Структура Шри Ишопанишад

Содержание

Структура Бхагавад Гиты – 3 стр.

Структура Ишопанишад – 7 стр.

Аналогии – 10 стр.

26 качеств преданного – 18 стр.

Молитвы – 22 стр.

Настроение Шрилы Прабхупады – 31 стр.

Оскорбления, которых следует избегать – 33 стр.

Прививка против лжи – 35 стр.

Регулирующие принципы – 47 стр.

Семь целей ИСККОН – 54 стр.

Чтение священных писаний – 55 стр.

Социальная позиция – 59 стр.

Понимание линий руководства в ИСККОН – 99 стр.

Ваишнавский этикет – 109 стр.

Эти материалы понадобятся Вам при прохождении курса под руководством преподавателя. Он будет говорить Вам, когда Вам следует читать ту или иную статью из данного пособия.

Структура Бхагавад Гиты

(Автор: Е.Б.М. А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада)

Главы 1-6

В первых шести главах «Бхагавад-гиты» говорилось о том, что живое существо - это не материя, а дух, вечная душа, и что оно может осознать свою духовную природу с помощью разных методов йоги. (7.1)

В первых шести главах «Бхагавад-гиты» рассказывалось о знающем тело (то есть о живом существе) и о том, как он может постичь Верховную Личность Бога. (13.1-2)

В первых шести главах подчеркивалось преимущество преданного служения: йогинам апи сарвешам... «Из всех йогов, или трансценденталистов, самым лучшим является тот, кто беспрестанно думает обо Мне в своем сердце». (18.1)

Главы 7-12

В главах с седьмой по двенадцатую изложена суть «Бхагавад-гиты». Первые и последние шесть глав «Гиты» служат своего рода защитным покровом этих шести глав, особо оберегаемых Господом. (8. 28)

В последующих шести главах говорилось о Верховном Господе и о взаимоотношениях индивидуальной души и Сверхдуши в преданном служении. В этих главах очень ясно определено главенствующее положение Верховной Личности Бога и подчиненное положение индивидуальной души. (13.1-2)

В главах с седьмой по двенадцатую Кришна открыл Aрджуне знание об Aбсолютной Истине, Верховной Личности Бога. (14.1)

В последующих шести главах речь шла о чистом преданном служении, его природе и о деятельности, связанной с ним. (18.1)

Главы 13-18

Из последующих глав, начиная с тринадцатой, мы узнаем о том, как живое существо попадает в царство материальной природы и как Верховный Господь дает ему возможность освободиться из материального плена с помощью таких методов, как кармические ритуалы, философские поиски истины и преданное служение. Хотя живое существо имеет принципиально иную, чем материальное тело, природу, между ними существует определенная связь, о чем также будет рассказано в последующих главах. (13.1-2)

A в заключительных шести главах рассказывалось о знании, самоотречении, деятельности материальной природы, о духовной природе и преданном служении. Был сделан вывод, что всякая деятельность должна быть посвящена Верховному Господу, Вишну, воплощенному в словах ом тат сат. Третья часть «Бхагавад-гиты» доказывает, что высшей целью жизни является только преданное служение и ничто другое. (18.1)

Глава 1

Начало «Бхагавад-гиты», первая глава, является своего рода вступлением ко всей книге. (9.1)

Глава 2

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что вторая глава «Бхагавад-гиты» представляет собой сжатое изложение всего этого произведения. … Вторая глава «Бхагавад-гиты» подробно описывает карма-йогу и гьяна-йогу, а также дает некоторое представление о бхакти-йоге, что, по сути дела, и является кратким содержанием всей книги. (2.72)

В этой главе Шри Кришна, главный знаток духовной науки, объясняет, как осознать свое истинное «Я» путем аналитического изучения природы материального тела и вечной души. (2.1)

В предыдущей главе Верховный Господь Шри Кришна подробно описал природу души, чтобы вызволить своего близкого друга Aрджуну из океана мирской скорби. Он также указал ему путь духовного самопознания: буддхи-йогу, или путь сознания Кришны. (3.1)

Во второй главе Господь изложил азы духовного знания, рассказав Aрджуне о природе души и ее заточении в материальном теле. Там также говорилось о том, как вырваться из материального плена, воспользовавшись методом буддхи-йоги, преданного служения. (5.1)

Глава 3

Отвечая Aрджуне, Господь Кришна подробно рассказал о карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, которой и посвящена эта глава «Бхагавад-гиты».(3.1)

Во второй и третьей главах рассказывается о духовном знании, которое называют сокровенным. (9.1)

Глава 4

В четвертой главе Он рассказал Aрджуне о том, что обрести знание можно, совершая различные виды жертвоприношений. (5.1)

Глава 5

В пятой главе «Бхагавад-гиты» Господь доказывает, что деятельность в преданном служении лучше сухих философских рассуждений. (5.1)

В пятой главе рассказывалось о методе сознания Кришны, который известен под названием карма-йога. В ней дается ответ на философский вопрос о том, как карма-йога может привести человека к освобождению. (5.29)

Глава 6

В этой главе Господь описывает практику восьмиступенчатой йоги, позволяющую обуздать ум и чувства. … Рекомендуя в этой главе систему восьмиступенчатой йоги, Господь тем не менее подчеркивает, что метод карма-йоги, деятельности в сознании Кришны, гораздо лучше. (6.1)

Глава 7

Седьмая глава «Бхагавад-гиты» подробно описывает природу сознания Кришны. Кришна исполнен всех совершенств, и здесь рассказывается о том, как Он проявляет их. Кроме того, здесь названы четыре типа удачливых людей, которые обращаются к Кришне, и четыре типа неудачников, которые никогда не делают этого. (7.1)

