Подходы к проблеме периодизации психического развития человека
Автор периодизации
| Сущность периодизации (этапы, периоды, стадии психического развития)
|
1
| 2
|
З. Фрейд (1856–1939)
| Теория психосекуального развития: развитие психики человека зависит от перемещения либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, что представлено в стадиях:
оральной (младенчество) – 0–1 год;
анальной (раннее детство) – 1–3 года;
фаллической (дошкольное детство) – 3–5 лет;
латентной (младший школьный возраст) – 5–12 лет;
генитальной (подростковый период и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12–18 лет
|
Э. Эриксон (1902–1994)
| Эпигенетическая теория психического развития: развитие психики человека обусловлено выбором стратегии решения генетической задачи (конфликта), поставленной обществом, в процессе достижения эго-идентичности:
между базовым доверием и недоверием – от рождения до 1 года;
автономией и зависимостью – 1–3 года;
инициативой и чувством вины – 3–6 лет;
трудолюбием (чувством компетентности) и чувством неполноценности – 6–12 лет;
идентичностью и диффузией ролей – 12–18 лет;
между близостью и изоляцией – ранняя взрослость, молодость;
между продуктивностью (генеративностью) и стагнацией – взрослость;
между мудростью (цельностью) и отчаянием – старость
|
Ж. Пиаже (1896–1980)
| Конструктивистская когнитивная теория психического развития: развитие есть последовательное активное приспособление (адаптация) ребенка к окружающей его среде через механизмы ассимиляции и аккомодации, что отражено в своеобразных стадиях:
сенсомоторного интеллекта – 0–2 года;
дооперационного интеллекта – 2–7 лет;
конкретных мыслительных операций – 7–12 лет;
формального интеллекта – 12–15 лет
|
Д. Б. Эльконин (1904–1984)
| Культурно-историческая концепция психического развития: психическое развитие зависит от активного, деятельностного освоения ребенком культурно-исторического опыта в общении со взрослым, что проявляется в двух типах ведущей деятельности (ВД), направленных на освоение систем: 1 – “ребенок – общественный предмет” и 2 – “ребенок – общественный взрослый”:
младенчество – непосредственно-эмоциональное общение с матерью – 2;
раннее детство – предметно-орудийная – 1;
дошкольное детство – ролевая игра – 2;
младший школьный возраст – учебная – 1;
отрочество – интимно-личностное общение со сверстниками – 2;
ранняя юность – учебно-профессиональная – 1
|