Тема 2.11 Философия истории

I.Задания для самостоятельной работы

1. Выясните, каковы основные движущие силы общественного развития.

2. Определите, в чем состоит цивилизационный подход к общественному развитию

3. Определите, в чем состоит формационный подход к общественному развитию.

4. Выясните, в чем состоит прогресс и регресс в истории.

5. Выясните, какую роль в истории играет деятельность отдельных личностей и больших масс людей.

II План семинарского занятия

1.Проблема движущих сил общественного развития.

2.Проблемы крупномасштабного членения исторического процесса. Понятие экономической общественной формации; формационный подход к истории. Понятие цивилизации; цивилизационный подход к истории.

3.Проблема направленности исторического развития. Общественный прогресс и регресс, их критерии и соотношение. Философия истории в поисках смысла истории.

4. Революционные и эволюционные изменения в обществе. Неоднозначность оценок социальной значимости революций в социально-философской литературе.

Роль народных масс и отдельных личностей в истории. Диалектика объективного и субъективного, стихийного и сознательного в общественном развитии. Несостоятельность социально-исторического волюнтаризма и фатализма.

III.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию

Приступая к изучению этой темы, следует исходить из понимания того, что общество это не «застывший кристалл, а организм, способный к превращениям» (К. Маркс), т. е. из того, что общество изменяется во времени и это изменение и есть история. А коль скоро это так, то первый вопрос, возникающий в связи с признанием наличия истории – это вопрос о причинах, движущих силах общественного развития. Представители двух основных направлений в философии и социологии – материалистического и идеалистического – отвечают на этот вопрос диаметрально противоположным образом. Проанализируйте эти ответы, сопоставив их друг с другом.

Второй вопрос связан с периодизаций исторического развития человечества и с выделением основных форм организации общественной жизни. По этому вопросу в современной социально-философской литературе альтернативно противостоят друг другу два главных подхода: формационный, предложенный К. Марксом, согласно которому в основе различных форм организации общественной жизни лежит социально-экономический способ производства материальных благ, и цивилизационный, вариации которого различны, но существо идентично. Оно состоит в признании того, что основе различных социальных организмов лежат устойчивые комплексы идей и ценностей. Рассмотрите эти варианты подробнее.

Третий вопрос, которые проистекает из признания развития общества, состоит в выяснении того, каковы траектория и направленность исторического процесса? На него в истории социально-философской мысли также давались различные ответы, варианты которых вам следует обдумать.

Четвертый вопрос состоит в том, осуществляется ли общественное развитие прогрессивно или регрессивно, а ответ на него зависит от того, как определяется, что считать критерием социального прогресса. И по этому вопросу мнения философов не совпадают. Выясните, каковы они.

Историческим фактом является то, что социальные изменения происходят как эволюционно, т. е. медленно, постепенно, не затрагивая устоев общественной жизни, так и революционно, т. е. быстро и производя радикальные изменения в ней. Отсюда вытекает пятый вопрос о соотношении этих двух видов социальных изменений, об их достоинствах и недостатках, о причинах социальных революций и о том, можно ли их избежать? Поразмышляете об этом.

Пятый вопрос связан с тем, социальное развитие осуществляется благодаря общественной деятельности самих людей, которые являются и авторами, и исполнителями той драмы, которая называется историей. Причем историческое творчество осуществляется и деятельностью больших масс людей, и деятельностью отдельных личностей, роль которых в истории особенно бросается в глаза. Кому же из них принадлежит определяющая роль в истории? А ответ на этот вопрос связан с вопросами о соотношении необходимости и случайности, объективных законов общественного развития и сознательной деятельности людей, которые напряженно обсуждались в философской мысли, начиная с античности. Приведите ответы на них, даваемые различными философами, и сформулируйте свою собственную позицию.

Движение в такой последовательности позволит вам успешно усвоить содержание этой темы курса.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 558 с. С. 288-355.

2. Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 4-е изд., переработ. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 735 с. С. 659-678.

Дополнительная литература

1. Альтернативность общественного развития. - М., 1992.

2. Альтернативные цивилизации. - М., 2000.

3. Афанасьев С. А. Будущее общества.- М., 2000.

4. Бранский В. П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории//Общественные науки и современность. – 1999. - № 6.

5. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. - М., 1998.

6. Бердяев Н. А. Смысл истории. Философия свободы. - М., 1990.

7. Бузгалин А. По ту сторону «царства необходимости» (эскизы и концепции). - М., 1998.

8. Бузгалин А. В. «Постиндустриальное общество» - тупиковая ветвь социального развития?//Вопросы философии. - 2002. - № 5.

9. Бутенко А. П. Общая концепция истории и современность//Социально-политический журнал. – 1998. - № 2.

10. Бутенко А. П. Глобализация: сущность и современные проблемы//Социально-гуманитарные знания. – 2002. - № 3.

11. Васильева Л. Н. Философия развития цивилизаций//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 1.

12. Глинчикова А. Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество – к вопросу о соотношении понятий//Вопросы философии. – 2001. - № 9.

13. Гобозов И. А. Введение в философию истории. - М; 1993.

14. Ерасов Б. С. Цивилизации (универсалии и современность). – М., 2002.

15. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи//Вопросы философии. – 1999. - № 3.

16. Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация//Вопросы философии. – 2004. - № 4.

17. Ионов И. Н. Теория цивилизаций на рубеже ХХI века// Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.

18. История как объект философского знания.- М., 1991.

19. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М., 1991.

20. Кантор К.М. История против прогресса.- М., 1992.

21. Маркс К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т. 23.

22. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука //Вопросы философии. – 1994. - № 4.

23. Миголатьев А. А. Философия цивилизации//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 2.

24. Миголатьев А. А. Общественный прогресс и регресс: философский аспект//Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 3.

25. Мизес Л. Теория и история. – М., 2001.

26. Назаретян А. П. Векторы исторической эволюции//Общественные науки и современность. – 1999. - № 2.

27. Оленьев В. В., Федотов А. П. Глобалистика на пороге ХХ века//Вопросы философи. – 2003. - № 4.

28. Панарин А. С. Смысл истории//Вопросы философии.. – 2000. - № 9.

29. Панфилофа Т. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность //Общественные науки и современность. – 1993. - № 6.

30. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории //Избр.философские произведения в 5-ти т. Т.2. - М., 1956.

31. Поляков А. Н. К проблеме общественных формаций//Вопросы философии. – 2003. - № 6.

32. Поппер К. Открытое общество и его враги.- М., 1992.

33. Пушкарева Г. Ф. Общество: механизмы функционирования и развития//Социально-политический журнал. – 1998. - № 1.

34. Современная западная философия //Словарь. - М., 1990.

35. Современная западная социология //Словарь. - М., 1990.

36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992.

37. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

38. Тоинби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2003.

39. Формации или цивилизации //Вопросы философии. – 1989. - № 10.

40. Формация и цивилизация: методологические проблемы анализа //Мировая экономика и международные отношения. – 1991. - № 5-6.

41. Чесноков Г. Д. Философское понимание исторического развития//Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 3,4.

42. Эйзенштадт Ш. Эволюция и преобразование обществ. - М., 1999.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы движущие силы общественного развития?

2. В чем состоит формационный подход к всемирной истории?

3. В чем состоит цивилизационный поход к всемирной истории?

4. Какова диалектика прогресса и регресса в истории?

5. Бывают ли тупиковые направления в развитии общества?

6. Что такое социальная реформа?

7. Что такое социальная революция?

8. Какую роль играют в истории народные массы?

9. Какую роль играют в истории отдельные личности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: