Как мы выяснили в первых двух частях данных методических рекомендаций, при будущем трудоустройстве, особенно в реальном секторе экономики, выпускникам для получения привлекательных должностей придется пройти тщательную проверку работодателем во время собеседований и тестирований на наличие у них достаточных знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешной работы. Таким образом, для успешного трудоустройства молодежи уже в школе и вузе надо своевременно и целенаправленно получать знания, практические навыки и умения, наличие которых будут обязательно проверять будущие работодатели при трудоустройстве на выбранные должности.
Поэтому проблема обучения молодежи с учетом потребностей рыночной экономики и конкретных работодателей является одной из самых актуальных для России [1, 6, 7, 9, 10, 19–22].
Проблема формирования профессиональноориентированных кадров очень сложна; она связана с вопросами школьного и даже
дошкольного образования. Традиционное образование в России (вышедшее из системы советского образования) всегда было слабо ориентировано на индивидуальный подход к обучению и формирование креативности и творческого мышления у школьников. Это объясняют многими причинами: массовым характером обучения, централизованной экономической системой в СССР, командным подходом при решении задач в социалистическом обществе. Все это прочно укоренилось в сознании советского, а позже и российского человека. И потребовались годы, чтобы начать переосмысление этих вопросов [7].
|
|
Восприятие обучаемым знаний зависит не только от качества материала, уровня подготовки учителей школ и профессорско-преподавательских кадров вузов и развития технологий, но и от его личной мотивации на обучение, а также способностей к восприятию материала [2]. Как показано в [2, 5], успехи учебной деятельности студентов примерно на 70 % обусловлены именно мотивацией, а на долю способностей психологи оставляют всего 30 %. Поэтому можно сделать вывод, что одним из самых перспективных способов улучшения обучения школьников и студентов является усиление их мотивации учиться и создание необходимых условий для этого.
Исследования [17, 18] показали, что и на старших курсах многие студенты плохо представляют, кем они будут после вуза, и поэтому не имеют мотивации лучше изучать необходимые в будущем предметы.
Планирование карьеры в студенческие годы, причем как можно более раннее, позволяет любому студенту получить ряд очень важных преимуществ по сравнению со студентами, которые этого не делают.
|
|
Любой планирующий свою карьеру студент уже четко знает, что именно особенно понадобится ему в будущем, в результате чего он может выбирать более интересные и полезные для лучшего трудоустройства темы курсовых работ и проектов, а затем и выпускной квалификационной работы. В результате этого он может просто и совершенно законно получить и с пользой использовать такие преимущества:
– при меньших затратах труда и времени лучше и интереснее учиться за счет выбора тем курсовых работ и проектов и выпускной квалификационной работы так, чтобы каждая следующая тема была развитием предыдущей и позволяла использовать уже имеющиеся материалы;
– эффективнее использовать во время обучения потенциал университета и своей семьи для подготовки к лучшему будущему;
– целенаправленно выполнять на разных курсах максимально полезную комплексную научно-исследовательскую работу;
– подготовить к моменту получения диплома привлекательные для многих работодателей резюме и портфолио, показывающие наличие необходимых для успешной работы на выбранных должностях углубленных знаний, практических навыков, опыта;
– получить ряд полезных знаний, практических навыков и умений, необходимых для успешного прохождения собеседований и тестирований при трудоустройстве на привлекательные должности;
– научиться эффективнее использовать для трудоустройства, будущей карьеры и дохода то, что он имеет соответствующие знания и навыки, полученные в педагогическом вузе.
12.3. Как готовят молодежь к успешной карьере
в ведущих странах
Во-первых, в ведущих странах Западной Европы и в США давно отработаны и массово применяются методы, имеющие цель:
1) обеспечить счастливое детство и юность детей с одновременной деликатной целенаправленной и не заметной для них и окружающих подготовкой их к успеху в будущей жизни;
2) обеспечить сильную мотивацию к углубленному изучению юношами и девушками наиболее нужных им для успеха предметов за счет сотрудничества семьи с образовательными учреждениями;
3) максимально защитить молодежь от типичных для рыночной экономики рисков и проблем за счет ее обучения методам оценки возможных последствий своих действий и предотвращения напрасных расходов, рисков, проблем и опасностей для себя и своей семьи.
В частности, это обеспечивается за счет:
1) покупки детям с раннего возраста игр типа «Бизнес», «Монополия», позволяющих им познакомиться с основными понятиями и методами бизнеса с участием своих семей;
2) создания условий для формирования у детей увлечений (хобби), которые не только соответствуют их интересам и способностям, но
и позволяют повысить их конкурентоспособность в процессе трудоустройства и на работе, более того – давать им дополнительный доход;
3) обеспечения углубленного изучения нужных для успеха предметов и получения практических навыков при согласованных действиях семьи и школы, в результате которых в школе ребенок изучает теорию
и получает необходимые знания;
4) практической помощи детям в подготовке к получению первых самостоятельных заработков, что соответствует их желаниям иметь собственные деньги и финансовую независимость от родителей и позволяет получать нужные для успеха знания и навыки (часто с разработкой бизнес-плана и анализом причин их успехов или неудач);
5) максимально раннего обсуждения и корректировки планов детей и молодежи на будущее, что дает им возможность больше узнать о выбранных профессиях и должностях и требованиях работодателей, а также убедиться в правильности своего выбора, попробовав на практике основные виды работ с оценкой полученных результатов;
6) обеспечения максимально раннего понимания юношами и девушками, какие знания и практические навыки необходимы им для реализации своей мечты и планов на будущее. Поэтому многие делают профессиональный выбор к восьмому классу, лучше учатся и используют возможности обучения в школе и вузе, так как самостоятельно получать такие знания и навыки после них будет очень дорого [12].
|
|
Во-вторых, темы научно-исследовательских работ большинство студентов (в том числе и для гуманитариев) стремятся выбирать так, чтобы они имели и научную и практическую ценность и были понятны коммерческим фирмам соответствующего профиля. Это очень важно, так как в результате студенты и выпускники вузов в ведущих зарубежных странах имеют лучшие шансы на получение заказов бизнеса или трудоустройство в реальном секторе экономики, а российские выпускники часто не могут показать фирмам выгоду от своей работы.
В-третьих, на уроках по многим предметам все школьники знакомятся с новыми достижениями и способами их правильного использования (например, с методами энергосбережения, экономии и т. д.).
В результате этого в ведущих зарубежных странах без больших финансовых затрат созданы необходимые условия для максимально раннего профессионального определения детей и молодежи с учетом их интересов и способностей, потенциала и традиций их семей.
Научно-исследовательская работа студентов является в некоторых университетах, особенно в самых знаменитых, важнейшей частью учебного процесса, обеспечивая повышение их конкурентоспособности, качества обучения и доходов. Поэтому выполнение студентами учебно-исследовательских работ и заданий – обязательная часть ряда учебных курсов на некоторых специальностях.
Такая комплексная организация учебы и профориентации в ведущих странах мира позволяет улучшить взаимопонимание в семьях и защитить молодежь от рисков и проблем, типичных для рыночной экономики