Темы, обсуждаемые в седьмой и восьмой главах, непосредственно связаны с преданным служением, и, поскольку они проливают свет сознания Кришны, их называют еще более сокровенной частью духовного знания. (9.1)

В седьмой главе Он рассказал о живом существе как о неотъемлемой составной частице высшего целого и призвал живые существа сосредоточить все свое внимание на полном целом, Aбсолютной Истине. (12.1)

Глава 8

В седьмой и восьмой главах «Бхагавад-гиты» шла речь о чистом преданном служении Господу, свободном от тенденций к спекулятивному философствованию, мистической йоге и кармической деятельности (9.34)

До этого, начиная с седьмой главы, Господь уже рассказал о Своих разнообразных энергиях и о том, как они действуют. (10.1)

Глава 9

В предыдущей главе Господь описал Свои разнообразные энергии, чтобы доказать необходимость преданного служения и вселить в нас веру. (10.1)

Однако девятая глава «Бхагавад-гиты» рассказывает о беспримесном, чистом служении Господу. Поэтому говорится, что в ней заключено самое сокровенное знание. (9.1)

Глава 10

В десятой главе Кришна собирается открыть Aрджуне еще более сокровенное знание о Своих совершенствах и деяниях. (10.1)

A в данной главе Он рассказывает Aрджуне о Своих многочисленных проявлениях и совершенствах. (10.1)

Кришна - не воплощение Бога, Он - источник всех воплощений. Все это было подробно объяснено в предыдущей главе. (11.1)

Глава 11

Эта глава описывает Кришну как причину всех причин. (11.1)

В одиннадцатой главе рассказывалось о том, как Aрджуна убедился в преимуществе привязанности к личностной форме Кришны. (12.1)

Глава 12

В этой главе, начиная со второго стиха (майй авешйа мано йе мам, «сосредоточив на Мне свой ум») и до конца (йе ту дхармамритам идам, «эта религия вечного служения»), Верховный Господь рассказал о видах трансцендентного служения, помогающих прийти к Нему. (12.20)

…, что путь преданного служения, которому посвящена двенадцатая глава «Бхагавад-гиты», … (14.7)

Глава 13

Усвоив знание, изложенное в этой главе, мы поймем природу тела (поля деятельности) и знающих тело (индивидуальной души и Сверхдуши). (13.1)

Глава 14

В этой главе Верховный Господь расскажет Aрджуне о том, что представляют собой гуны материальной природы, как они действуют, как порабощают живое существо и как помогают ему получить освобождение. (14.1)

В четырнадцатой главе рассказывалось об оскверняющем влиянии материальной природы на различные виды и формы деятельности. (14.7)

Глава 15

Пятнадцатая глава «Бхагавад-гиты» дает нам истинное представление о материальном мире. (Введение)

Глава 16

В шестнадцатой главе Господь рассказывает о божественной и демонической природе и качествах тех, кто обладает той или иной природой. Он также расскажет, к каким - хорошим и плохим - последствиям приводит обладание этими качествами. (16.1-3)

Глава 18

Подобно тому как во второй главе делался краткий обзор основных тем «Бхагавад-гиты», восемнадцатая глава подводит итог всему сказанному в предыдущих главах. (Введение)

Качества и признаки людей, находящихся под влиянием разных гун, описаны в восемнадцатой главе этой книги. (4.13)

Шри Ишопанишад

Структура Шри Ишопанишад

(Из материалов Е.С. Пурначандры Госвами)

ГУРУ:

(Парибхаса-сутра)

-Личность Бога всесовершенна, и так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит от Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из него исходит такое множество законченных частей.

УЧЕНИК: -Что это значит для нас?

ГУРУ:(мантра 1)

-Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит.

УЧЕНИК: -Если я буду жить в соответствии с этим знанием, то каков будет результат?

ГУРУ: (мантра 2)

-Все время поступая таким образом, ты сможешь прожить сотни лет счастливой жизни, ибо такая деятельность не связывает законами кармы.

УЧЕНИК: -А если не буду?

ГУРУ: (мантра 3)

-Те, кто не принимают план Господа, являются убийцами души, и отправляются в ад.

УЧЕНИК: -Пожалуйста, расскажите мне что-нибудь о Верховном Господе.

ГУРУ: (мантра 4)

-Хотя Личность Бога остается в Своей обители, Он передвигается быстрее мысли и может обогнать всех бегущих. Могущественные полубоги не способны приблизится к нему. Оставаясь на одном месте, Он в то же время властен над теми, кто посылает ветра и дожди. В Своем совершенстве Он не знает Себе равных.

УЧЕНИК: -Он находится в одном месте, далеко оно или близко? И если Он передвигается быстро, ходит ли Он так же, как ходим мы?

ГУРУ:(мантра 5)

-Верховный Господь и ходит, и не ходит. Он далеко и в то же время очень близко. Он пребывает внутри всего, и все же Он вне всего.

УЧЕНИК: -Кто может понять это?

ГУРУ: (мантра 6)

-Тот, кто видит все связанным с Господом, кто видит все живые существа как Его неотъемлемые частицы и Господа во всем, никогда не испытывает ненависти к кому- либо или чему- либо.

УЧЕНИК: -Какое благо получает человек, обладающий таким пониманием?

ГУРУ: (мантра 7)

-Он всегда видит все живые существа как духовные искры. Он никогда не находится в иллюзии или беспокойстве.

УЧЕНИК: -А что еще он знает о Господе?

ГУРУ: (мантра 8)

-Такой человек знает величайшего из всех, бестелесного, всеведущего, безукоризненного, не имеющего вен, чистого и неоскверненного, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого.

УЧЕНИК: -Что это за люди, которые не принимают план Господа и называются убийцами души?

ГУРУ: (мантра 9)

-Те, кто совершенствуются в авидье. Они попадут в темнейшие районы невежества. Однако хуже них те, кто совершенствуют так называемые знания.

УЧЕНИК: -Откуда Вы узнали, что эти люди получают такой результат?

ГУРУ: (мантра 10)

-Мудрецы объяснили нам, что процесс культивирования знания приводит к иному результату, чем культивирование невежества.

УЧЕНИК: -Какой вид знания я должен изучать?

ГУРУ: (мантра 11)

-Преодолеть повторяющиеся рождения и смерть и наслаждаться даром бессмертия может только тот, кто способен одновременно понять процесс погружения в невежество и процесс совершенствования трансцендентного знания.

УЧЕНИК: -Это очень интересно. Но как насчет тех, кто поклоняются полубогам и безличному Абсолюту?

ГУРУ: (мантра 12)

-Те, кто поклоняются полубогам, попадут в темнейшие районы невежества, но ещё в большей степени это относится к тем, кто поклоняется безличному Абсолюту.

УЧЕНИК: -Это ужасно! Неужели это правда?

ГУРУ: (мантра 13)

-Говорится, что поклонение высшей причине всех причин приносит иной результат, чем поклонение тому, что не является высшим. Все это услышано от невозмутимых авторитетов, которые доступно объяснили это.

УЧЕНИК: -Я был погружен в материальные дела и на протяжении многих поколений члены моей семьи поклонялись полубогам. Должен ли я теперь отвергнуть все это?

ГУРУ: (мантра 14)

-Человек должен в совершенстве знать Личность Бога и Его трансцендентное имя, так же, как и временное проявление с его временными полубогами, людьми и животными. Познав это, он попирает смерть и поднимается над эфемерным космическим проявлением, чтобы в вечном царстве Бога наслаждаться весной жизнью, исполненной блаженства и знания.

УЧЕНИК: -Но познать Верховную Личность Бога в совершенстве нелегко. У меня безличное понимание Бога. Что мне делать?

ГУРУ: -Ты должен молиться следующим образом:

(мантра 15): О Мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.

(мантра 16): О Мой Господь, о изначальный философ, поддерживающий вселенную, о регулирующий принцип, конечная цель чистых преданных, доброжелатель прародителей человечества! Пожалуйста, удали сияние Своих ослепительных трансцендентных лучей, чтобы я смог увидеть Твою исполненную блаженства форму. Ты - вечная Верховная Личность Бога, подобная солнцу, как и я.

Ученик следовал наставлениям своего духовного учителя и продвинулся на пути к Господу. Он прожил свою жизнь с пониманием того, что все в этом мире является собственностью Господа. Он жил простой жизнью, постоянно молился и совершал множество жертвоприношений. И так постепенно его жизнь подошла к концу. Оставляя этот мир, он молился следующим образом:

(мантра 17): Пусть это бренное тело сгорит дотла, пусть дыхание жизни сольется с воздухом. Теперь, о мой Господь, вспомни все жертвы и, так как в конечном счете все предназначено для Твоего наслаждения, вспомни, пожалуйста, все, что я сделал для Тебя.

(мантра 18): О мой Господь, всесильный, как огонь, о Всемогущий, я припадаю к Твоим лотосным стопам и приношу Тебе свои почтительные поклоны. О мой Господь, пожалуйста, веди меня верным путем, чтобы я смог достичь Тебя и, так как Ты знаешь все, что я совершил в прошлом, избавь меня от последствий прошлых грехов, чтобы ничто не мешало моему продвижению вперед.

Аналогии

Бхагавад Гита

2.1

Какой смысл сострадать одежде утопающего? Человека, тонущего в океане неведения, нельзя спасти, пытаясь вытащить его одежду, то есть спасая его материальное тело.

2.2

«Aбсолютную Истину постигают в трех аспектах, которые неотличны друг от друга. Их называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном». Эти три ипостаси Бога можно объяснить на примере Солнца, которое также проявляется в трех ипостасях: в виде солнечного света, солнечного диска и планеты Солнце.

2.17

Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле.

2.20

Иногда мы не видим солнца, потому что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день. Aналогичным образом, сознание, которое присутствует в каждом теле указывает на то, что в нем находится душа.

2.22

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

2.21

Судью, который приговорил к смертной казни человека, виновного в убийстве, нельзя порицать за это, ибо он санкционировал применение насилия в соответствии с законом.

Точно так же, когда Кришна приказывает сражаться, это значит, что насилие необходимо для торжества высшей справедливости. Поэтому Арджуна вступает в бой, исполняя приказ Кришны, и его поступки не навлекут на него греха.

2.20

Мы можем установить присутствие души по наличию сознания. Иногда мы не видим солнца, потому что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день.

2.21

Хирург оперирует больного не для того, чтобы убить его, а для того, чтобы вылечить. Так и Aрджуна, выполнив указание Кришны и вступив в бой, поступит как человек, обладающий совершенным знанием, и его поступки не навлекут на него греха.

2.41

Поливая корни дерева, мы поим водой его ветви и листья, и точно так же тот, кто действует в сознании Кришны, приносит высшее благо всем - себе самому, своей семье, обществу, стране и всему человечеству.

