Лекция 19. Психологические теории обучения

Содержание

1. Соотношение обучения и развития.

2. Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

3. Развивающее обучение в системе В. В. Давыдова. Теория содержательного обобщения.

4. Теория содержательного оценивания Ш. А. Амонашвили.

Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии. Основной целью любой системы образования выступает развитие личности обучаемого. Но существуют разные точки зрения на решение вопроса о соотношении обучения и развития.

 Обучение и есть развитие (У. Джеймс, Эд. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка).

 Обучение – это только внешние условия созревания, развития. «Развитие создает возможности – обучение их реализует, обучение идет в хвосте развития» (В. Штерн).

 Обучение и развитие независимы друг от друга. «Мышление ребенка с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет» (Ж. Пиаже).

 Обучение идет впереди развития, продвигая его и вызывая в нем новообразования (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский придавал принципиальное значение проблеме соотношения обучения и психического развития и выделял ее в качестве основной. Хорошо известны слова Л. С. Выготского: «Осознанность и произвольность ходят в сознание через ворота научных понятий». Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Совместная деятельность выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. «Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры», – писал Л. С. Выготский. Обучение и является такой совместной деятельностью учителя и ученика, в ходе которой происходит трансляция учителем социокультурного опыта и присвоение этого опыта учеником. Обучение и развитие находятся в единстве: обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие. Обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития» [2]. Таким образом, обучение ориентируется на зону ближайшего развития и опирается на зону актуального развития. Такое обучение создает противоречие между достигнутым уровнем развития и новыми возрастающими потребностями ребенка, т. е. является движущими силами психического развития.

Существуют различные теории обучения как в отечественной психологии, так и за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: