Классическая и неклассическая модели научного познания – сравнительный анализ

В истории науки обычно различают классический и неклассический периоды, каждому из которых присущи специфические приемы создания теории. Поэтому целесообразно вначале проанализировать пути построения теоретических схем в классической науке, а затем рассмотреть, что изменилось в приемах их построения на современном этапе.

Классическая модель познания Неклассическая модель познания
Путь познания. Начиная со времен Бэкона и Декарта, в философии и естествознании бытовало представление о возможности найти строгий, единственно истинный путь познания, который бы в любых ситуациях и по отношению к любым объектам гарантировал формирование истинных теорий. Понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описанийодной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.
Метод от эмпирики к теории.Не отрицая изменчивости и многообразия ее конкретных методов, в качестве цели, исследования, провозглашалась единая стратегия построения теории. Вначале необходимо найти очевидные и наглядные принципы, полученные как обобщение опыта, а затем, опираясь на них, находить теоретические законы. В классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта “самого по себе”, без указания на средства его исследования В к. 19 в. происходитобнаружениеисторическойизменчивости фундаментальных принципов на-уки, относительности их эмпирического обоснования и наличия конвенциональных элементов при их принятии научным сообществом (эмпириокритицизм, конвенциализм и др.). Возникает понимание того обсто-ятельства, что ответы природы на наши вопросы определяютсяне только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины объективности, факта, теории, объяснения и т.п.
Классическая физика может служить примером развития классической и неклассической модели познания. Применительно к исследованиям физики она требовала создания целостной картины изучаемой реаль-ности как предварительного условия последующего применения математических средств ее описания. В физике ХХ столетия появился метод, получивший название математической гипотезы или математической экстраполяции: А) Для отыскания законов новой области явлений берут математические выражения для законов близлежащей области, которые затем трансформируют и обобщают так, чтобы получить новые соотношения между физическими величинами. Б) Полученные соотношения рассматривают в качестве гипотетических уравнений, описывающих новые физические процессы. Указанные уравнения после соответствующей опытной проверки либо приобретают статус теоретических законов, либо отвергаются.В отличие от классических образцов они начинают создаваться как бы с верхних этажей — с поисков математического аппарата — и лишь после того, как найдены уравнения теории, начинается этап их интерпретации и эмпирического обоснования.
Идеалы и нормы доказательности и обоснования знания. В отличие от классических образцов, обоснование теорий предполагало экспликацию операциональной основы вводимой системы понятий(принцип наблюдаемости), а также выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями (принцип соответствия).
Картины реальности, вырабатывались в отдельных науках, и на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность. «Условно единая картина мира» рассматривалась как точный и окончательный портрет природы. Произошло открытие специфики законов микро-, макро- и мегамира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства.
Субъект познаниярассматривается как дистанцированный от изучаемого мира. Он рассматривался ужекак находящийся внутри него, детерминированный им. Расширяется понятие об активности субъекта познания.
  Представления о соотношении ча-сти и целого применительно к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Возникает понятие “вероятностной причинности”, которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории.
Объект познания рассматривалсякак себе тождественная вещь (тело) Объект рассматривается как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: