В России профориентационная работа со школьниками и их семьями часто менее эффективна, в результате чего старшеклассники, в отличие от сверстников в ведущих странах, обычно могут выбрать лишь гуманитарное или техническое направление их будущей деятельности, но не представляют свою будущую карьеру.
В отличие от ведущих зарубежных стран, в России основные усилия школ и семей старшеклассников направлены на обеспечение успешной сдачи Единых государственных экзаменов и поступление в вузы. Поэтому в старших классах школьники активно изучают нужные для поступления в вузы предметы, в том числе занимаются на подготовительных курсах вузов и с репетиторами. Но часто семьи не могут или не стремятся помочь детям раньше сделать правильный профессиональный выбор
с учетом их интересов и способностей, что в дальнейшем негативно сказывается на будущем молодежи, так как [12]:
1) школьники очень мало знают о требованиях к соискателям, предъявляемых в эпоху рыночной экономики работодателями, поэтому они не используют возможности лучше изучить нужные для трудоустройства предметы, а иногда и хуже учатся из-за отсутствия мотивации;
|
|
2) осознанно выбирают свою будущую специальность далеко не все, представляют свою работу немногие, а конкретной программы обеспечения успешной реализации своей мечты у них обычно нет;
3) часто выбор вуза, а тем более факультета и специальности абитуриентами не является результатом анализа с учетом возможных последствий и зависит от случайных факторов, так как многие абитуриенты и их родители понимают необходимость получить высшее образование, но не видят тесной взаимосвязи полученной специальности с будущим местом работы выпускника и уровнем его доходов.
После поступления юношей и девушек в вузы большинство надолго забывает о проблеме трудоустройства и вспоминает о ней лишь перед получением диплома об окончании вуза. Это было правильным и вполне естественным в советский период, когда каждому выпускнику вуза гарантировалась возможность выбора различных видов работы по специальности и обязательное трудоустройство, а все работодатели были готовы к приему выпускников вузов, не имеющих практического опыта,
и были обязаны обучать новых молодых специалистов в соответствии
с требованиям их профессиональной деятельности. Поэтому выпускники могли через некоторое время изменить направление своей деятельности
и должность, а выбор первого места работы не сильно влиял на их карьеру и зарплату.
Однако, как показано выше, в реальном секторе экономики требования работодателей изменились и на привлекательные должности приглашаются специалисты с большим опытом и стажем работы на таких же должностях. Поэтому, как хорошо известно, большинство выпускников вузов этим требованиям соответствовать пока не могут.
|
|
Проведенные исследования [12–18] показали, что:
1) большинство студентов по-прежнему не видят тесной взаимосвязи полученной в вузе специальности с будущим трудоустройством и уровнем доходов и не осознают возможные проблемы своего трудоустройства на привлекательные должности с лучшей заработной платой
и предъявляемые работодателями требования, поэтому они не проявляют большого интереса к учебе и учатся хуже своих реальных способностей, не готовятся к лучшему трудоустройству;
2) родители в этот период обычно меньше контролируют учебу
и жизнь детей и часто принимают участие в решении возникающих у них проблем, когда трудно что-то исправить;
3) до получения диплома студенты и их семьи обычно не планируют и не предпринимают конкретных практических действий, чтобы обеспечить их успешное трудоустройство;
4) проблемы трудоустройства выпускников очень часто становятся неожиданными для них и их семей;
5) большинство родителей не могут помочь выпускникам в лучшем трудоустройстве традиционными методами, так как при рыночной экономике работодатели могут выплачивать зарплату лишь за счет части прибыли, получаемой от деятельности данного работника.
Поэтому в ТГПУ им. Л. Н. Толстого разработан и подготовлен для массового использования в учебном процессе при обучении студентов любых специальностей и курсов инновационный организационно-экономический метод улучшения обучения и воспитания студентов
и школьников и значительного повышения их конкурентоспособности при трудоустройстве на привлекательные для молодежи должности,
а также их защиты от возможных рисков и проблем [12–16, 18].