1. Свобода выбора занятий (ограничена объективными возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуговых ценностей). Основным признаком досуга во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого общежития. «Это свобода не от других, а для других» (Дж.Келли). И в этой среде досуг выступает как творчество.
2. Возможность располагать временем, свободным от необходимой деятельности.
3. Самодостаточность, самоценность свободного времяпрепровождения, процессуальный характер деятельности, ощущаемый индивидуумом как цель и основная ценность.
4. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.
5. Поиск удовольствий, разнообразия.
6. Определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека.
7. Вознаграждение как победа над конкурентом и собственным «Я» и др.
Интегративной характеристикой досуговой деятельности, в отличие от необходимых трудовых и учебных занятий, является культурная составляющая, направленная на развитие личности. В ней диалектически содержатся все остальные признаки.