Чижевский
Свобода есть ценность и: Критерий общественного развития.
свободомыслие, принадлежит: Энгельсу.
Свойство времени: Необратимость.
Связи в природе, восприятие мира как целостной и закономерной системы отвергал: Иррационализм.
Связь числа с закономерностями обосновывал древнегреческий философ: Пифагор.
Священные тексты Древней Индии: Веды.
Секуляризация: Освобождение от религии и церковных институтов различных сфер жизни общества.
Секуляризация: Освобождение от религии и церковных институтов различных сфер жизни общества.
Система норм, правил поведения, выражающая представления о добре и зле, чести и достоинстве, долге, совести: Мораль.
Скептицизм: Радикально сомневается в наших знаниях.
Слово «материя» в переводе с латинского языка означает: «Вещество».
Слово «философ» впервые употребил: Пифагор.
Смысл мировой истории, по Гегелю: Процесс становления «Мирового духа».
Смысл теории «двойственной истины» согласно, Ибн – Рушду, заключается в: Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения.
|
|
Совокупность философских, религиозных учений отцов церкви: Патристика.
Согласно даосизму информация о всей вселенной заложена в: Каждом человеке.
Согласно Конфуцию воспитывать человека необходимо для того, чтобы: Человек правильно исполнял церемонию, этикет.
Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, на формирование человек повлияли: Орудийная деятельность, речь и мышление.
Согласно Чернышевскому, жизненный вопрос интеллигенции: Что делать?
Создатель материалистической диалектики: Маркс.
Создатель теории «учёного незнания»: Кузанский.
Создатель теории культурно-исторических типов: Данилевский.
Сознание по Энгельсу: Свойство высокоорганизованной материи.
Сознание: Субъективная реальность, целенаправленное отражение.
Соотношение человека и Бога в средневековом мировоззрении: Человек-творение Бога.
Состояние растерянности сознания в изменяющихся условиях, когда устоявшаяся система ценностей переосмысливается, в корне меняются жизненные идеалы: Аномия.
Социальная форма движения материи: Общественное развитие.
Социальное время обозначает: Интенсивность исторических событий.
Социальные ценности: Социальное положение, семья, работа.
Социогенез: Становление общества.
Специфика философии: В стремлении познать мир в его всеобщности и целостности.
Специфика философского знания: Во всеобщности, универсальности, смысложизненной наполненности.
Способ мышления, которому присуще формирование парных, полярных категорий: Диалектика.
Способ существования материи: Движение.
|
|
Способность человека созидать новое демонстрирует характер сознания: Творческий.
Сравнение всех положений науки с фактами опыта - основной принцип неопозитивизма Верификации.
Среда, в которой проходит жизнь человека и общества: Природа.
Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе: Суфизм.
Средневековый философ, выдвинувший 5 доказательств бытия Бога на основе причинно-следственных зависимостей: Аквинский.
Средство манипуляции общественным сознанием: Право.
Стадии «Абсолютного духа» по Гегелю: Искусство, религия, философия.
Стадии интеллектуальной эволюции по О.Конту: Теологическая, метафизическая, позитивная.
Стадии человеческого существования по С.Кьеркегору: Эстетическая, этическая, религиозная.
Сторонник социальной иерархии, выделения «Высшей касты» Ницше.
Структуру гуманитарного знания в XX в. с позицией структурилизма подробно исследовал: Фуко.
Субстанции, выделяемые Р. Декартом: Мыслящая и протяжённая.
Субстанциональные начала в древнекитайской философии: Дерево, вода, огонь, металл, земля.
Субъект истории и культуры, биосоциальное существо: Человек.
Субъективно-идеалистическая трактовка бытия: Мыслю, следовательно, существую.
Субъективный идеализм: Мир есть совокупность ощущений и внутренних переживаний человека.
Суждение с позиции материалистической диалектики: Пространство и время – формы бытия материи.
Суждение, характеризующее научно-философское понимание пространства и времени: Объективная характеристика бытия.
Суть категории «Dasein» в философии Хайдеггера: Тут-бытие. Здесь бытие, присутствие.
Суфизм обосновали: Зухиды.
Существуют лишь ощущения - считал: Беркли.
Сущностную основу сознания человека составляет мышление: Абстрактное.
Сущность и предназначение мировоззрения: Система чувств, переживания и понимания мира, духовно-практический способ ориентации.
Сущность категории мера: Граница, где происходят количественные изменения соответствующие данному качеству.
Сущность человека как «совокупность всех общественных отношений» определял: Маркс.
Сферы материи: Биосфера, ноосфера, космос.
Схоластика: Средневековое умозрительное философское учение.
Так Ницше решает проблему Бога: Бог умер.
Теория и критика с позиции опыта: Эмпириокритицизм.
Теория о врожденности религиозного сознания: Супернатурализм.
Теория познания исследует: Закономерности познавательной деятельности человека
Теория психоанализма: Фрейдизм.
Термин «аксиология» впервые был использован: Фон Гартманом.
Термин «ненасилие» в мировоззрении Л.Толстого: Непричинение зла другому.
Термин «патристика» означает: Учение «отцов церкви».
Термин «религия» в переводе с латинского языка означает: Благочестие, святость.
Термин «сакральное» означает: Священное, божественное.
Термин эсхатология означает: Учение о конце света.
Технофобия, недоверие, страх перед новыми технологиями: Антитехницизм.
Тип мировоззрения, в центре которого проблема человека: Антропоцентризм.
Толчок развитию философии экзистенциализма дало творчество: Достоевского.
Точка зрения, что цивилизация ведет к моральной деградации общества: Руссо.
У Канта формальное внутреннее повеление, требование, основанное на том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна, поэтому не должна рассматриваться как средство: Категорический императив.
Универсалии не существуют реально – позиция: Номиналистов.
Универсалии реальны – утверждение: Реалистов.
Универсалии: Наиболее общие понятия в философии.
Универсальное условие человеческого бытия, по К.Ясперсу: Коммуникация.
Уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его свойств и качеств: Индивидуальность.
|
|
Уровни организации неживых систем: Литосфера.
Уровни человеческой психики по З.Фрейду: Бессознательное, сознание, сверхсознательное.
Утверждение, что наука и техника способствуют господству человека над природой появилось в: Новое время.
Учение Декарта о субстанции: Дуализм.
Учение инь и ян отражает: Всеобщий принцип двойственной природы вещей.
Учение о моральных ценностях, способностях человека различать добро и зло Аксиология.
Учение о «пограничной ситуации» встречается в философии: Экзистенциализма.
Учение о дискретном строении материи: Атомизм.
Учение о природе ценностей, их связи с социальными и культурными факторами и структурной личности: Аксиология.
Учение русской философии о «распространении совершенства во Вселенной» есть: Богочеловечество.
Учение, в котором превозносится достоинство человека: Гуманизм.
Учение, сомневающееся в возможности достоверного познания мира: Агностицизм.
Учение, ставящее во главу угла наслаждение: Гедонизм.
Факт того, что человечество идет в своем движении вперед выражается в теории: Прогресса.
Фейербах раскрывает свои философские идеи через понятия: Материя и природный мир.
Феноменальность русской философии: Исключительно автономное развитие.
Философ – идеалист, автор принципа всеединства: Соловьёв.
Философ XIX столетия, выступивший с критикой разума, принципа рационализма: Шопенгауэр.
Философ Нового времени, представитель механистического материализма: Гольбах.
Философ Нового времени, провозгласивший девиз «Знание - сила»: Бэкон.
Философ эпохи Просвещения – поэт, драматург, романист, автор философского словаря: Вольтер.
Философ эпохи французского Просвещения, создатель 35-томной "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Дидро.
Философ, признающий одну субстанцию Бог или природа: Спиноза.
Философия изучает: Всеобщие законы бытия и мышления.
Философия может быть определена как: Система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем.
|
|
Философия рассматривает сознание через: Соотнесение с психическими формами отражения.
Философия, мораль, религия относятся к форме бытия: Объективированного духовного.
Философское толкование времени: Изобретение Бога чтобы изменить деятельность.
Философов эпохи Возрождения, считавший целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание ее божественности: Галилей
Философов, сожженный инквизиторами: Бруно.
Философская наука, изучающая проблемы морали Этика.
Философская система Г.Гегеля является: Диалектической.
Философская система Гегеля относится к: Объективному идеализму.
Философское мировоззрение, свойственное античности: Космоцентризм.
Философское направление мусульманского средневековья: Чистые братья.
Философское направление с ярко выраженным сциентизмом: Логический позитивизм.
Философское определение понятия «цивилизация»: Совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.
Философское определение человеческого общества: Высшая степень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, совокупность различных институтов, сфера духа.
Философское положение:
Философское понимание материи: Категория для обозначения объективной реальности.
Философское учение Л.Фейербаха: Антропологический материализм.
Философское учение средневековья, отрицающее реальное существование универсалий: Концептуализм.
Философское учение, предлагающее человеку восьмеричный путь спасения: Буддизм.
Философско-мировоззренческая ориентация, абсолютизирующая роль науки: Сциентизм.
Философы – представители прагматизма: Пирс, Джеймс, Дьюи.
Философы – представители структурализма: Леви – Стросс, Фуко, Лакан.
Философы арабской средневековой философии: Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд.
Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы экзистенциалисты: Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.
Философы-экзистенциалисты: Сартр, Камю, Ясперс.
Форма знания, требующая дальнейшего обоснования и проверки: Гипотеза.
Форма общественного сознания, появившаяся в классовом обществе: Политика.
Форма: Способ существования содержания.
Формы знания: Научное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное.
Формы логической ступени познания: Понятие, суждение, умозаключение.
Формы традиционного казахского миропонимания: Устное народное творчество.
Формы чувственного познания: Ощущение, восприятие, представление.
Французские материалисты связывали антропогенез: С развитием человечества от естественного состояния к цивилизации.
Фундаментальная характеристика человека в философии экзистенциализма: Чувственность.
Функции теории: Обобщает, систематизирует знания в некоторую целостную картину, осуществляет синтез знаний.
Функции философии: Методологическая,мировоззренческая, аксиологическая, практическая.
Функция философии, которая способствует формированию целостной картины мира: Мировоззренческая.
Функция, связанная с теоретическим, понятийным объяснением мира: Познавательная.
Характерная черта философского мировоззрения Ибн-Рушда: Электика.
Характерные черты кочевого образа жизни казахов: Гармония с природой, практичность хозяйствования, высоконравственные принципы жизни. Бессистемное бродяжничество.
Хранилище человеческих восприятий и представлений: Память.
Художественно-образное познание выражается в: Личностных переживаниях.
Цель воспитания: Передать опыт, культуру, развить ценные качества, стереть осуждаемые качества, научить взаимодействию с другими людьми, научить труду
Целью учения буддизма является: Достижение нирваны
Ценности политические: Свобода слова, гражданские свободы, законность, личная независимость, социальное равенство.
Ценности эстетические: Красота, искусство, гармония, стиль.
Ценность: То, что благо для человека, являющееся эталоном жизни.
Центральная идея в философии Абая – учение о: Сердце.
Центральная проблема греческой философии раннего периода: Устройство Космоса и его происхождение.
Центральная проблема философии Абая: Человека.
Центральное понятие в философии Шеллинга: Интеллектуальная интуиция.
Центральной идеей Парменида является соотношение: Человека и бытия.
Центральный принцип добродетели в философии Конфуция: Путь «золотой середины».
Часть реального бытия, подвергающаяся анализу и изучению: Объект познания.
Человек - прежде своего социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
Шаман, мудрец, наставник древних казахов в поисках бессмертия обошёл четыре
Школа вайшешика провозгласила параману: Признание одной единой божественной истины.
Школа Индии, задачей которой является разработка комплекса приёмов, позволяющих достичь освобождения: Йога.
Шпенглер пришел к выводу, что цивилизация это: Деградация, упадок культуры.
Элементы сознания, образующие ядро его структуры: Ощущения, восприятия, представления, память.
Эмпиризм в гносеологии: Основой познания является опыт.
Этот мир порождён злым Богом. Точка зрения: Гностиков.
Явления и «вещь в себе» в гносеологии Канта связаны между собой: Непроходимой гранью.