Специфика социального познания

К. Поппер справедливо замечает, характеризуя трудность и крайнюю ограниченность применения методологического инструментария естественных наук при анализе социума.

Первая проблема - это определение того, что подразумевается под социальным познанием. Как совершенно справедливо замечает Э.С. Крапивенский: «Словосочетание «социальное познание» само по себе двусмысленно. В одних работах под социальным познанием имеют в виду познание обществом всего окружающего мира, в том числе природного, в других - познание общества ( “специфика познания социальной действительности” ). Мы будем говорить о социальном познании во втором смысле». Почему социальное познание выделяется в относительно самостоятельную область в сфере теории познания? Одна из причин этого связана с нехваткой абстракций для описания специфики познания социума.

Вторая проблема связана с определением природы человека. На сложность определения природы человека обращали внимание уже с древности. Субъективность - менее всего поддается изучению физикалистким способом познания.

Для современного социального познания, впрочем, как и для познания естественнонаучного, характерно углубление методологической рефлексии, т.е. углубление оснований для изучения самого себя. В работах ставятся вопросы:

q о специфике социальной реальности и социального познания,

q о субъектно-объектных отношениях в социальном познании,

q о логической природе, методологическом статусе, эвристической роли социального знания и его объяснительных возможностях.

Э.С. Крапивенский, который пишет о трех отличительных чертах социального познания:

1. Социум является самым сложным из объектов познания, ибо представляет собой высшую форму движения материи. В силу этого сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем при исследовании неорганической и органической природы (спорно).

2. В социальном познании мы имеем дело с исследованием не только материальных (как в естествознании), но и идеальных, духовных отношений.

3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания.

Социальное познание отличается:

q меньшей, по сравнению с естествознанием, стандартизацией языка исследования,

q отсутствием четкой алгоритмизации в исследовательском поведении,

q наличием достаточной свободы выбора конкретных способов или средств решения познавательных проблем.

q проявлением, в большей мере, личности исследователя

Рассмотрение специфики социального познания с необходимостью требует учета особенностей социальной реальности: принадлежность изучаемых явлений к определенной сфере общественной жизни, их пространственно-временные параметры, степень сложности их структуры и истории, их объективную логику вообще.

Одна из особенностей социального познания заключается в том, что здесь имеет место взаимодействие собственно научного исследования с обыденным сознанием («здравым смыслом»), с различными вненаучными формами «практического» ценностного сознания и познания.

Особенности методологии. В познании социальной действительности на современном этапе все более характерным становится использование специальных эмпирических процедур, статистических методов, которые не только имеют, несомненно, позитивное значение, но и могут быть связаны с определенными издержками. Далее можно отметить и явно недостаточное развитие междисциплинарны х связей в системе социального познания. Имеет свою специфику и такой способ эмпирического познания социума как социальный эксперимент. Отличие социального эксперимента от естественнонаучного состоит в том, что при его проведении, как правило, невозможно создать специальные искусственные условия, а также изолировать изучаемое явление от других. В социальном эксперименте возрастает роль субъективного фактора (влияния людей) на ход и исход социального эксперимента. Существуют и границы проведения социального эксперимента:

1.Социальный эксперимент не должен нарушать деятельности социальной системы

2.Потери от отрицательных результатов при проведении социального эксперимента должны быть минимальными.

Социальная теория. Объяснение социальных объектов представляет собой теоретическую деятельность, направленную на раскрытие их сущности, генезис и причинно-следственные связи объектов. Важное место в понимании специфики познания социальной действительности занимает научное объяснение идей, характер восприятия социальных явлений; отношения между социальными группами; механизмы идентификации людей с той или иной социальной группой; соотношение сознательного и бессознательного в познании социальных явлений и т.д.

В структуре социальной реальности можно различать (конечно, схематично) следующие уровни: индивид, малые социальные группы (с непосредственным взаимодействием), большие социальные группы и организации, общество в целом.

Очевидно, что каждый социальный объект может объясняться на всех этих уровнях, ибо он функционирует и развивается в системе связей и отношений между ними. Иначе говоря, налицо онтологические предпосылки для многоуровневого объяснения социальных объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: