Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне

Как уже отмечалось, в большинстве европейских стран основная поддержка культуры, а следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне.

Примерно также обстоит дело и в России. Хотя отличает нас здесь не столько характер этой работы, сколько ее уровень. Прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти за рубежом позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения. Именно работа по месту жительства составляет основную часть досугово-рекреационной деятельности на Западе. И здесь много общего между разными странами, включая и Россию. Это касается как функционирования различного рода культурно-досуговых центров на местах, так и проведения различного рода культурных акций (фестивалей, выставок, концертов и т.п.).

Практически каждый житель того или иного населенного пункта в Европе, США и Канаде имеет возможность пользоваться услугами местных учреждений культуры, принимать участие в проводимых мероприятиях. При этом большинство услуг оказывается, как правило, бесплатно. Основная часть учреждений культуры на местах и проводимых ими мероприятий финансируется за счет средств, выделяемых местными бюджетами.

До недавнего времени в силу идеологических стереотипов в нашей стране бытовало мнение о том, что все услуги в культурно-досуговой сфере Запада оказываются только на платной основе. Так, во время лекции Хенка Меркельбаха, одного из тогдашних членов совета по организации работы культурного центра в г. Друнене (Голландия), студентами и преподавателями нашего университета было задано много вопросов, касающихся организационной и финансовой деятельности центра. Среди них были и такие: каковы

доходы центра, какова зарплата членов совета по организации его работы, что свидетельствовало о слабом представлении присутствовавших на лекции о характере культурной политики на Западе в целом и организации рекреационно-досуговой работы на уровне муниципалитетов. Для большинства присутствующих откровением явился тот факт, что культурные услуги для посетителей центра оказываются бесплатно, а члены совета работают на общественных началах. Нам казалось, что бесплатные услуги в сфере культуры

- это достижение только стран социализма, а на Западе господствует буржуазный принцип: «Деньги делают деньги».

Многие решения ЮНЕСКО в области культурной политики, по существу, нам были не известны или рассматривались, как пропагандистские акции. Так, на заседании в Монако (декабрь 1967 г.) была сформулирована цель, которой должны следовать все государства в организации своей культурной политики: «Задача… состоит в том, чтобы все люди имели доступ к культурной жизни и активно в ней участвовали». Большинство развитых стран Запада следуют этой цели. И во многом преуспели здесь.

Бесплатное предоставление услуг в сфере культуры на местном уровне - одно из достижений социальной политики стран Запада. Фактически каждый гражданин имеет сегодня равные возможности в использовании основных средств культуры. Особенно это видно при проведении различного рода праздников на региональном или муниципальном уровне, когда практически все жители города или района, будь то взрослые или дети, здоровые или люди с ограниченными возможностями, могут появиться на улице и принять участие в торжествах.

Конечно, за дополнительные услуги в сфере досуга нужно платить. И здесь многое зависит от материальных возможностей индивида. Но и того, что предоставляется на местном уровне, достаточно для нормальной жизнедеятельности.

Как уже говорилось, в организации культурно-досуговой работы по месту жительства, как на Западе, так и в России много общего. Это касается и форм организации досуга, и характеристики учреждений культурно-досуговой сферы. Например, немало общего в деятельности муниципальных культурно-досуговых центров на Западе и бывших городских дворцов и домов культуры в России (сегодня дворцы и дома культуры, как правило, именуются центрами).

Вот некоторые сведения о культурном центре в г. Друнене (Голландия).

Центр существует более 15 лет. Он был создан по инициативе жителей этого маленького городка на юге Голландии. Инициативная группа создала бюро, состоящее из 6-7 человек, которые являются основными организаторами работы центра. На спонсорские начальные средства были отреставрированы заброшенные ветхие здания. Затем – открыты 7 ресторанов, которые через 2 года покрыли расходы и стали приносить постоянный доход. Часть денег из этого дохода расходуется на культурную деятельность. В центре работает несколько художественных коллективов: изобразительного искусства, театральный, хореографический, хоровой, художественного моделирования одежды и др.

Существует несколько детских коллективов: музыки, лепки, танцев и др. Некоторые коллективы платные.

Культурный центр располагает большим зрительным залом на 600 мест, оснащенным техническими средствами. На сцене этого зала проходят концерты приглашаемых артистов, показы любительских спектаклей, выступают художественные коллективы. Гордостью центра является хореографический зал с отличным специальным полом и круговыми зеркалами. За каждым коллективом закреплено постоянное помещение. В этих помещениях - выставки, отображающие творческую жизнь объединений. Специальная работа проводится в центре с пожилыми людьми (имеются помещения, где пожилые люди могут общаться за чашкой кофе или чая).

Культурный центр проводит праздники и на улицах города. В них принимают участие почти все жители Друнена.

Молодежь - частые гости в ресторанах и барах. Регулярно устраиваются дискотеки.

Только две должности оплачиваются центром: директора и его заместителя. Руководители коллективов оплачиваются, как правило, членами любительских объединений.

Таковы краткие сведения о работе культурного центра небольшого города в Голландии.

В Приложении №1-6 даются сведения о крупном культурном центре г. Свонси (Англия).

Предлагаем студентам самим сопоставить деятельность этих центров досуга, попытаться выявить, что у них общего и что их отличает. Аналогичное сопоставление можно сделать и на примере отечественных культурно-досуговых учреждений.

§5. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»

Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогичной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во многом является новым видом деятельности для российской действительности.

Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же инвалидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В данном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке куль-

турно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключа-

ется в понимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их

как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заведениях.

На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значительной мере на

практике, инвалиды – та категория, которая имеет доступ к основным куль-

турным ценностям, что и здоровые люди.

Открытость работы со всеми категориями населе ния – еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравственных чувств индивида и окружающих.

В голландском парке «Эфтелинг» в один из дней недели к парку подъезжают комфортабельные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами-олигофренами. В течение нескольких часов «дауны», как в просторечии называют представителей этой

болезни, в сопровождении медперсонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблюдают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватывает дух: «Голландская лодка», «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» публику.

Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...

Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зарубежном опыте.

Социальная защищенность инвалидов уже длительное время является предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 г.), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их человеческого достоинства; одинаковые с остальным населением гражданские и политические права; право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга.

В 1981 году был проведен Международный год инвалидов, а в 1983-1992 гг. – десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резонанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 г. ООН приняла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам.

Ее цель – стимулировать эффективные меры по предупреждению инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного участия инвалидов во всех сферах общественной жизни.

В 1993 г. ООН приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Одним из основных документов, на которые опираются правила, является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Являясь членами общества, инвалиды имеют право на поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Имеют они и право доступа к информации. Так, информационное равноправие инвалидов по зрению означает доступ каждого из них к информации и материалам, в которых они нуждаются на тех же (или, по возможности, приближенных) условиях, что и для нормально видящих.

Очень верно, на наш взгляд, замечание Г.П. Диянской о том, что «мы видим инвалидность, символизированную белой тростью, слуховым аппаратом, креслом-коляской, но сколь часто мы не видим человека. Что нужно, так это сосредоточиться на способности, а не на неспособности, не на инвалидности инвалида».

Поскольку работа библиотек с инвалидами специально изучается на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры, мы оставляем этот вопрос за рамками данного пособия. А интересующихся этим вопросом особо отправляем к монографии Г.П. Диянской «Библиотеки для слепых за

В данном же параграфе рассмотрим малоизвестный российскому читателю опыт работы с инвалидами зарубежных музеев, свидетельствующий об общих методологических подходах в организации культурно-досуговой работы с инвалидами в передовых странах. При изложении этого вопроса мы опираемся на материалы, помещенные в научно-информационном сборнике «Культура в современном мире» (Вып.1. М., 1996. С.58-68).

В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с ограниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Великобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает проблему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящихся в музеях. Общее число инвалидов в Великобритании насчитывает 6 млн. чел. (или каждый десятый). 2 % пользуются колясками. 1 млн. англичан могут быть зарегистрированы как слепые или слабовидящие, т.е. имеющие затруднения для контакта с произведениями изобразительного искусства.

Музеи, не приспособленные для приема такой большой и достаточно разнородной публики, лишают и себя возможности привлечения дополнительной аудитории, и самих инвалидов доступа к художественным ценностям.

Из того, что могут и представляют западные музеи людям с особыми нуждами, специалисты выделяют:

Общие услуги для людей с различными физическими и умственными отклонениями:

- доступные брошюры и другого рода информация;

- персонал, специально обученный для помощи людям с различными недугами;

- четко и ясно написанные объявления и указатели.

Услуги для глухих и слабовидящих:

- экскурсии на языке знаков и жестов;

- распечатанные тексты магнитофонных экскурсий;

- персонал, обученный языку жестов и алфавиту глухонемых;

- световая сигнализация;

- знаковая символика (на билетах, музыкальных проспектах), обозначающая готовность музея принять аудиторию глухих;

- доступ в музей обученных собак;

- вода для этих собак.

Услуги для людей с повреждениями зрения:

- экскурсии для слепых (с использованием осязаемых предметов, открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок);

- допуска собаки-поводыря в музей;

- вода для собаки-поводыря;

- гид-кассета;

- перчатки (если это необходимо для проведения экскурсии «на ощупь»);

- мастерские;

- информация на шрифте Брайля;

- информация крупным шрифтом;

- разборчивые надписи;

- хорошее освещение.

Услуги для людей с ограничениями в движении:

- трапы с регулировкой наклона около всех лестниц;

- пассажирские лифты (не грузовые);

- доступные для людей с колясками туалетные комнаты;

- дверные ручки, столики с информацией и общественные телефоны, находящиеся на высоте, которая подходит для людей в колясках;

- достаточно широкие дверные проемы;

- коляски, предлагаемые для использования в музее;

- стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для пользования во время экскурсий и для отдыха;

- карты маршрутов, обозначающих места для отдыха, места нахождения трапов и число ступенек на лестнице;

- места для проведения общих занятий с показом на них принесенных экспонатов.

Услуги для людей с умственными отклонениями:

- специально подготовленные кассетные экскурсии;

- крупный шрифт четких указателей и надписей.

Из того, что перечислено выше, многое недоступно российским музейным работникам. В то же время на Западе ставятся задачи по совершенствованию этой работы. Так, многие музеи Великобритании налаживают связи с местными инвалидными обществами. В США типичным стало создание консультативных советов, состоящих из членов организаций инвалидов – потенциальных посетителей музеев.

Одна из немаловажных задач – специальная подготовка персонала для работы с «особыми» посетителями, предлагающая полное понимание проблем людей с ограниченными возможностями, внимательное и заботливое отношение к ним не как к инвалидам, а как к личностям.

Музей современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке по составлению и воплощению в жизнь программ посетителей-инвалидов. Еще в 1944 году МОМА в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил одну из первых в США лечебных программ арт-терапии. К 1972 году была подготовлена и введена новая программа «экскурсия на ощупь». Социально обученный персонал помогал посетителям с поврежденным зрением оценить собрания скульптур из постоянной музейной коллекции.

Особое направление – художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, их художественно-творческая реабилитация. В Англии в этом направлении специализируются художники, имеющие подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов (ВААТ). Члены общества слепых художников собираются вместе, рисуют, посещают художественные выставки и различные мероприятия.

А вот информация о гастролировавшей весной 2001г. В Москве и Волгограде английской труппы CanDoCo. Труппа состоит из бывших профессиональных танцоров, в силу различных обстоятельств ставших инвалидами-колясочниками. Кроме великолепного концерта, данного на сцене РАМТа (молодежного театра), англичане поставили в Волгограде спектакль с российскими инвалидами – непрофессиональными танцорами.

Приведенные примеры дают представление как о характере работы с инвалидами за рубежом, так и об уровне ее организации. Добавим еще, что достижения научно-технического прогресса в последние годы резко увеличивают возможности приобщения инвалидов к достижениям культуры. Речь идет об использовании различного рода компьютеров, аудио- и видео- проекторов и другой техники, позволяющей людям с самыми тяжелыми формами заболеваний организовать досуг, не выходя за пределы своего жилища.

Среди групп людей, находящихся в специфических условиях использования свободного времени, выделяется также категория престарелых. Как правило, их доходы при выходе на пенсию резко снижаются, физические и духовные силы падают, а свободного времени становится больше.

По свидетельству английской соцстатистики, лишь 5% людей в возрасте 65 лет и старше посещают кино, 15% - ходят в клуб. Не более 15% престарелых имеют автомашину, и лишь 40% - проводят отдых вне дома.

Особое место в досуговых предпочтениях людей «третьего возраста» занимает просмотр телепередач, а в последние годы – просмотр различного рода видеопрограмм, а также компьютерные игры.

Учитывая образ жизни значительной части пенсионеров, как на Западе, так и в России, большое внимание уделяется работе по месту жительства, оборудованию досугового пространства рядом с жильем.

В то же время в последние годы наблюдается рост активности самих пенсионеров, которые отказываются воспринимать старость как пассивное ожидание смерти в своей спальне. Опросы показывают, что 95% французских пенсионеров считают, что умеют распоряжаться свободным временем вопреки нехватке материальных средств.

При поддержке местных органов власти на Западе повсеместно создается значительное число клубов для пожилых людей, цель которых – расширение возможностей общения по интересам. Здесь каждый может заняться спортом, рукоделием, ремеслом, художественным творчеством, пообщаться в кругу сверстников и единомышленников.

Одним из проявлений активного отношения к жизни пожилых людей является рост числа университетов для людей пенсионного возраста. Во Франции их насчитывается около 60. Высшее образование, получаемое людьми «третьего возраста», свидетельствует о важности этого нового социокультурного феномена – потребности пожилых людей в повышении своего интеллектуального уровня. Раньше это связывалось, прежде всего, с молодостью, а также с более практическими вещами – борьбой со скукой и борьбой за социальный престиж.

Самосовершенствование посредством образования, утратив момент профессиональной или школьной необходимости, превращается у пожилых людей в удовольствие.

Особое распространение среди пожилых получают занятия спортом, позволяющие поддерживать форму, сохранять здоровье, сопротивляться старению, больше общаться со сверстниками. Среди занятий спортом большой популярностью пользуются пешие прогулки и занятия общей физической подготовкой в клубах для людей «третьего возраста». Согласно французской статистике, в возрасте 60 лет различными видами спорта занимаются 37% пенсионеров, в возрасте старше 70 лет - 26%.

Несмотря на материальные проблемы через посредничество профсоюзов по месту прежней работы, а также с помощью клубов по интересам, организующих как краткосрочные, так и долгосрочные поездки-путешествия, люди пожилого возраста получают возможность для путешествий. Если, например, 56-57% французских трудящихся ежегодно используют отдых для путешествий, то среди вышедших на пенсию 25-50% путешествуют больше, чем раньше.

Важной рекреационной проблемой является организация досуга в парках, где люди пожилого возраста составляют одну из самых многочисленных групп посетителей. Для решения этой проблемы необходимо наличие не только соответствующих программ, но и квалифицированных руководителей.

Многие специалисты считают, что пожилых людей можно привлекать к работе в парках на неполный день (4 часа). Как правило, они выполняют обязанности садовников и парковых служащих. Это дает пенсионерам не только дополнительный источник дохода, но и, как они сами считают, работа улучшает их самочувствие, повышает моральный тонус, дает возможность общаться со сверстниками.

Несмотря на определенные сдвиги в организации досуга пожилых людей в этой сфере, считают зарубежные специалисты, продолжает существовать проблема возрастной дискриминации. Специалисты приходят к выводу о необходимости создания комплексных специализированных программ развития досуга для пожилых людей с учетом уже накопленного в этой области международного опыта. Интересные сведения о социально-досуговой терапии для пожилых приводятся в Приложении № 1-8.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об общих проблемах в организации досуга пожилых людей, как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя, как уже не раз подчеркивалось, возможности далеко не одинаковые. Достаточно только сопоставить данные об участии в турпоездках отечественных и иностранных лиц пожилого возраста. Сопоставление явно не в нашу пользу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: