Северные районы характеризуются слабо развитой дорожной сетью, отсутствием лесов, малонаселенностью, мощным слоем вечной мерзлоты, низкими температурами зимой, глубоким снежным покровом, сильными снегопадами и полярной ночью, летом — переувлажнением и заболоченностью почвы, бездорожьем, большим количеством комаров, гнуса и других насекомых, продолжительным полярным днем.
Оборона объекта (рубежа) в северных условиях основывается на удержании дорог, прилегающих к ним высот на вероятных направлениях наступления противника. Оборона строится отдельными ротными и взводными опорными пунктами, подготовленными к круговой обороне. Размеры батальонного района обороны, ротных и взводных опорных пунктов и промежутки между ними могут быть значительно большими, чем в обычных условиях.
При организации системы огня особое внимание уделяется возможности поражения противника фланговым и перекрестным огнем, уничтожению танков, БТР, САУ, БМП огнем оружия всех видов на предельных дальностях, прикрытию огнем флангов и промежутков между опорными пунктами.
|
|
Разведка организуется и ведется на большую глубину, чем в обычных условиях. На труднодоступных для действий боевых машин направлениях разведка ведется зимой на лыжах.
При указании подразделениям направлений выхода в опорные пункты, на огневые рубежи и рубежи перехода в контратаку используется навигационная аппаратура боевых машин, в то время как магнитные приборы используются реже из-за магнитных бурь. Магнитные бури оказывают сильное влияние на радиосвязь, поэтому она должна дублироваться другими средствами связи.
Отсутствие ярко выраженных местных предметов вынуждает создавать искусственные ориентиры. При проведении инженерного оборудования командир подразделения должен предусмотреть создание утепленных укрытий для личного состава и принять меры против обморожений.
Вечная мерзлота и высокий уровень грунтовых вод летом вынуждают подразделения оборудовать оборонительные сооружения насыпного и полунасыпного типа, а зимой возводить их из снега и льда.
Перед передним краем устраиваются минно-взрывные заграждения, заграждения из валунов; дороги и доступные для действий противника направления минируются.
Для обеспечения безотказной работы оружия командир обязан принять меры к обеспечению подразделения необходимой смазкой; боевые машины и автотранспорт обеспечиваются утеплительными капотами и антифризом.
При сильных снегопадах подразделения принимают меры по расчистке оборонительных сооружений, входов в укрытия и убежища. По окончании сильных снегопадов минно-взрывные заграждения могут устанавливаться заново.
|
|
В метель, сильный снегопад, в полярную ночь направления (маршруты) движения патрулей, смен дежурных огневых средств и наблюдателей, вынесенных за границы опорных пунктов, могут обозначаться натянутыми веревками (стропами).
Почвенный слой очень тонок и летом легко разрушается при движении боевых машин; колеи заполняются водой и хорошо видны с воздуха. Для маскировки опорных пунктов и огневых позиций боевых машин необходимо ограничивать движение гусеничной техники по целине; колею боевой машины не следует обрывать на огневой позиции. Более целесообразно протянуть колею вперед на 200—300 м и задним ходом вернуться на огневую позицию, после чего замаскировать боевую машину.
Зимой личный состав должен быть обеспечен средствами от обморожения, а летом мазями и сетками, предохраняющими от гнуса, комаров и прочих насекомых.