Принципы красоты, единства и простоты в социально-гуманитар-ном познании

Все крупные движения идей в научном познании обусловливались не столько попытками разрешить противоречия между теорией и аномальными экспериментальными результатами, сколько стремлением к единству и простоте теоретического знания. Это стремление не было чем-то вторичным, оно не сводилось к деятельности по упорядочиванию уже полученных результатов. Оно было первичным, основным принципом и требованием, определяющим стратегию научного поиска.

В настоящее время эффективность поисков единства знания и даже сама их необходимость ставятся под сомнение. Так, теоретики синергетики, например И. Пригожин и И. Стенгерс, говорят о том, что идеалы простоты и единства были правомерны только в период генезиса научного знания, что в современной науке, эти поиски потеряли свою актуальность. В современной методологии науки говорят даже о замещении парадигмы простоты научного знания парадигмой сложности. Сторонники этой точки зрения утверждают, что традиционный и популярный в классической науке тезис: “Наука за видимой сложностью ищет невидимую простоту” (Ж. Перрен) - в современном научном познании оказывается несостоятельным.

Идеал простоты и единства в классической и неклассической науке были генеральной стратегией научного познания в естествознании. В 60-е годы ХХ в. в аналитической философии наблюдался своеобразный “бум простоты”. Было опубликовано большое число работ, посвященных природе простоты научных теорий, экспликациям понятия простоты, анализу различных аспектов простоты, измерений простоты и т.д. Простота рассматривалась как один из этих принципов, имеющий важнейшее значение в движении и эволюции научных идей.

В западной философии науки интерес к простоте был вызван стремлением рационально реконструировать весьма часто воспроизводящуюся в научном познании ситуацию, которая характеризовалась появлением эмпирически эквивалентных теорий, претендующих на теоретическое объяснение одной и той же области эмпирических данных. Поскольку выбрать между этими конкурирующими теориями, опираясь на эмпирический критерий, оказывается невозможным, в качестве критерия выбора привлекаются внеэмпирические соображения. Таким критерием считался критерий простоты. Понятие простоты в аналитической философии науки рассматривалось как собирательное для довольно широкого класса внеэмпирических критериев - собственно простоты, единства знания, симметрии, а также толкуемых достаточно широко эстетических соображений. Несмотря на то что “бум простоты” давно сошел на нет интерес к простоте в аналитической философии не ослабевает. Простота по-прежнему рассматривается как некий собирательный внеэмпирический критерий выбора между конкурирующими теориями. При этом важнейшим вопросом, как и в прежние времена, остается вопрос о том, почему простота, так же как идеал единства знания и эстетические критерии, играет в научном познании эвристическую роль.

Творцы науки рассматривали этот принцип следующим образом:

q И. Ньютон, рассматривавший простоту научных теорий в качестве важнейшего методологического принципа научного познания;

q О. Френель, утверждал, что природа не избегает аналитических трудностей и проста только в своих причинах;

q А. Пуанкаре, руководствовавшийся критерием аналитической простоты, когда он утверждал, что в физике всегда будет отдаваться предпочтение теориям, основывающимся на евклидовой геометрии

Интерес к простоте и стремление считать ее важнейшим методологическим принципом познания являются не только достоянием истории научного познания. “Чувство красоты и восхищения отнюдь не атрофировались у ученых”. При этом все они согласны с тем, что хотя ощущение красоты теорий или их простоты идет рука об руку с такими аспектами познавательной деятельности, как понимание или устранение чувства интеллектуального дискомфорта, красота - это не только субъективное чувство.

“Это не просто личностное выражение эстетического удовольствия, - утверждает С. Вайнберг, - это ближе к тому, что имеет в виду тренер, когда смотрит на скаковую лошадь и говорит, что она прекрасна. Конечно, он выражает свое личное мнение, но оно основано на объективном факте: на основе суждения, которое тренер лишь с трудом может уложить в слова, он выражает убеждение, что это именно та лошадь, которая выиграет скачки”.

В работе одного из представителей современной аналитической философии, Дж. Маккалистера, предпринимается попытка найти рациональные основания использования эстетических критериев в познании. Маккалистер разделяет все используемые в научном познании критерии на два типа: логико-эмпирические и эстетические. Логико-эмпирические - это собственно эмпирический критерий и критерий непротиворечивости. Цель научного познания состоит в достижении наибольшей эмпирической адекватности теории. Что касается эстетических критериев, то они, могут также получить обоснование, но только через индукцию. Заметив, что тот или иной эстетический критерий оказывается эффективным, ученые используют его и в дальнейшей деятельности, связанной с построением теории. Автор называет это “эстетической индукцией”.

В реальном познании такие внеэмпирические соображения, как просто-

та, красота, единство научного знания, играют несравненно более значительную и широкую роль. Можно, по-видимому, говорить о двух аспектах простоты (или эстетических соображений):

qОдин из них – тот, о котором идет речь и который играет роль критерия выбора между теориями. Здесь простота рассматривается с утилитарной точки зрения, она используется в познании.

qПростота входит в научный поиск и научную деятельность на каждом шагу, на каждом этапе познавательной деятельности. Каждый шаг в научном познании - это и есть поиск простоты (а также единства и других эстетических свойств теоретических построений). Создание законов, классификаций, формулировка теорий и т.п. - все это самым непосредственным образом сопряжено с поисками простоты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: