Возрастные особенности содержания воды в организме, распределение вне- и внутриклеточной жидкости. Лабильность водного обмена, ее причины. Потребность ребенка в воде в возрастном аспекте. Пути выделения жидкости из организма, роль каждого из них у детей. Монограмма. Роль и значение катионов натрия, кальция, калия и магния. Понятие о гипо и гипернатриемии и калиемии. Изменение ЭКГ при этих состояниях. Нарушение водно-солевого обмена (дегидратация, гиперосмия,"водная интоксикация"), причины их возникновения.
Кислотно-щелочное равновесие крови у детей. Методы определения. Понятие об ацидозе и алкалозе метаболического происхождения.
Витамины, их значение для правильного развития ребенка. Участие витаминов в обменных процессах, и в связи с этим, возрастная физиологическая потребность в витаминах у детей.
Особенности терморегуляции у детей различного возраста. Температурный режим отделений новорожденных и недоношенных детей. Способы поддержания температуры у недоношенных. Выхаживание недоношенных детей в кювезах. Состояние гипо- и гипертермии. Температурный режим окружающего воздуха при прогулках детей различного возраста. Требования к одежде детей различного возраста.
Вопросы к теме:
· Особенности обмена воды у детей.
· Потребность ребенка в воде.
· Механизм и регуляция водно-солевого обмена.
· Нормальный уровень содержания электролитов в крови и их функции.
· Методы определения уровня гематокрита.
· Клинические проявления нарушений водного баланса.
· Оценка степени дегидратации.
· Дать определение гипер-, гипогидратации, гипо-, гиперволемии, регидратации.
· Механизм возникновения клинических симптомов.
Ссылки на учебно-методическую литературу: (а1)-стр386-397.;(б1)-стр560-572.
Раздел 4. АФО, методика обследования пищеварительной системы. Семиотика поражения. Вскармливание.