшой тяжести 3) неопасные 4) особо опасные 5) основные 6) дополнительные.   6. В каком соотношении находятся общественная опасность и противоправность преступления: 1) понятия разнополярны 2) лишь то деяние, которое противоправно, является общественно опасным 3) уголовная противоправность - юридическое выражение общественной опасности деяния 4) понятия тождественны и взаимозаменяемы.   7. Преступления, какой категории могут совершаться только умышленно: 1) небольшой тяжести 2) средней тяжести 3) тяжкие 4)особо тяжкие 8. Противоправность – это… 1) обязанность лица выполнить определенное действие 2) невыполнение лицом действий, которые от него требуются 3) запрещенность поведения соответствующей уголовно-правовой нормой под угрозой применения наказания 4) особенность деяния, способ его совершения, место, время, обстановка совершения преступления.   9. Виновность – это… 1) совокупность интеллектуального и волевого моментов 2) психическое отношение лица к деянию и наступившим последствиям 3) сознание общественно опасного характера совершаемого деяния, которое причиняет или может причинить вред 4) психическое отношение лица к наступившим последствиям.   10. Наказуемость – это… 1) мера государственного принуждения, применяемая к лицам, совершившим преступление 2) отрицательная оценка общественно опасного противоправного поведения человека 3) угроза применения наказания 4) предусмотренность (запрещенность) общественно опасного деяния уголовным законом за совершение, которого установлено соответствующее наказание..   11. Соучастием в преступлении признается… 1) совместное участие двух и более лиц в совершении преступления 2) умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления 3) умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления 4) умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного или неосторожного преступления 5) совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного или неосторожного преступления 12. Объективными признаками соучастия являются… 1) участие в преступлении двух или более лиц 2) двусторонняя и односторонняя субъективная связь соучастников преступления 3) взаимообусловленность действий соучастников преступления 4) единый преступный результат 5) причинная связь между обусловленными действиями соучастников с совершенным исполнителем преступлением 6) участие в преступлении двух или более лиц, способных нести уголовную ответственность, единый результат и причинная связь между обусловленными действиями соучастников с совершенным исполнителем преступлением 13.. Уголовный закон предполагает соучастие в неосторожном преступлении: 1) да 2) нет 3) в случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК РФ 4) только при небрежности 14. Подстрекателя характеризуют следующие действия: 1) предоставление информации, необходимой для совершения преступления 2) дача советов, указаний, наставлений 3) руководство совершением преступления 4) обещание за совершение преступления вознаграждения 5) склонение к совершению преступления любым способом 6) предоставление разработанного плана совершения преступления 15. Действие соучастников (организатора, подстрекателя, пособника) следует квалифицировать со ссылкой на статью 33 УК РФ (“Виды соучастников преступления”)? 1) да 2) нет 3) не всегда 4) только в случаях прямо предусмотренных в Особенной части УК РФ 16. Экcцессом исполнителя следует признавать… 1) действия лица, непосредственно выполняющего объективную сторону преступления 2) совершение исполнителем преступления, не охватывающегося умыслом других соучастников 3) совершение соучастниками действий, выходящих за пределы их сговора с организатором преступления 4) действия исполнителя, вызванные его душевным волнением 5) не доведение исполнителем преступления до конца по причинам, от него не зависящим   17. Количественный эксцесс исполнителя это… 1) совершение исполнителем двух или более однородных преступлений, не охватывающихся умыслом соучастников 2) совершение исполнителем преступления однородного с тем, которое он должен был совершить 3) совершение исполнителем преступления менее или более опасного, которое выходит за рамки умысла соучастников 4) совершение исполнителем преступления однородного менее или более опасного преступления, которое выходит за рамки умысла соучастников 18. При эксцессе исполнителя другие соучастники преступления уголовной ответственности … 1) подлежат 2) не подлежат 3)подлежат в случаях прямо указанных в Особенной части УК РФ 4)подлежат в случае, когда суд сочтёт это возможным 19. Соисполнительство предполагает: 1) действия лица, непосредственно участвовавшего в совершении преступления совместно с другими лицами 2) действия лица, создавшего условия для совершения преступления другими лицами 3) действия лица, совершившего преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости и других обстоятельств предусмотренных УК РФ 4) действия лица, организовавшего совершение преступления, либо руководившего его совершением 20. Признаки преступного сообщества (преступной организации): 1) сплоченность, цель совершения тяжких и особо тяжких преступлений 2) устойчивость, цель совершения только особо тяжких преступлений 3) цель совершения одного или нескольких преступлений 4) цель совершения ряда преступлений   21. Лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье УК РФ, участвовавшее в совершении преступления предусмотренного этой статьей… 1) освобождается от уголовной ответственности 2) несет уголовную ответственность как соисполнитель 3) несет уголовную ответственность как пособник, организатор, подстрекатель* 4) несет уголовную ответственность только как подстрекатель 22. В случае не доведения преступления до конца по не зависящим от исполнителя обстоятельствам соучастники… 1) освобождаются от уголовной ответственности за отсутствием в деянии признаков состава преступления 2) несут уголовную ответственность за покушение на преступление 3) освобождаются от уголовной ответственности за малозначительностью 4) несут уголовную ответственность за приготовление, в случае, когда исполнитель должен был совершить тяжкое или особо тяжкое преступление 5) несут уголовную ответственность за организацию оконченного преступления   23. Прикосновенностью к преступлению является… 1) умышленная деятельность, сопряженная с совершенным или готовящимся преступлением другими лицами, но не содействующая его совершению 2) умышленная деятельность, выражающаяся в предоставлении орудий и средств его совершения 3) умышленная деятельность, сопряженная с оказанием содействия в совершении преступления или его подготовки 4) умышленная деятельность, выражающаяся в обещании скрыть орудия и средства совершения преступления, предметы добытые преступным путем   24. Отличие прикосновенности от соучастия заключается в том, что… 1) прикосновенность образуют неосторожные преступления, а соучастие только умышленные 2) при прикосновенности в отличие от соучастия деяния не находятся в причинной связи с преступным результатом 3) прикосновенность выражается как в действиях, так и в бездействии, а соучастие только в действиях 4) все ответы неправильные 25. Цели наказания: 1) исправление осужденного, восстановление социальной справедливости, общее предупреждение преступлений 2) перевоспитание осужденного, исправление осужденного, соразмерность содеянному, общее предупреждение преступлений 3) восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, перевоспитание осужденного, общее предупреждение преступлений 4) общее предупреждение преступлений 5) соразмерность содеянному   26. Основные виды наказания… 1)штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение почетного звания, 2)арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, 3), лишение специального, воинского или почетного звания классного чина и государственных наград, 4) исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы* 5) обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части 6) пожизненное лишение свободы, смертная казнь*   27. Дополнительные наказания это… 1) штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 2) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 4) обязательные работы, штраф   28. В качестве основных, так и в качестве дополнительных видов наказания могут выступать: 1) штраф, обязательные работы 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 4) обязательные работы, ограничение по военной службе   29. Пожизненное лишение свободы не назначается: 1)женщинам, мужчинам, достигшим 65-летнего возраста к моменту вынесения приговора, несовершеннолетним 2)женщинам, достигшим55-летнего возраста к моменту вынесения приговора, 3) лицам, совершившим преступление в возрасте до18-ти лет* 4)мужчинам, достигшим 65-летнего возраста к моменту вынесения приговора, инвалидам 30. Суд учитывает при назначении наказания: 1) характер и степень общественной опасности преступления 2) руководящие разъяснения Верховного суда РФ 3) аргументы обвинения и защиты 4) квалификация содеянного   31. Обстоятельства, которые не относятся к, смягчающим наказание: 1) беременность 2) несовершеннолетие виновного 3) достижение виновным пенсионного возраста 4) совершение преступления в результате психического принуждения   32. Обстоятельства, не относящиеся к отягчающим наказание: 1) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора 2) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти 3) привлечение к совершению преступления лиц, которые находятся в состоянии опьянения 4)совершение преступления в состоянии опьянения    
2. Вопросы для подготовки к зачету
  1. Основные подходы к определению преступления. Преступление как фундаментальная правовая категория. 2. Основания и критерии криминализации и декриминализации общественно опасных деяний. 3. Понятие и признаки преступления в УК РФ: проблемные аспекты. 4. Актуальные вопросы определения характера и степени общественной опасности преступления. 5. Категории преступлений: теория и законодательная практика. 6. Понятие малозначительности в уголовном праве. 7. Актуальные вопросы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе. 8. Понятие вменяемости, соотношение с невменяемостью. 9. «Ограниченная вменяемость» - проблемы законодательного закрепления. 10. «Возрастная невменяемость» - понятие и значение. 11. Проблемы определения объективных признаков соучастия. 12. Проблемы определения субъективных признаков соучастия. 13. Актуальные вопросы акцессорной теории соучастия в науке уголовного права. 14. Традиционная классификация видов соучастников и возможности ее развития (посредник, провокатор, вербовщик, инициатор, зачинщик, заказчик и др.). 15. Актуальные вопросы законодательного закрепления понятия исполнителя преступления. 16. Проблемные вопросы о формах и видах соучастия в науке уголовного права. 17. Актуальные проблемы квалификации соучастия со специальным субъектом. 18. Проблемы совершенствования уголовно-правовых норм о соучастии в теории и практике. 19. Проблемы законодательного определения эксцесса исполнителя преступления. 20. Уголовно-правовые средства противодействия организованной преступности. 21. Социальная и правовая сущность наказания. 22. Дискуссионные вопросы определения целей наказания. 23. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения штрафа как вида уголовного наказания. 24. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения ареста как вида уголовного наказания. 25. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения обязательных работ. 26. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения исправительных работ. 27. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения лишения свободы на определенный срок. 28. Проблемы теории, законодательной регламентации и практики применения пожизненного лишения свободы. 29. Проблемы смертной казни в современном обществе. Аргументы «за» и «против». 30. Актуальные вопросы построения системы наказаний в уголовном праве России их социальная обусловленность и историческая изменчивость. 31. Актуальные вопросы реформирования системы наказаний на современном этапе. 32. Конституционные основы неприкосновенности личности, права на жизнь, здоровье, свободы человека и гражданина в Уголовном кодексе РФ. 33. Актуальные вопросы законодательного закрепления понятия убийства. 34. Проблемы определения отграничительных признаков простого убийства от убийства при отягчающих обстоятельствах. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК)». 35. Проблема эвтаназии в современном обществе. 36. Проблемные вопросы определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Постановление Правительства РФ № 522 от 17 августа 2007 года «Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека». 37. Проблемы законодательного определения беспомощного состояния потерпевшего, как обстоятельства, отягчающего уголовную ответственность. 38. Общая характеристика обстоятельств, отягчающих убийство. Проблемы их законодательного закрепления. 39. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за убийство «мнимобеременной» женщины. 40. Проблемы законодательного закрепления специальных признаков субъекта преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 41. Проблемы определения квалифицирующих признаков при изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 15 июня 2004 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ». 42. Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих охрану права собственности и пути ее совершенствования. 43. Проблемы законодательного определения понятия хищения. Достоинства и недостатки легальной дефиниции. 44. Проблемы определения объективных признаков хищения. 45. Проблемы определения субъективных признаков хищения. 46. Проблемы определения признаков хищения в отдельных составах Особенной части УК РФ. (Хищение наркотических средств, оружия и.т.д.). 47. Основные правоприменительные проблемы, возникающие при рассмотрении дел о хищении. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 29 от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». 48. Актуальные вопросы определения предмета хищения как уголовно-правовой категории. 49. Проблемы определения критериев классификации хищений на виды. 50. Основные проблемы правоприменительной практики, связанные с применением норм об уголовной ответственности за преступления против собственности, не являющихся хищением. 51. Актуальные вопросы совершенствования системы преступлений против правосудия. 52. Проблемные вопросы определения субъекта в составах преступлений, совершаемых лицами, осуществляющих правосудие. Проблемы определения отграничительных признаков проступков в сфере осуществления правосудия от преступлений против правосудия.

Краткий курс лекций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: