Более того, противостояние и борьба проникли в глубь самого христианства — между христианскими конфессиями: католицизмом, православием и протестантизмом. Само наименование конфессий несет в себе заряд, направленный на разрушение гуманистического общечеловеческого начала. Католицизм как вселенская церковь противостоит православию как «правильному, истинному славию Христа» и т. д. Эта тема может быть продолжена до бесконечности, поскольку и вероучительные документы и историческая практика деятельности церквей дает для этих размышлений очень большой материал. Но наша цель состоит не в том, чтобы планомерно раздувать эту тенденцию в истории религии.
Подводя итог всему изложенному выше, религия как необходимый элемент человеческой культуры несет в себе глубокие гуманистические потенции. Эти гуманистические потенции выражают не только ее идею, но и реализуются в конкретных исторических формах бытия религии, в религиозных направлениях, конфессиях. Необходимо знать истоки этой тенденции и помогать тем или иным религиозным объединениям их преодолевать.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.
2.Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.
Дополнительная
Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др. Под ред. И.Н. Яблокова. Основы религиоведения. М., 2007.
Буряковский А.Л. и др. История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете.
Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 2. М., 2003.
Зеленков М.Ю. Мировые религии. М., 2005.
Мень А. История религии. М., 1994 г.
Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 2010 г.
Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М., 2008.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000 г.
Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7.
Юнг К. Р. Архетип и символ. М., 2002.