Это ясно само по себе, потому что не понятно, как может стоять на месте или пятиться раком живая сила природы, если только вражеская мощь не берет над нею верх и не толкает ее назад. Природа творила как орган божественного всемогущества, как обращенная в действие вечная идея, замысел творения; природа была деятельной, и силы ее умно-
жались. И когда она сбивалась с пути, то сами отклонения возвращали ее на верный путь, потому что у высшего блага довольно средств для того, чтобы повести к цели рикошетирующую пулю и, прежде чем она упадет на землю, дать ей новый толчок вперед и пробудить в ней новые силы. Однако пусть метафизика останется в стороне, а мы присмотримся к аналогии, царящей в природе.
В природе ничто не стоит на месте, все стремится вперед, все идет вперед. Если бы мы могли видеть, как в первый период творения одно царство природы надстраивается над другим, — какая прогрессия устремленных вперед сил явилась бы во всяком развитии! Почему кости животных и человека содержат известь? Потому что известь была одним из последних переходов, совершавшихся более примитивными земными образованиями, и по своему внутреннему строению уже годилась для того, чтобы служить скелетом живого организма. Так и все прочие составные части нашего тела.
|
|
Когда врата творения были закрыты, те органические формы, которые были выбраны, оказались как бы различными путями и проходами, по которым и через которые могли впредь идти низшие силы, развиваясь и совершая свое восхождение в пределах природного мира. Новых органических творений уже не создавалось, а низшие силы странствуют по существующим, преобразуются в них, и органический мир ведет их ко все более высокому развитию и строю.
Первым на свет выходит растение, под лучами солнца оно является, словно государь подземного царства. Из чего состоит растение? Из соли, жира, железа, серы и всех тех тонких сил, которые сумел очистить и перегнать для растения подземный мир. Но как же усвоило растение все эти частицы? Оно усвоило их благодаря внутренне присущей ему органической силе, при посредстве стихий. А что же делает растение с частицами веществ? Оно притягивает их к себе, перерабатывает их в свое существо и еще более очищает. И ядовитые, и целебные растения просто переводят частицы грубые в более тонкие; все искусство растения — в том, чтобы низшему придавать высшее строение.
Над растением — животное, питающееся его соками. Один-единственный слон — могила миллионов растений, но только могила — живая, деятельная, она растения превращает в части животного тела; низшие силы переходят в более тонкие формы жизни. Так дело обстоит и с плотоядными животными; природа ускорила тут переходы, словно страшась умереть медленной смертью. Она сократила пути метаморфозы, процесс превращения в высшие жизненные формы ускорился. Среди всех животных творение, наделенное самыми тонкими органами, — человек, убивающий больше других. Он почти все может перевоплощать в свою органическую природу, если только живое существо не слишком далеко отстоит от него.
|
|
Почему же творец так устроил царства жизни, что на первый взгляд тут господствует разрушение? Быть может, враждебные силы тоже участвовали в творении и оттого получилось так, что один род живых существ сделался добычей для другого? Или творец был бессилен и не умел сохра-
нить своих детей иными средствами? Отбросьте внешнюю оболочку, и в творении не будет смерти — всякое разрушение есть переход к высшей жизни, и переход такой происходит как установил мудрый отец, в те сроки и с тем разнообразием, какие только допускают цель сохранения живых родов и цели существ, что должны насладиться своей плотской оболочкой и всесторонне проявить ее. Насильственными смертями творец предотвратил медленное умирание и позволил зародышу цветущих сил развиваться в более сложных органах. Рост живого творения — ведь это не что иное как беспрестанное усилие живого существа, трудящегося ради соединения со своим естеством различных органических сил! Для этого существуют возрасты, которые переживает живое создание, а как только оно перестает присоединять к себе органические силы, жизнь его клонится к закату н существо погибает. И природа отставляет в сторону машину, сочтя, что та не пригодна уже для ее целей — для здоровой ассимиляции вещества, для неустанной его переработки.
В чем состоит искусство врачевания, если не п том, чтобы служить природе и в нужный момент приходить на помощь бессчетным трудящимся силам нашего органического строения? Искусство врачевания возмещает утраченные силы, придает бодрость утомленным, ослабляет воспреобладавшие и укрощает неумеренные — но как? Так, что оно доставляет организму те или иные силы из низших царств природы и помогает ему ассимилировать нх.
О том же самом говорит нам зачатие н рождение живых существ; как бы глубоко ни была спрятана тайна зачатия, но одно ясно: органические силы творения расцвели в живом существе, достигли наивысшей действенности, а теперь стремятся породить новые образования. Поскольку у всякого организма есть способность к ассимиляции низших сил. то есть у него способность и размножаться, когда, насыщенный ассимилированными силами, он во цвете лет стремится дать миру отпечаток своей сущности, всех действующих в нем сил.
Так лестница постепенного развития, утончения, проходит через всю низшую природу, а что же делать, когда доходит она до самых благородных и могучих созданий природы? Может быть, остановиться или повернуть назад? Питание, в каком нуждалось животное, состояло в растительных силах, которые должны были влить жизнь в растительные ткани его тела; сок мышц и нервов уже не служит пищей ни для какого существа на Земле. Даже и кровь утоляет только жажду хищников, а племена, гонимые пристрастием или нуждой, проявляют звериные наклонности, когда в своей жестокости решают испробовать ту живую пищу, какой питается зверь. Получается, что царство мыслей и реакций, как это и требует его природа, лишено здесь видимого продолжения и перехода. а культура народов положила первым законом человеческого чувства не есть мяса вместе с кровью, в которой — душа животного3. Очевидно, что все эти силы — соки, кровь — духовного свойства, а поэтому вполне можно было бы обойтись без ненужных гипотез о нервном соке для как о доступном осязанию передатчике ощущении. Нервный сок, если только он
|
|
есть, служит здоровью нервов и мозга; не будь сока, и они превратились бы в бесполезные вервия и сосуды; итак, сок нервов идет на пользу плоти, а действие души, какими бы телесными органами душа ни пользовалась, во всех ощущениях и силах всегда духовно.
Но куда же отправляются те духовные силы, которые недоступны человеческим чувствам? Природа поступила мудро и скрыла это от нас за покрывалом, она не позволяет нам бросить взгляд в духовное царство превращений и переходов, и у нас нет чувств, чтобы видеть их; быть может, такой взгляд и нельзя совместить с нашим земным существованием и с теми чувственными ощущениями, во власти которых мы все же пребываем. Вот почему природа показала нам лишь переходы от низших царств к высшим, в царстве высших существ — только восходящие формы; а тысячи незримых путей перехода она оставила для самой себя, и царством нерожденных стала великая Hyle4 или Аид, куда не проникает человеческий взор5. Правда, такой гибели сил противоречит определенность формы, которой всегда верна всякая порода животных и в которой не переменяется ни одна косточка; но причина этой неизменности тоже пс нятна: всякому существу органический строй придают только существа его породы, только так и может быть. А строгая и все упорядочивающая мать-природа совершенно точно установила, какими путями должна достигнуть своего явного действия та или другая органическая сила, господствующая или подчиненная, и потому ничто не может ускользнуть от форм, раз и навсегда установленных природой. Так, в царстве людей царит величайшее многообразие склонностей и задатков; нередко мы поражаемся им, видим в них нечто чудесное или противоестественное, но мы не понимаем их. А поскольку и эти склонности и задатки не лишены своих органических оснований, то возможно, — если только допустимо строить предположения относительно этой скрытой мраком мастерской, в которой природа выковывает свои формы, — рассматривать человеческий род как великое слияние низших органических сил, которые должны достигнуть в облике человеческом гуманной культуры.
|
|
Но что же дальше? Человек был на Земле образом бога, наделен был самым сложным и тонким органическим строением, какое только может быть на Земле, — так что же, теперь идти ему назад и превращаться в камень, в растение, в слона? Или колесо творения остановилось и уже не приводит в движение других колес? Последнее немыслимо, потому что в царстве верховного блага и мудрости все связано между собой и сила воздействует на силу во всеобщей взаимосвязанности целого. Бросим же взгляд назад и посмотрим, как позади нас все постепенно созревает, подготавливая человеческий облик, и как в нас самих обретаются лишь самые первые задатки и бутоны будущего человеческого предназначения, для которого целенаправленно воспитывает нас творец; если все это так, то или вся целенаправленность, вся взаимосвязь природы — просто сон, или же и человек тоже идет вперед (какими путями — вопрос другой). Давайте же посмотрим, как укажет нам этот путь вперед вся в целом природа человека?