Но откуда мы знаем про эти идеи?

До своего вселения в тело человека его душа находилась в мире идей и созерцала их там. При вселении в тело душа забывает, что она видела, но хранит все в глубине памяти. Восприятие предметов напоминает душе забытое. (Значит, знание есть припоминание. Вот почему мы различаем вещи, почему мы не путаем их друг с другом!) При этом, чем больше предмет похож на свою идею, тем красивее он выглядит.

Платон заявляет, что если для чего-то и стоит жить, то это для созерцания красоты. (Это означает, что жить стоит ради истины, ради познания.) И действительно, чувство красоты манит человека, завораживает его. Платон описывает, как у души растут крылья, чтобы взлететь и добраться до мира идей. Но что заставляет душу стремиться к красоте? По Платону, это бог Эрот. [Отсюда пошло выражение «платоническая любовь».]

Человеческая душа бессмертна, чем больше она находится в царстве идей, тем больше знает человек.

Душа имеет три части:

Я - разумная часть (ее создает творец),

Я - аффектная,

Я - вожделеющая (ее и аффектную создают низшие боги).

В зависимости от преобладания частей души люди делятся на разряды:

· разумная часть - правители, философы,

· аффектная - воины,

· вожделеющая - ремесленники.

Победа разумной части возможна лишь при надлежащем воспитании.

В практической жизни мы стремимся и должны стремиться к идеальному. Его не так уж нетрудно представить.

В идеальном государстве Платона, которое он безуспешно пытался создать на Сицилии, установлена иерархия трех сословий:

· ученые, правители,

· воины, чиновники,

· крестьяне, ремесленники.

В государстве общность жен, государственное воспитание детей (так как у ремесленников могут родиться дети с развитыми частями души философов или воинов), у правителей и воинов нет частной собственности, чтобы они думали о государстве.

Платон верил в легкость осуществления своих истин как воплощение в жизнь геометрических фигур, которые мы представляем в виде идеальных. Поэтому он предпринимает несколько безуспешных и опасных попыток осуществить идеальное государство в Сиракузах, где тираном был дядя его друга Дионисий Старший. Первая попытка закончилась продажей Платона в рабство (Дионисий заподозрил его в заговоре). Но он был куплен хорошо знавшим его греком и сразу же отпущен на свободу.

Платон открыл в Афинах свою школу. Ее назвали «академия», так как она была рядом с садом Академа - мифологического героя. Эта школа просуществовала почти тысячу лет и была закрыта императором Юстинианом в 529 г., так как не соответствовала ставшему господствующим христианству.

Сегодня мы можем согласиться с Платоном, что идеи правят нами. В практической жизни свою деятельность мы ориентируем на нечто идеальное, стремимся к нему. Идеи свободы, истины, добра, красоты, бога, дружбы, справедливости, которые мы воспринимаем как вечные, заставляют человека совершать поступки, порой опасные для жизни.

Учение Платона подверг критике его ученик Аристотель (384-322 до н. э.). Отсюда пошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель - ученик Платона и так выразиться не мог, на самом деле его слова другие: «Хотя Платон и истина мне одинаковы дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине».

Аристотель - уроженец города Стагир (Фракия). С 17 лет он учился в академии Платона. В 343 г. жил при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. Филипп говорил, что сыну повезло, что он родился во время Аристотеля. Александр Македонский тоже сказал, что чтит Аристотеля как своего отца: отец дал жизнь, а Аристотель то, что дает ей цену.

В 335 г. Аристотель основал в Афинах свою школу - гимнасию. Она была соединена с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»), поэтому школу называли ликеем. В 325 г. после смерти Александра Македонского в Греции началось антимакедонское движение, и Аристотель был вынужден бежать на остров Эвбея, где вскоре умер.

Аристотель имел энциклопедический ум. Он продвинул вперед все знания того времени. Его труды охватывают вопросы логики, психологии, физики, зоологии, политики, риторики, этики, эстетики и т.д.

По мнению Аристотеля, учение об идеях несостоятельно по ряду причин:

· идеи Платона - суть простые копии вещей и ничем от них не отличаются по содержанию;

· так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей;

· учение о существовании не зависимых от вещей идей приводит к нелепому выводу о том, что должна быть идея сходного, затем идея сходного с другими и т.д. до бесконечности;

· обособив идеи в мир вечных сущностей, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

Действительно, если у простых идей (стол, стул), находящихся в Гиперурании, есть соответствующие им вещи на земле, то какие же вещи соответствуют сложным идеям (мебель)? Все те же вещи! Но тогда, какое значение имеют эти общие идеи?

По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Так, медный шар есть единство материи-меди и формы-шара. Но главнее здесь форма. Именно она делает вещь вещью. Форма нематериальна, она есть потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. Каждая форма является материей для более высшей. Так, глина есть материя для кирпича, а кирпич - материя для дома. Предельной формой является Бог.

Таким образом, у Аристотеля сущность вещи - форма - неотделима от самой вещи. Далее он объясняет многообразие вещей. Все вещи имеют причины их бытия. Все причины имеют четыре вида:

· материальная (то есть все состоит из материи, например глина);

· формальная (все имеет свою форму, и форма определяет, чем будет являться вещь, например, горшок);

· производящая (например, гончар);

· конечная (цель, например, цель в голове гончара).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: