Прежде всего бессмертных богов согласно закону
Чти и клятву блюди. Затем героев преславных
И преисподних божеств почитай, обряд исполняя.
Также родителей чти и тех, кто родством тебе близок.
А из чужих в друзья выбирай, кто доблестью лучший.
Кротким внемли словам и делам, идущим на пользу.
С другом не ссорься твоим прегрешения малого ради
Сколько возможно; возможность от долга живет недалече.
Все это помни. Затем приучись обуздывать вот что:
Чрево прежде всего, и сон, и страстную похоть,
Также и гнев. Никогда дурного не делай с другим ты
Или один: всех боле себя самого да стыдишься.
Далее, праведность ты соблюдай в словах ли, в делах ли
И никогда ни в чем не веди себя безрассудно.
Помни, что всем суждено умереть неизбежною смертью:
Все, что сегодня стяжал, утратишь завтра бесследно.
Беды, что волей судеб роковых выпадают на смертных,
Следуя доле своей, всегда выноси без роптаний.
В меру сил оправляйся от них, про себя размышляя:
Добрым людям Судьба не пошлет их слишком уж много.
|
|
Много до слуха людского доходит кривых ли, благих ли
Толков. Но ты не смущайся, не дай тебе помешать им.
Хоть бы и ложь на тебя городили какую, спокоен
Будь. Но пуще всего соблюдай, что скажу тебе ниже:
Да не побудит тебя никто ни словом, ни делом
Сделать или сказать, что сам ты дурным почитаешь.
Прежде чем делать, подумай, чтоб глупости часом не вышло:
Вздор говорить или делать негодному свойственно мужу.
Ты же лишь то совершай, о чем пожалеть не придется.
Коль не умеешь чего, не берись, а сперва изучи-ка
Все, что потребно, и жизнь твоя приятнейшей будет.
Здравие тела отнюдь не должно иметь в небреженьи,
Но соблюдать и в питье, и в еде, и в гимнастике меру.
Мерой же то называю, о чем пожалеть не придется.
К жизни простой себя приучай, без роскоши, чистой,
Остерегайся все то совершать, что вызовет зависть.
Трат неуместных беги (так тратит незнающий блага),
Также и скрягой не будь. Во всем наилучшее – мера.
Делай лишь то, что не будет во вред, и загодя думай.
Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки,
Прежде чем трижды дневные дела разберешь по порядку:
«В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?».
Вспомни весь день от и до, и коли содеял дурное,
То укорись, а добрым делам возрадуйся тихо.
Вот что ты должен любить, об этом радеть и трудиться:
Это тебя наведет на след добродетели божьей,
Ей! Клянусь Передавшим нашей душе Четверицу –
Вечной природы исток. Итак, принимайся за дело,
Прежде богов помолив об успехе. Достигнув же это,
Связь ты познаешь бессметных богов и смертного рода,
Как совершается все, какому подвластно закону;
|
|
Сколько возможно, познаешь единство всеобщей природы –
Так избежишь безнадежных надежд и все тайны раскроешь.
Беды людские, поймешь ты, по их же свершаются воле,
Их, несчастных, что благ столь близких не замечают
И не слышат, от зла ж избавленье немногие знают.
Так человеческий ум повреждает Мойра: как кубарь,
Носятся взад и вперед, терпя несчетные беды,
Злой не видя сопутницы Распри, вредящей, врожденной,
Кою надобно не разжигать, а бежать, уступая.
Отче Зевс! От скольких бед ты всех бы избавил,
Если бы всем показал, какому року подвластны.
Ты же дерзай, зане божественный род и у смертных,
Вещая коим природа обряды все открывает.
Будучи в них посвящен, достигнешь того, что велю я,
Душу свою исцелишь и спасешь от этих страданий.
Яств не вкушай, о которых сказали мы в «Очищеньях»
И в «Избавленьи души», но все разбери и обдумай,
А браздодержцем поставь над собою благое решенье.
Если же тело покину, в эфир придешь ты свободный,
Станешь богом бессмертным, нетленным, боле не смертным[6].