2.58

Черепаха в любой момент может спрятать конечности под панцирь, а потом, когда нужно, снова выставить их. Так и человек, развивший в себе сознание Кришны, использует свои чувства только для того, чтобы служить Господу, и отводит их от объектов чувств.

2.58

Чувства сравнивают с ядовитыми змеями. Они стремятся действовать свободно, без каких-либо ограничений. Поэтому йог или преданный, подобно укротителю змей, должен обладать огромным могуществом, чтобы держать чувства в повиновении. Он никогда не позволяет им действовать независимо от его воли.

2.59

Предписания шастр, ограничивающие эти удовольствия, можно сравнить с диетой, налагающей ограничения на употребление тех или иных продуктов. Однако нельзя сказать, что больному нравятся подобные ограничения или что у него пропадает вкус к запрещенным блюдам.

2.67

Как сильный порыв ветра уносит лодку, так даже одно свободно блуждающее чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум.

2.70

Хотя океан всегда полон, он постоянно пополняется водой, особенно в сезон дождей. Но, несмотря на это, он никогда не выходит из берегов. Нечто подобное можно сказать и о человеке, который обрел сознание Кришны.

3.14

Подобно тому как во время эпидемии прививка надежно защищает человека от болезни, пища, предложенная Господу Вишну, ограждает нас от скверны этого мира.

3.30

Кассир в банке каждый день пересчитывает миллионы долларов, работая на своего хозяина, но не кладет в собственный карман ни цента. Так и мы должны осознать, что в этом мире нам ничего не принадлежит: здесь все является собственностью Верховного Господа.

3.34

Надо следовать религиозным заповедям, не привязываясь к ним, поскольку даже ограниченные чувственные наслаждения могут увести с истинного пути - даже на самых лучших дорогах бывают аварии.

3.37

Вечная любовь к Кришне под влиянием гуны страсти преобразуется в вожделение. Это можно сравнить с тем, как молоко при добавлении в него кислого тамаринда превращается в простоквашу.

3.39

В «Ману-смрити» говорится, что вожделение невозможно утолить никаким количеством чувственных удовольствий, так же как огонь нельзя погасить, подбрасывая в него дрова.

4.6

Явление Господа и Его уход подобны движению солнца, которое встает, проходит над нами, а затем исчезает из виду. Когда солнце исчезает, мы думаем, что оно село, а когда оно вновь появляется у нас перед глазами, мы говорим, что солнце взошло над горизонтом. На самом деле солнце всегда остается на небе.

4.14

Господь непричастен к материальной деятельности и не подвержен ее последствиям. Так, дожди не являются непосредственной причиной появления на земле растительности, хотя без них ничего не может вырасти.

4.21

Деталь чистят и смазывают, чтобы сохранить ее в рабочем состоянии, и точно так же человек, обладающий сознанием Кришны, заботится об удовлетворении насущных потребностей своего тела только для того, чтобы быть способным заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Поэтому его действия не влекут за собой кармических последствий.

4.24

Больного, у которого расстроился желудок от чрезмерного употребления молока, можно вылечить другим молочным продуктом - простоквашей. Подобно этому, обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно исцелить, заняв деятельностью в сознании Кришны, описанной в «Бхагавад-гите».

5.10

Подобно тому как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу.

5.15

Господь в образе Параматмы, или Сверхдуши, всегда находится рядом с индивидуальной душой и знает обо всех ее желаниях, подобно тому как, находясь рядом с цветком, мы можем ощутить его аромат.

6.34

«Индивидуальная душа сидит на колеснице материального тела, которой управляет возница-разум. Ум - это вожжи в руках возницы, а чувства - лошади.

6.34

Ум столь силен и упрям, что нередко берет верх даже над разумом, подобно тому как острая инфекция иногда оказывается сильнее самых сильных лекарств.

7.7

О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

7.12

К примеру, действие законов, которые издает царь, распространяется на его подданных, но не на него самого. Точно так же материальные гуны - благость, страсть и невежество - исходят от Верховного Господа, но Сам Он не подчиняется законам материальной природы.

7.14

Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться сам - ему необходима помощь того, кто свободен. Ему не поможет другой связанный: развязать веревки может только тот, кто сам свободен от пут. Другими словами, освободить душу из материального плена может только Господь Кришна или Его истинный представитель, духовный наставник.

7.15

Так, свинья, привыкшая пожирать экскременты, отворачивается от сладостей, приготовленных из сахара и топленого масла. И точно так же глупым работягам никогда не надоедает, слушая сиюминутные мирские новости, находить в них чувственное наслаждение, но им всегда не хватает времени на то, чтобы послушать о вечной душе, приводящей в движение материальный мир.

7.23

Брахманы - это голова Верховного Господа, кшатрии - Его руки, вайшьи - живот, а шудры - ноги, и все они выполняют разные функции.

7.26

Облака могут на какое-то время скрыть от нашего взора солнце, звезды и планеты. Однако это происходит лишь потому, что наше зрение несовершенно. Солнце, луна и звезды не скрыты. Точно так же майя не может по-настоящему скрыть Верховного Господа.

8.8

Гусеница, которая все время думает о том, чтобы стать бабочкой, и благодаря этому в той же жизни превращается в бабочку. Точно так же если мы будем все время думать о Кришне, то в конце жизни обязательно получим тело, наделенное такими же качествами, как и тело Кришны.

9.3

«Поливая корень дерева, мы насыщаем водой все его ветви, побеги и листья, а отправляя пищу в желудок, удовлетворяем все остальные органы чувств. Точно так же тот, кто занимается трансцендентным служением Верховному Господу, без дополнительных усилий удовлетворяет всех полубогов и всех прочих живых существ».

9.4

Царь возглавляет правительство, которое является не чем иным, как проявлением его энергии; различные министерства и ведомства - это всего лишь энергии царя, и каждое из них действует, опираясь на его власть. Однако нельзя ожидать, что царь будет лично находится в каждом из ведомств.

9.9

Подобно судье, председательствующему в зале суда. По его приказу кого-то казнят, кого-то сажают в тюрьму, а кому-то присуждают огромное состояние, однако сам судья остается безучастным.

9.10

Если рядом с человеком находится душистый цветок, аромат цветка достигнет его обоняния, однако сам цветок и тот, кто вдыхает его аромат, останутся на расстоянии друг от друга. Аналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога:

9.21

Вынужден оставаться в круговороте материального бытия: то подниматься на высшие планеты, то снова возвращаться на Землю, как будто он сидит на колесе обозрения и то поднимается, то снова опускается.

9.23

Чиновники разных званий и рангов действуют от имени правительства, и их подкуп является нарушением закона… Иначе говоря, Кришна не одобряет бессмысленное поклонение полубогам.

9.29

Оправленный в золото, бриллиант становится еще красивее. Золото украшает бриллиант, а бриллиант - золото. Господь и живые существа вечно излучают сияние, и, когда живое существо исполняется желанием служить Господу, оно становится подобным золоту.

9.30

…пятна на луне похожи на силуэт кролика. Эти пятна не мешают лунному свету литься на землю. Точно так же случайное падение человека с пути преданного служения не делает его грешником.

10.9

Поэтому те, кто полностью развил в себе сознание Кришны, постоянно испытывают наслаждение, слушая эти трансцендентные повествования, подобно тому как юноша и девушка наслаждаются общением друг с другом.

11.51

Смысл стихов «Бхагавад-гиты» ясен как день. Они сияют как солнце, и, чтобы понять их, не нужно прибегать к услугам глупых комментаторов, пытающихся «высветить» солнце.

12.5

Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков, развешанных на улицах, оно без труда найдет своего адресата. Однако какой-нибудь другой ящик, пусть даже похожий на почтовый, но не установленный почтовым отделением, не годится для этой цели. Aналогичным образом, арча-виграха, Божество, установленное в храмах, - это освященный образ Бога, который представляет Его в этом мире. Aрча-виграха является воплощением Верховного Господа. Господь предстает перед нами в этом образе, чтобы принимать служение.

12.7

Человек, тонущий в океане, может изо всех сил бороться за жизнь и быть очень хорошим пловцом, но ему все равно не удастся спастись самому. Но если кто-то другой придет к нему на помощь и вытащит из воды, то он спасется без всяких усилий. Точно так же Господь спасает преданного из океана материальной жизни.

13.3

подданный может досконально знать принадлежащий ему клочок земли, но царю известно все, что происходит не только у него во дворце, но и на земле каждого из его подданных. Подобно этому, живое существо владеет только одним телом, а Верховному Господу принадлежат все тела.

13.17

Когда солнце в зените, оно находится в одном месте, но, если спросить разных людей в радиусе пяти тысяч километров, где находится солнце, каждый скажет, что солнце светит у него над головой. Ведические писания приводят этот пример, чтобы показать, что, хотя Господь неделим, Он кажется поделенным на части.

13.33

Проникая в воду, грязь, испражнения и т.д., эфир тем не менее не смешивается с ними. Подобно этому, живое существо, хотя и попадает в разные тела, не связано с ними…

14.3

Скорпионы откладывают яйца в рисе, поэтому иногда говорят, что скорпионы рождаются из риса. Но причиной их появления на свет является не рис. На самом деле яйца откладывает самка скорпиона. Aналогично этому, материальную природу нельзя считать причиной появления на свет живых существ. Семя жизни дает Верховный Господь, поэтому живые существа только кажутся порождением материальной природы.

14.26

Служить Верховному Господу может только тот, кто находится на одном с Ним, трансцендентном уровне. Чтобы попасть в царскую свиту, человек должен обладать определенной квалификацией.

14.26

Быть в сознании Кришны, или заниматься преданным служением, - значит достичь равенства с Кришной. Господь говорит, что по природе Своей Он вечен, исполнен знания и блаженства, а живые существа являются частицами Всевышнего, как крупинки золота - частью золотоносной жилы. Поэтому в своем чистом духовном состоянии живое существо качественно неотлично от золота, то есть от Кришны.

14.27

Царский слуга наслаждается практически так же, как сам царь. Подобно этому, вечное, неиссякающее счастье и вечное бытие являются неизменными спутниками преданного служения. Стало быть, преданное служение включает в себя осознание Брахмана, то есть приобщение к вечности и бессмертию.

15.8

В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни, подобно тому как воздух переносит запахи. Так, получив одно материальное тело, оно затем оставляет его, чтобы получить другое.

15.9

Изначальное сознание живого существа прозрачно, как вода. Но если добавить в воду какую-нибудь краску, она изменит свой цвет. Aналогичным образом, соприкасаясь с различными гунами материальной природы, сознание живого существа приобретает присущие им качества.

15.13

Своей энергией Господь держит каждую из планет, как пригоршню пыли. Пока мы держим в руке пригоршню пыли, она не падает на землю, но стоит нам бросить ее в воздух, как она упадет вниз. Точно так же все эти планеты, которые плавают в космосе, держит в Своей руке вселенская форма Верховного Господа.

18.17

Каждый, кто действует в сознании Кришны под руководством Сверхдуши, или Верховной Личности Бога, даже убивая, не совершает убийства и никогда не страдает из-за последствий своего поступка. Когда солдат убивает по приказу офицера, он не несет за это ответственности. Однако если он убьет кого-нибудь по собственной прихоти, то подлежит суду военного трибунала.

18.48

Всякое действие несет в себе изъян, подобно огню, который всегда покрыт дымом. Поэтому, о сын Кунти, никто не должен отказываться от обязанностей, порожденных его природой, сколько бы изъянов они в себе ни несли.

18.55

Вишате значит, что живое существо входит в обитель Верховного Господа, сохраняя индивидуальность, что оно вступает в общение с Ним и служит Ему. Когда зеленый попугай скрывается в зеленой кроне дерева, он делает это не для того, чтобы стать деревом, а для того, чтобы насладиться его плодами.

18.61

Водитель в скоростном автомобиле едет гораздо быстрее, чем в обыкновенной машине. Точно так же, в соответствии с указанием Сверхдуши, материальная природа создает для каждого живого существа тело определенного вида, чтобы, действуя в соответствии с возможностями своего тела, оно могло осуществить желания, которые не успело исполнить в прошлой жизни.

Шри Ишопанишад

Введение: Шрути сравнивают с матерью. От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать…Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, лежащее за пределами сферы вашего опыта, вашего эмпирического знания, за пределами сферы действия ваших чувств, то должны принять Веды.

Обращение: Рука является полноценной частью целого только до тех пор, пока соединена с телом. Если отрубить руку, то она будет выглядеть как рука, но лишится всех свойств руки. Аналогично этому, живые существа являются неотъемлемыми частицами Полного Целого, и, пока они отделены от Полного Целого, их иллюзорные представления о своем совершенстве не принесут им желанного удовлетворения.

Мантра 1: Капиталисты не смогут обуздать коммунистов только с помощью политического маневрирования, и коммунисты тоже не смогут одержать победу над капиталистами, сражаясь за украденный хлеб. Пока они не признают, что все принадлежит Верховной Личности Бога, любая собственность, которую они считают своей, является украденной

Мантра 3: Материальный мир иногда сравнивают с океаном, а человеческое тело — с прочной лодкой, специально предназначенной для того, чтобы пересечь этот океан. Ведические писания и ачарьи, святые учителя, сравниваются с опытными лодочниками, а способности, которыми наделено человеческое тело, — с попутным ветром, помогающим лодке благополучно доплыть до места назначения. Но, если, несмотря на предоставленные ему возможности, человек не посвящает свою жизнь самоосознанию, его называют тма-х, что значит «убийца души».

Мантра 4: В «Вишну-пуране» энергии Господа сравниваются с теплом и светом, исходящими от огня. Огонь находится в определенном месте, однако его тепло и свет распространяются на значительное расстояние. Подобно этому, Абсолютная Личность Бога распространяет Свои энергии повсюду, оставаясь при этом в Своей трансцендентной обители.

Мантра 7: Живые существа в качественном отношении тождественны Верховному Господу, так же как искры костра в качественном отношении неотличны от пламени костра. Однако в количественном отношении искры отличны от костра, так как по количеству тепла и света, излучаемого искрами, они несравнимы с костром.

Мантра 7: Мы обладаем этими качествами, но в ничтожных количествах, поскольку живое существо является лишь крошечной частичкой высшего целого. Это можно сравнить с каплей воды и океаном: количество соли в капле воды из океана несравнимо с количеством соли во всем океане, но тем не менее соль в капле качественно, по химическому составу, не отличается от соли в океане.

Мантра 9: Прогресс науки безбожных людей так же опасен, как драгоценный камень на голове кобры. Кобра, украшенная драгоценным камнем, еще опаснее, чем кобра без украшения.

Мантра 9: В «Хари-бхакти-судходае» (3.11) научные достижения безбожных людей сравнивают с украшениями на мертвеце.

Мантра 12: «Шри Ишопанишад» указывает, что тот, кто поклоняется полубогам и попадает на их материальные планеты, по- прежнему остается в темнейшей области вселенной. Вселенная покрыта гигантскими оболочками из материальных элементов и напоминает покрытый скорлупой кокосовый орех, наполовину заполненный влагой. Это покрытие герметично, поэтому, чтобы рассеять непроглядную темноту, царящую во вселенной, необходимы Солнце и Луна.

Мантра 13: Человек, купивший билет до Калькутты, сможет приехать в Калькутту, но никак не в Бомбей. Но люди, выдающие себя за духовных учителей, проповедуют, что любой путь приведет человека к высшей цели.

Качеств преданного

(Из курса VTE по этикету)

1. Преданный милостив (крипалу)

"Он (вайшнав) - милостив, т.к. он является доброжелателем всех живых существ. Он не только доброжелатель всего человеческого общества, но также и доброжелатель животного мира. Здесь говорится "сарва дехинам", что означает "все живые существа, принявшие материальные тела". Не только люди обладают материальными телами, но и другие живые существа, такие как кошки и собаки, также имеют материальные тела. Преданные Господа милостивы ко всем - кошкам, собакам, деревьям и т.д. Он общается со всеми живыми существами, чтобы они в конечном итоге могли достичь освобождения из этой материальной запутанности".

(Шримад-Бхагаватам 3.25.21, комм.)

2. Преданный смиренен (аманитвам)

Смирение означает, что человека не должно тревожить, будут ли другие почитать его или нет. Смирение - это не что-то поверхностное. Оно глубоко, правдиво и естественно, и оно приходит, когда обусловленная душа видит собственные недостатки и скромно просит у Кришны прощения и молит занять его преданным служением.

"Следует повторять святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, отказаться от чувства ложного престижа и быть готовым оказать почтение каждому. В подобном состоянии ума следует повторять святое имя Господа постоянно". (Шри Шикшаштака - ст.3)

3. Преданный правдив (сатья-сара)

Прежде всего, ученик правдив, если он держит свое обещание избегать греховных действий и всегда повторять 16 кругов джапы на четках ежедневно. Преданному не следует заниматься греховной деятельностью. Но человек должен быть правдив в высшем смысле, действуя не ради своих интересов, но ради интересов Кришны.

4. Преданный равно относится к каждому (сама)

Преданный видит душу и Сверхдушу в сердце каждого живого существа. Он ведет себя по отношению к каждому живому существу в соответствии с их различным положением так, как это наиболее благоприятно для их духовного продвижения.

5. Преданный лишен недостатков (нидоша)

Преданного, который телом, умом и речью предан Кришне и всегда выполняет волю Кришны, делая все, что в его силах, считают безгрешным.

Приводится пример полной луны, на которой есть несколько пятен, напоминающие пятна оспы. Тем не менее, нельзя удержать сияние, распространяемое полной луной. Подобно этом, небольшой изъян среди массы преданного служения вовсе не будет считаться недостатком. Привязанность к Кришне - это трансцендентное блаженство. Среди безграничного трансцендентного блаженства пятно каких-то материальных изъянов не сможет действовать как бы то ни было.

6. Преданный великодушен (ваданйа)

Преданный великодушен, потому, что он знает, что любовь Кришны является величайшей из всего и он идет и бескорыстно и неудержимо распространяет ее. Так его великодушие не знает пределов, а добрую удачу тех, кто получает этот дар нельзя сравнить ни с чем.

"Мои поклоны Господу Чайтанье Махапрабху, который является наиболее щедрым воплощением, т.к. Он свободно раздает то, что до Него никто не распространял, чистую любовь к Богу". (Шрила Рупа Госвами)

7. Преданный спокоен (мриду)

Преданный избегает погони за иллюзорным материальным счастьем и проистекающих из него страданий. Он остается умиротворенным, т.к. он удовлетворен в сознании Кришны. Это спокойствие происходит не из робости, но из глубокого самоудовлетворения. Подобно великому океану он умиротворен. Остальные возбуждены и пустословят о мирских событиях, личных крушениях и опасениях, но преданный зависит от Кришны и пытается выполнить приказ Господа.

8. Преданный чист (шучи)

Движение сознания Кришны предназначено для того чтобы сделать мир "революционно чистым" посредством принципов гигиены и что более важно благодаря очищению сердец повторением Харе Кришна маха-мантры.

"Принципы религии не базируются на каких-то догмах или формулах, сотворенных человеком, но они базируются на четырех основных регулирующих принципах, а именно: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости… Чистота необходима как для тела, так и для ума. Поддержание в чистоте одного лишь тела недостаточно - необходимо заботится также и о чистоте ума. И достигается она прославлением всевышнего Господа. Никто не может очистить накопившуюся пыль в уме без прославления Верховного Господа. Безбожная цивилизация не может очистить ум поскольку, она не имеет представления о Боге, и по этой простой причине люди этой цивилизации не могут иметь хороших качеств, как бы не было высоко их материальное благополучие". (Шримад Бхагаватам 1.17.25, комм.)

9. Преданный не обладает материальными достояниями (акинчана)

Высочайшим пониманием является видеть все, принадлежащим Кришне. Смелый, вдохновленный и сострадательный преданный, однако, не удовлетворен простым созерцанием того, что все принадлежит Кришне. Но он работает, чтобы использовать все в служении Господу так, чтобы весь мир мог получить благо. В таком одухотворенном мире все обитатели получат благословения Кришны, обретут умиротворение и процветание и после этой жизни отправятся домой обратно к Богу.

10. Преданные трудятся ради общего блага (сарвопакарака)

Преданный может приносить благо всем, потому что сознание Кришны предназначено для всего человечества и всех форм жизни. Оно существует не для какой-то определенной расы, нации или пола. Нет. Оно - для всех живых существ.

"Обязанность каждого живого существа - трудится ради всеобщего благосостояние, используя свою жизнь, богатство, разум и речь". (Шримад-Бхагаватам 10.22.35)

11. Преданный умиротворен (шанта)

Под словом "умиротворение" подразумевается не какое-то идиллическое состояние грубого тела, которое в действительности может быть потревожено в любой момент. Умиротворение - это состояние души, находящейся в гармонии с Кришной и оно доступно преданному, для которого все есть Кришна. Осознание того, что без Кришны невозможно никакое существование, и есть уровень умиротворения и бесстрашия.

"Человек, полностью сознающий Меня, знающий, что в конечном счете все жертвоприношения и аскетизм направлены на Меня, что Я - Верховный Властитель всех планет и полубогов и благодетель и благожелатель всех живых существ, освобождается от материальных страданий". (Бхагавад-гита 5.29)

12. Преданный предан Кришне (кришнаика-шарана)

Предание себя не есть нечто поверхностное или причудливое, нет оно авторитетно и научно. Если мы практикуем этот метод, мы узнаем как предаться. У бхакты, который живет в полной преданности Кришне, очень много дел и он не теряет ни секунды. Его цель - полностью предаться Кришне, чтобы избавиться от всех материальных желаний и все больше и больше служить Кришне.

"Слабость заставила меня утратить всякое самообладание, я уже не вижу, в чем мой долг, укажи мне верный ученик, поручаю тебе свою душу. Прошу, научи меня". (Бхагавад-гита 2.7)

13. Преданный не имеет желаний (акама)

Достигнув полноценного преданного служения, преданный обнаруживает, что все его желания удовлетворены, так как он полностью занят в сознании Кришны. У него нет больше материальных желаний и единственное, чего он хочет - служить духовному учителю и Кришне.

14. Преданный равнодушен к материальным приобретениям (аниха)

Преданный может использовать множество вещей в служении Кришне, но он не привязывается к ним и не становится зависимым от них. Он может служить Кришне, используя миллионы долларов; - строя здания и серьезно занимаясь изданием литературы сознания Кришны. Но даже не имея средств он может служить Кришне, просто повторяя Харе Кришне.

15. Преданный тверд (стхира)

"Тот, кто относится одинаково к друзьям и врагам, остается невозмутимым в чести и бесчестье, в жаре и холоде, счастье и несчастье, славе и бесславии, кто свободен от оскверняющего общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о жилище для себя, кто утвердился в знании и посвятил себя преданному служению - такой человек очень дорог Мне. (Бхагавад-гита 12.18-19)

У преданного должна быть такое высокое сознание Кришны, что никакие соблазны, несчастья или противоречивые философии не смогли бы поколебать его решимости выполнять указания гуру и Кришны.

16. Преданный полностью контролирует шесть дурных качеств (виджита-шад-гуна)

"Трое врат открывают дорогу в ад - вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души". (Бхагавад-гита 16.21)

Шесть дурных качеств - это вожделение, гнев, жадность, иллюзия, безумия и зависть. Чистый преданный контролирует эти качества благодаря тому, что в полной мере занят служением Кришне. Контролировать чувство можно не сухим воздержанием или механическим подавлением, но с помощью трансцендентного знания и трансцендентного вкуса.

17. Преданный ест лишь столько, сколько необходимо (мита бхук)

"Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арджуна". (Бхагавад-гита 6.16)

Шрила Прабхупада говорил: "Наполняйте одну четверть своего желудка водой, половину - пищей, и оставшуюся четверть - воздухом. Не переедайте".

18. Преданный не знает опьянения (апраматта).

Преданный не кидается в крайности и не опьянен материальным наслаждением. Он уменьшил свои материальные потребности до самого скромного уровня и смиренно посвятил свою жизнь служению Кришне. Поэтому его жизнь является настоящим примером, умеренности, уравновешенности и святости.

19. Преданный почтителен (манада)

Преданный выражает свое почтение другим и не ожидает для себя никакого почтения взамен. Он имеет такое уважение к другим, поскольку знает, что всем живым существам жизнь дал Кришна и ему также известно, что он не имеет права забирать ее.

20. Преданный не стремится к ложному престижу (амани)

Ложный престиж следует рассматривать с двух точек зрения:

А) ложна престижность объектов;

Б) ложны наши притязания на какой-либо престиж или положения.

Преданный свободен и от первого и от второго принципа ложного престижа. Он привлекается блеском желанных материальных богатств и все привлекательное он признает не чем иным как отражением Кришны, всепривлекающей причиной всех причин.

21. Преданный серьезен (гамбхира)

В сознании Кришны есть много веселых и радостных моментов. Но для обусловленной души оставить материальную жизнь и подготовиться к возвращению обратно к Господу - дело не шуточное. Это очень высокая цель. Серьезность означает всегда быть погруженным в мысли о том, как продолжать развивать и усиливать нашу любовь к Кришне и Его дорогим преданным.

22. Преданный сострадателен (каруна)

Суть сострадания заключается в проповеди, но сила, которая стоит за проповедью - это чистота. Проповедь зависит от искреннего, чистого сердца преданного.

23. Преданный дружелюбен (маитра)

Преданный является другом каждого, поскольку он направляет вас к Кришне, а Кришна - лучший друг всех живых существ.

24. Преданный поэтичен (кави)

Не зависимо от того пишет он стихи или нет, преданный обладает восприятием жизни, которое бывает у поэта. Он не глуп. Он ощущает присутствие Кришны во вкусе чистой воды и видит солнце как глаз Кришны. Он использует язык как описание Бога. Он созерцает глазами своего ума, поразительную красоту, трансцендентную форму Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Преданный живет минута за минутой, в вечно свежем сознании Кришны, Он - поэт.

25. Преданный опытен (дакша)

Способность предаться и делать то, что требуется является признаком опытного преданного.

26. Преданный молчалив (мауни)

Преданный никогда не говорит вздора; в этом его молчаливость. Когда он говорит, то говорит он только, прославляя Верховного Господа Шри Кришну.

Молитвы

Пранама

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале

шримате бхактиведанта-свамин ити намине

намах - поклоны; ом - обращение; вишну-падайа - тому, кто пребывает у стоп Господа Вишну; кршна-прештхайа - кто очень дорог Господу Кришне; бху-тале - на земле; шримате - прекраснейшему; бхактиведанта-свамин - А.Ч.Бхактиведанта Свами; ити - так; намине - которого зовут.

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч.Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного пребежища, кроме лотосных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине

нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

намах - поклоны; те - тебе; сарасвати-деве - слуга Бхактисиддханты Сарасвати Госвами; гаура-вани - учение Господа Чайтаньи; прачарине - проповедующий; нирвишеша - (от) имперсонализма; шунйа-вади - (от) философии пустоты; пашчатйа - западные; деша - страны; тарине - спасающий.

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в котором широко распространился имперсонализм и философия пустоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: