Подходы к проблеме периодизации психического развития человека

Автор периодизации Сущность периодизации (этапы, периоды, стадии психического развития)
1 2
  З. Фрейд (1856–1939) Теория психосекуального развития: развитие психики человека зависит от перемещения либидо по эрогенным зонам, последовательно созревающим в онтогенезе, что представлено в стадиях:  оральной (младенчество) – 0–1 год;  анальной (раннее детство) – 1–3 года;  фаллической (дошкольное детство) – 3–5 лет;  латентной (младший школьный возраст) – 5–12 лет;  генитальной (подростковый период и вся последующая жизнь взрослого человека) – 12–18 лет
  Э. Эриксон (1902–1994) Эпигенетическая теория психического развития: развитие психики человека обусловлено выбором стратегии решения генетической задачи (конфликта), поставленной обществом, в процессе достижения эго-идентичности:  между базовым доверием и недоверием – от рождения до 1 года;  автономией и зависимостью – 1–3 года;  инициативой и чувством вины – 3–6 лет;  трудолюбием (чувством компетентности) и чувством неполноценности – 6–12 лет;  идентичностью и диффузией ролей – 12–18 лет;  между близостью и изоляцией – ранняя взрослость, молодость;  между продуктивностью (генеративностью) и стагнацией – взрослость;  между мудростью (цельностью) и отчаянием – старость
  Ж. Пиаже (1896–1980) Конструктивистская когнитивная теория психического развития: развитие есть последовательное активное приспособление (адаптация) ребенка к окружающей его среде через механизмы ассимиляции и аккомодации, что отражено в своеобразных стадиях:  сенсомоторного интеллекта – 0–2 года;  дооперационного интеллекта – 2–7 лет;  конкретных мыслительных операций – 7–12 лет;  формального интеллекта – 12–15 лет
  Д. Б. Эльконин (1904–1984) Культурно-историческая концепция психического развития: психическое развитие зависит от активного, деятельностного освоения ребенком культурно-исторического опыта в общении со взрослым, что проявляется в двух типах ведущей деятельности (ВД), направленных на освоение систем: 1 – “ребенок – общественный предмет” и 2 – “ребенок – общественный взрослый”:  младенчество – непосредственно-эмоциональное общение с матерью – 2;  раннее детство – предметно-орудийная – 1;  дошкольное детство – ролевая игра – 2;  младший школьный возраст – учебная – 1;  отрочество – интимно-личностное общение со сверстниками – 2;  ранняя юность – учебно-профессиональная1

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: