Актуальные проблемы финансового права
ТЕМА: 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА, МЕТОДА, СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Современная финансовая наука определяет категорию финансы как совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования и государства для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.
Материальным выражением финансов являются финансовые ресурсы.
Сущность финансов проявляется в специфических функциях, т. е. формах выражения значения данной экономической категории в системе общественных отношений.
По вопросу определения основных функций финансов в науке единого мнения не сложилось. Большинство ученых в качестве основных функций финансов называют две: распределительную и контрольную.
|
|
В процессе распределения и перераспределения национального дохода необходимыми финансовыми ресурсами обеспечиваются потребности государства и общества. В числе важнейших потребностей любого современного государства следует назвать поступательное экономическое развитие территорий (в том числе активную инвестиционную и инновационную политику), социальное обеспечение и развитие научно-культурного потенциала населения, экологическую безопасность, обеспечение обороны.
Контрольная функция финансов обеспечивает постоянный процесс наблюдения и проверки за правильным распределением и перераспределением финансовых ресурсов. «Поскольку финансы «пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта».
Некоторые ученые (например, Э. Д. Соколова, О. Н. Горбунова) в качестве самостоятельной выделяют регулирующую функцию финансов2. По мнению О. Н. Горбуновой, финансы как инструмент управления обществом являются основным источником информации о всех без исключения процессах в жизнедеятельности общества и государства, они служат инструментом формирования и функционирования системы прямых и обратных связей. Через финансовую систему осуществляется система мониторинга — слежения рублем за успешным (или менее успешным) развитием государства и общества в целом, и, что самое важное, осуществляется государственное влияние и прямое воздействие на их развитие.
|
|
В процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов происходит постоянное прямое и косвенное воздействне на развитие различных рыночных институтов, стимуляция общества к производству прибавочного продукта, увеличению нормы прибыли, равномерному распределению капитала между экономически значимыми отраслями. Другими словами, посредством финансов осуществляется регулирование экономики страны в целом и отдельных ее сегментов в частности.
В работах финансоведов и ученых-экономистов выделяются также аккумулирующая1 и стабилизирующая функции финансов.
Финансы объединяют разнообразные экономические отношения, связанные общими признаками и функциональным назначением. Однородные экономические отношения, входящие в категорию финансов, составляют институты или звенья, совокупность которых образует финансовую систему.
Структурированность финансов может быть произведена по различным основаниям.
В зависимости от субъекта, осуществляющего формирование денежных фондов, финансы подразделяются на: государственные (муниципальные) финансы; финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций и общественных объединений.
С учетом целей формирования денежных фондов различают: финансы бюджетной системы; финансы внебюджетных целевых государственных (муниципальных) фондов; финансы предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности; финансы страхования; кредитные финансы.
По способу формирования денежных фондов выделяют централизованные финансы, к которым относятся государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственное страхование, государственный кредит; а также децентрализованные финансы: финансы предприятий материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы, финансы государственных предприятий и предприятий другой формы собственности.
С учетом применяющихся в экономической науке оснований структурирования финансов можно выделить основные их институты (звенья).
Основным звеном финансовой системы является бюджетная система государства, включающая в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений. Через бюджетную систему государства распределяется до 40% национального дохода. Денежные средства, поступающие в виде доходов в бюджет в результате перераспределения на основании утвержденных финансовых планов, направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Система внебюджетных государственных и муниципальных фондов представляет собой следующее звено финансовой системы государства. Статья 6 БК РФ определяет государственный внебюджетный фонд как форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. К числу государственных внебюджетных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; Федеральный внебюджетный фонд противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими; и др.
Доходная база внебюджетных фондов складывается из обязательных отчислений физических и юридических лиц, добровольных взносов и благотворительных пожертвований, а также других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Так, в бюджеты Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования подлежат зачислению суммы в виде налоговых отчислений от единого социального налога; единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога.
|
|
Как правило, расходование средств, которые аккумулируются во внебюджетных фондах, осуществляется на строго определенные цели, установленные в нормативном порядке.
Финансы предприятий (организаций, учреждений) включают финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и общественных объединений.
В структуре финансовых взаимосвязей указанная группа финансов «занимает исходное, определяющее положение, так как обслуживает основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага и формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны»1.
Финансовые ресурсы, создаваемые в процессе деятельности предприятий (организаций, учреждений), направляются на формирование различных фондов, используемых для целей воспроизводства, экономического развития, социальной поддержки работников. Через налогообложение, страхование, государственный и банковский кредит, фондовый рынок и другие механизмы финансы предприятий встраиваются в общую финансовую систему и участвуют в процессах аккумуляции, распределения и перераспределения денежных фондов.
В составе финансовой системы в качестве самостоятельного звена выделяются финансы страхования. С точки зрения финансовой науки страхование представляет собой группу экономических отношений, складывающихся по поводу формирования за счет страховых взносов целевых денежных фондов, расходуемых на погашение страховой суммы при наступлении страховых случаев.
|
|
По формам осуществления различают обязательное и добровольное страхование. В зависимости от цели выделяют страхование имущественное и личное; социальное, пенсионное, медицинское.
Кредитная система, как звено финансовой системы, состоит из государственного (муниципального) кредита и банковского кредита.
В экономической литературе преобладает мнение о включении в финансовую систему только института государственного кредита. Однако среди правоведов достаточно распространенной является позиция, согласно которой в структуре финансовой системы можно выделить как государственный (муниципальный), так и банковский кредит.
В рамках отношений по государственному (муниципальному) кредиту заемщик (государство или муниципальное образование) на условиях возмездности, возвратности и срочности привлекает временно свободные денежные ресурсы населения и юридических лиц для покрытия необходимых расходных направлений. Действующее бюджетное законодательство устанавливает допустимые формы государственного кредита: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоры и соглашения о получении Россией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России; договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.
Муниципальный кредит может быть привлечен в форме: кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Важное значение для экономики государства играет банковское кредитование, в процессе которого у хозяйствующих субъектов формируются дополнительные финансовые ресурсы, направляемые ими на воспроизводственные и инвестиционные цели. «С помощью банков происходит аккумуляция временно неиспользуемых свободных денежных средств, их перераспределение, «обмен веществ», использование «энергии» окружающей среды в интересах общего блага. Банк является реальной производительной силой, его деятельность напрямую связана с экономикой, обеспечением непрерывности и ускорением производства, приумножением богатства общества»1. Кредитные финансы содействуют процессу перераспределения национального дохода и увеличению инвестиционного потенциала страны.
Перечисленные звенья финансовой системы находятся в теснейшей взаимосвязи, сохраняя при этом относительную обособленность, выражающуюся в наличии специального нормативно-правового регулирования, соответствующих органов управления и контроля.