Новое и традиционное в работе зарубежных учреждений культуры

Основная специфическая особенность культурно-досуговой деятельности на Западе заключается, по нашему мнению в отсутствии жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений различного профиля и во все большем объединении досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека – это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр).

Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего – музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).

Вот как описывает свои впечатления от Центра Гетти, одного из относительно молодых, но и самых богатых в мире музейных комплексов (открыт в 1997 году в Лос-Анджелесе на верхушке холмов Санта Моники, площадь – 44 га.) один из его посетителей: «К центру посетителей поднимает трамвайчик на воздушной подушке (как фуникулер). Дорога извивается вдоль холмов среди цветущих миртовых зарослей, рощиц калифорнийского перца, забираясь все выше и выше.

Желающие могут потратить 15 минут и подняться на вершину по пешеходной дорожке, проложенной вдоль трамвайных путей.

Трамвай доставил нас вдоль северной трассы и служебных зданий центра прямо на Площадь Прибытия (мне очень нравятся такие возвышенные названия).

Здания Центра построены в стиле модернизма, в них сочетается камень и стекло,

воздух и вода, захватывающее зрелище. Здесь много открытых террас и балкончиков, с которых открываются замечательные виды на Лос-Анджелес, а также обрамляют эти виды как картинные рамы, и также служат для переходов между зданиями Центра…

Осмотреть весь Центр Гетти за один день практически невозможно и уж точно невозможно насладиться его атмосферой и расслабленно посидеть за столиком одного из кафе, полюбоваться открывающимися из террас и галерей видами…» /Los Angeles, июль 2002г./

К сожалению, автор выше приведенных строк ничего не говорит о художественных собраниях музейного комплекса и его экспозиционных помещениях. А они стоят того, чтобы о них упомянуть.

Галереи нового музея, - узнаем мы из другого источника, - полны шедевров живописи (Ван Гог, Сезанн, Ренуар и др.) – прекрасны в своей простоте и достаточно невелики по размерам, чтобы не подавлять посетителей.

Каждая галерея имеет выход в коридор, ведущий наружу, где посетители могут вдохнуть свежего воздуха, полюбоваться захватывающей панорамой, простирающейся от Тихого океана до небоскребов делового центра города.

Есть в этом источнике и информация о так называемой «Семейной комнате», где родители вместе с детьми могут получить представление о музее до его осмотра. Дети могут принять участие в игре «Нарисуй себя» - нарядиться и попозировать в черных кружевах, как у «Маркизы де Сантьяго» Гойи и т.п.

В музейном справочнике указан перечень специальных мероприятий в дневное и вечернее время – для детей, подростков и взрослых (здесь и экзотические танцоры, и приглашенные лекторы, и семейные фестивали и т.д.). Вход на такого рода мероприятие свободный. http://getty.edu/education/kids_families/programs/family_room.html

Сотрудники Центра прилагают немалые усилия, чтобы сделать Центр Гетти доступным самым широким массам. В тоже время директор Музея современного искусства (одно из подразделений Центра) Ричард Кошалек совершенно справедливо замечает: «Я бы очень не хотел, чтобы Центр Гетти стал местом паломничества для туристов. Искусство может иногда развлекать, но развлечение редко бывает искусством».

По сути дела, рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При этом она (эта функция) не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все больше внимание уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи

2. Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек – медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах).

Поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности ведется по всем направлениям: и в чисто рекреационном (самые разнообразные виды парков, искусственные зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).

Но в начале – об отношении к традиционным ценностям на Западе. И здесь мы опять обращаемся к газетным артефактам, прежде всего. Достаточно полное представление об отношении к традиционным ценностям культуры на Западе дают материалы: Анатолий Козака 1, Светланы Поляковой 2, Светланы Семеновой 3.

Из первой статьи мы узнаем об организации театрально-концертной деятельности в английской провинции. Отсутствие постоянных актерских трупп в театрах малых городов Англии не сказывается негативным образом на уровне театрально-концертного обслуживания английской глубинки.

Сцена арендуется гастрольными коллективами, работающими на правах антрепризы. Техническое оснащение сценических площадок, включая и старые здания, управляется с помощью электроники. Для обслуживания спектаклей в качестве билетеров привлекаются так называемые волонтеры (на условиях почасовой оплаты). В современных концертных залах созданы необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями.

Во второй статье речь идет о театральной жизни Франции и специфике работы единственного в стране репертуарного театра «Комеди Франсез».

Особенность Франции в том, что во многих городах есть здания театров, которые принимают у себя готовый «продукт». А эти «продукты» гастролируют по Франции постоянно. Причем, в одном городе одновременно могут находиться несколько приезжих трупп, дающих поочередно спектакли на одной и той же сценической площадке.

Театр «Комеди Франсез» на государственном финансировании. Это позволяет, с одной стороны, делать его доступным для публики (цена билетов от 5 до 30 евро, при реальной стоимости билетов от 100 евро), кроме того, существует большое количество льготных тарифов – групповых, молодежных и т.п. С другой стороны, государственное финансирование позволяет установить актерам вполне приличную зарплату – от 2,5 до 8 тысяч евро в месяц. В «Комеди Франсез» работает особая категория актеров, которые носят звание «социетарий». Социетарием может стать только актер, проработавший в «Комеди Франсез» не менее года, и кандидатура которого утверждается министром культуры. Социетарии ведут свою историю со времен королевского театра, организованного еще Людовиком XIV. Членство в сообществе социетариев не только почетно. Сегодняшние социетарии, в частности, решают, кого из актеров принять в труппу, а кого отправить на пенсию. Кроме того, они являются акционерами и получают процент от доходов.

Руководитель «Комеди Франсез» Марсель Бозонне считает, что современная Франция нуждается в нескольких репертуарных театрах, но создание их, как следует из содержания беседы, зависит, конечно же, от государства.

В третьей статье речь идет о постановке в гамбургском Талия Театре спектакля «Будденброки» по одноименному роману Томаса Манна. Попутно в статье исследуется тенденция традиционных немецких театров обращаться к классической прозе, в т.ч. и русской. В репертуаре немецких театров имеются спектакли по романам «Обломов» И. Гончарова и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. По мнению режиссеров: «в наше время нет драматургов такого уровня, как Шекспир или Мольер, и поэтому лучше ставить классическую прозу, находя в ней связи с сегодняшним днем».

О бережном отношении к памятникам культуры на Западе дают представление статьи Евгения Францева 1, Аркадия Ваксберга 2, Екатерины Беляевой 3.

В другой статье Е. Беляевой «Противники стали и стекла. Скандал вокруг Музейного острова в Берлине» речь идет о споре, перешедшем в практическую плоскость: насколько допустимо «вторжение» в историческую часть города (архитектурного комплекса) сооружений нового типа (из стали и стекла). – См.: Культура. – 2007. – 31 мая.

Хотя не все так гладко в отношении к традиционным (культурным) ценностям на Западе, как может показаться на первый взгляд. Есть там и свои проблемы. Прежде всего, в постмодернистском подходе к постановке в театрах классических произведений. В данном же случае мы ограничимся только ссылкой на заметку Б. Зайцева «Яблоко раздора – британские театры. Культурный переворот в Великобритании», в которой речь идет о своеобразной культурной экспансии со стороны американской корпорации «Эс–эф–экс интетейнмент», владеющей империей культурных развлечений и спортивных зрелищ, и скупившей сразу 23 лучших театров Соединенного Королевства. Представители британского культурного мира обеспокоены последствиями этой сделки с корпорацией, которая известна тем, что сама подбирает репертуар, приносящий наибольшие доходы, и отдает предпочтение мюзиклам, которые и так уже празднуют победу в лондонских театрах, вытеснив традиционные английские драмы.

Не менее поучителен пример, связанный с судьбой дома Хемингуэя, (США), когда владельцы богатых особняков, расположенных неподалеку от мемориального объекта, попытались передвинуть его в другое место (дабы оградить себя от излишнего шума).

Очень интересен, по нашему мнению, опыт работы зарубежных музеев, выставочных залов и творческих центров. Здесь следует обратить внимание прежде всего на поиск новых форм работы – н азовем прежде всего такие акции, как «Ночь музеев» и «Весна музеев», проводимые ежегодно в ряде европейских стран (Австрия, Франция и др.), когда музеи открыты для бесплатного посещения, в т.ч. и в ночное (поздневечернее) время.

Другой пример: в лучшем музее Британии организуется выставка художников-любителей (можно себе представить чувства людей, удостоенных такой чести). О поиске новых способов привлечения внимания посетителей музеев к экспонатам основных коллекций говорится в статье К. Миловидовой «Наркотик новизны. Музеи США озаботились судьбой постоянных коллекций» // Культура. – 2005. – 8 дек. Выставленные по–новому и иначе освещенные экспонаты из постоянных коллекций способны привлечь к себе дополнительное внимание публики. Особо в статье рассматривается вопрос о критериях оценки работы американских музеев. По мнению музейных работников, акцент при оценке работы делается, к сожалению, на формальных показателях – количестве новых выставок и числе посетивших их людей, а не на качественных показателях (насколько посещение музея способствовало углубленному отношению к искусству и т.п.).

В другой статье этого же автора рассказывается об опыте организации экскурсий с использованием мобильных телефонов (См.: Катя Миловидова. Экскурсия по телефону. В США апробируются новые формы музейного обслуживания // Культура. – 2006. – 20 апреля).

О работе английских музеев со слабовидящими говорится в заметке И. Куракина. Слепота не помеха для искусства // Культура.

В качестве удачного опыта решения межнациональных отношений в той или иной стране можно назвать материалы К. Миловидовой 1 и А. Галеевой 2.

О своеобразных технологических приемах организации художественной выставки говорится в статье Григория Крюшина3. В качестве дополнения к 200 показанным произведениям художника (одна из самых полных по составу выставка) в залах галереи было представлено множество фотографий крупнейших его современников–фотографов, в т.ч. и изображения его моделей, и процесса работы мастера с ними в ателье. Предметом особой гордости организаторов выставки является фильм с дополнительной информацией о жизни и творчестве А. Матисса.

Интересна также информация об отношении к выставке местных жителей. Успех несомненный. Согласно прогнозам, за 4 месяца экспозицию должны были посетить не менее четверти миллиона любителей изобразительного искусства. Любопытны также сведения о мерах организационного характера, принятых учредителями выставки. Учитывая опыт двадцатилетней давности, когда в городе проходила первая выставка этого художника

– многочасовые очереди за билетами, организаторы проявили бόльшую заботу о публике. Специально ко дню открытия выставки был сооружен просторный кассовый павильон–коридор, пристроенный к основному зданию галереи. Были открыты 3 билетные кассы вместо существующей в дни обычных мероприятий… И очередь исчезла.

2 Галеева А. США. Новые музеи // Обсерватория культуры. – 2005. – №4. – С. 44–45. – (об открытии Национального музея американских индейцев – г. Вашингтон, и Национального центра свободы – г. Цинциннати (штат Огайо), одного из более 20 музеев, посвященных афро–американской истории, которые планируется создать в США).

Интересен опыт работы Центра Помпиду в Париже. Одна из его программ называется «Карт–бланш». Суть ее в следующем. Большой зал на целый сезон отдается одному человеку – знаковой фигуре в мире культуры, который получает возможность предоставить зрителям и слушателям все, что пожелает. Сезон 2006/ 2007 был отдан полностью американскому режиссеру Мартину Скорсезе. Помимо ретроспективных собственных фильмов Скорсезе с его комментариями и мастер–классом, в программу включены показы фильмов других авторов, оказавших особенно сильное влияние на мастера, а также фильмы его времени, когда–то очень популярные, а сегодня незаслуженно забытые. Благодаря инициативе Центра Помпиду и Мартина Скорсезе, эти фильмы могут посмотреть представители нового поколения любителей кино.

Заслуживает внимания информация о развитии детских театров в США. По мнению директора Центра Кеннеди, под эгидой которого в Вашингтоне открылся новый театр для детей, Майкла Кайзера, «взрослые театры мало подходят для осуществления детских и семейных программ, поэтому следует открывать специализированные сцены». Число такого рода некоммерческих театров (в США их предпочитают называть «театры для молодой аудитории») из года в год растет. Деньги на их содержание выделяют федеральные и штатные власти, а также благотворительные фонды.

Основные проблемы, которые испытывают сегодня театры для детей, как правило, творческого характера (нехватка специально написанных пьес, одинаково интересных и взрослым и детям).

И если родителей не удается увлечь представлением, то и в этом случае семейный поход в театр можно сделать достаточно комфортабельным.

Например, в театре Центра Кеннеди есть специальное отделение, куда усаживают самых шумных малышей. От остального зала они отделены звуконепроницаемой перегородкой. Отмеченные нами «крупицы» позитивного опыта зарубежных культурно–досуговых учреждений, безусловно, могут быть использованы в отечественной практике.

Информация же о детских театрах в США напоминает нам и о том, что в свое время (конец восьмидесятых – начало девяностых) мы поторопились с преобразованием некоторых российских театров юного зрителя во взрослые.

Появляются новые формы культурной жизни и в других областях.

В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спонсор и меценат новых видов искусства.

Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые посетило 57 млн. человек. Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемости кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.

Начиная с 1994 г. во Франции наблюдается рост посещаемости кинотеатров в летнее время. В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов.

Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие рекомендации даются европейскими специалистами по организации работы музеев и библиотек:

 музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения

 посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетитель больше запомнит

 музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть

 книги в библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге

 местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др

Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.

Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.

Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых – в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы:

I – традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе;

II – тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные, типа Диснейленда и т.п. Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации – тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные.

Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников.

Большое распространение в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться, как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей – имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны – под открытым небом, другая – под крышей и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: