В мире существует более 200 стран, каждая из которых обладает некоей моделью экономики. Но уровень экономического развития, темпы развития, уровень жизни в этих странах разные. К наиболее развитой группе стран относятся т.н. страны «большой семерки». В них производится подавляющая часть мирового валового продукта. Все эти страны базируются на рыночной модели развития. Но, даже говоря об этих странах, следует отметить, что модели рыночной экономики в них разные.
Если общим критерием для рыночных систем является рынок с колебанием спроса, предложения и цен, превращенный в двигатель производства, почему одна рыночная система развивается быстрее, а другая медленнее.
Уже не подвергается сомнению положение о том, что большое влияние на уровень экономического развития оказывают институциональные факторы (государство, наличие различных форм собственности, традиции, менталитет и т.п.). Но самым, пожалуй, важным является такой фактор как роль и место государства в экономической системе.
|
|
Отношения государства и рыночной экономики определяются, как правило, с помощью рамок задаваемых Конституцией государства. Остающееся экономическое пространство используется политикой (экономической, включая и социальную). Именно этот сегмент и развивает отношения между государством и экономикой, характерные для конкретной экономической системы и обусловливающие ее развитие.
На сегодняшний день самой экономически мощной державой являются США. Модель экономики характерная для этой страны может быть охарактеризована как либеральная или конституционно-классическая. Это означает, что данная модель создана по классическим лекалам экономического и политического либерализма и законодательно закреплена в Конституции, принятой в ХVIII веке.
Анализ социально-экономического развития США за последние примерно сто лет позволяют выделить три важные характеристики американской экономики: рост валового национального продукта (ВНП) в целом и на душу населения; динамика структуры рабочей силы и - возросшее вмешательство государства в экономику.
Среднегодовые темпы его роста были более 3 %. До 1930 г. -- примерно 3,5 %, после 1949 г. -- 3,6 %. По мнению американского профессора Л.Рейнольдса, ВНП на душу населения начал расти в США по меньшей мере с 1830 г.
При этом следует помнить, что такие темпы развития были характерны для страны классического капитализма и рыночной системы, не с точки зрения становления рыночной системы, а с точки зрения привнесения в экономику эмигрантами из Старого Света и, прежде всего, из Англии парадигмы рынка в чистом виде в поведении и психологии. В частности, отмечая буржуазное происхождение США, Ф. Энгельс подчеркивал, что они основаны мелкими буржуа и крестьянами, бежавшими от европейского феодализма с целью учредить чисто буржуазное общество.
|
|
Отцы американской демократии - Т.Джефферсон, Б.Франклин, Дж.Мэдисон, Дж.Адамс - прагматики с огромным опытом и знанием делового человека, американского характера эмигранта, его психологии. Они желали "достигнуть высокого уровня развития и свободы для каждого гражданина с помощью общественных институтов, задуманных ими", совершенно четко осознавая свойства человеческого характера и не имея ни малейшего желания строить свою систему, используя некоего фантастического, придуманного человека. "Если бы люди были ангелами, - писал Дж. Мэдисон, - в правительстве не было бы необходимости"
Важная черта современной американской экономики - возросшее вмешательство в нее государства. Можно выделить четыре главных направления вмешательства.
Первое - обеспечение общественных услуг путем найма рабочей силы и покупки материалов и оборудования и т.п. в частном секторе: около 80 % продукции реализуется через частный сектор и более 20 % -- это так называемые правительственные закупки продукции, которые производятся для граждан и финансируются из налоговых поступлений. Закупки такой продукции финансируются из бюджетов разных уровней. Они обеспечивают народное образование, полицию, пожарную охрану, различные городские услуги, содержание мостов, дорог и т.д., поддерживание национальной обороны.
Второе направление - перераспределение дохода через налоговую систему и систему трансферных платежей (transfer payment).
Третье - вмешательство в частный рынок либо для обеспечения конкуренции, либо для ограничения ее разрушающих сил.
Четвертое - макроэкономическое регулирование денежно- кредитной сферы через Федеральную Резервную Систему.
Второе направление вмешательства государства - влияние на распределение и перераспределение личных доходов. Распределительный эффект выражен в трансферных платежах (пенсии пожилым людям, пособия многодетным и др.). Они идут полностью людям с малой "потребительской корзиной". Доля трансферных платежей в ВВП увеличивалась от 1 % в 1929 г. до 6 % в 1950 г., составила почти 15 % в 1983 г. и 16,44 % в 1990 г. Сегодня они составляют более 20%.Следует отметить, что доля их в США меньше, чем в Западной Европе, но больше, чем в Японии.
Что касается распределения других доходов (от труда и от собственности), то картина здесь следующая: 4/5 всех рыночно определяемых доходов составляют трудовые.
Рыночная система США позволила создать простор для быстрого развития рыночной экономики по классическим образцам Западной Европы, начиная с конца ХVIII века. Экономическая свобода в рамках права дала возможность быстро формировать и развивать рыночные институты, обеспечить значительный рост ВНП и на этой основе высокий уровень удовлетворения потребностей. Если в Западной Европе этот процесс занял, по меньшей мере, 800 лет, то в США - только 200 лет.
Политическая демократия явилась не просто целью, а средством обеспечения свободы, в том числе и экономической, ибо, раскрепостив движущие силы общества, его творческий и производственный потенциал (бизнесменов, ученых, финансистов), она с помощью общественных институтов, гарантировавших достижение прав каждого человека, позволила получить динамично развивающуюся экономику в рамках конституции и права.
Швеция в 1860 -1960 гг. дала самые высокие темпы роста ВНП на душу населения в мире: в среднем около 3 % в год. В 70-е гг. ХХ в. она занимала первое место в Западной Европе по объёму продукции на душу населения. Такого положения Швеция добилась в результате развития перераспределительной системы. Налоги в 70 – 90-хх гг. имели тенденцию к росту: 1971 - 40,2 % в ВВП; 1985 -- 50,1; 1989 -- 55,8 %.Сегодня – чуть больше 50%.
|
|
Рост налогов обусловлен, прежде всего, тем, что с 50-х гг. социал-демократами был взят курс на создание "функционального социализма". Намечена была не только цель - повышение благосостояние народа, но и средства ее достижения и источники финансирования - налоги, перераспределяемые через политические решения социал-демократического правительства.В условиях относительно благоприятной для шведской конъюнктуры сложилось своеобразное "разделение труда": социал-демократическое правительство отлаживало механизм перераспределения, развивало систему социального обеспечения, а предпринимателям оставило производство, экономику.
В Швеции теоретической основой экономической деятельности государства являлся и является "неокласссический синтез", прагматически соединяющий кейнсианские и неолиберальные теоретические концепции. Главная идея - необходимость государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства. На протяжении десятилетий социал-демократы Швеции проводили прагматический курс "дагенсполитик" - "политики дня". Превосходная конъюнктура позволила правительству социал-демократов добиться повышения жизненного стандарта основной массы населения без особого ущерба для предпринимательства, но это в благоприятные годы. В 70-е гг., когда экономическое положение страны ухудшилось, государственный сектор, государственные расходы легли тяжелым бременем на экономику. Начиная с 1970 г. численность занятых в государственном секторе ежегодно увеличивалась на 2 %, что требовало увеличения бюджетных расходов, а следовательно и роста налогов, который переставал стимулировать производство.
Сегодня шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80 - 90-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство. Все это в совокупности и позволило создать своеобразную шведскую модель социально ориентированной рыночной экономики.
|
|
Китайская модель. Китайская, точнее, восточноазиатская, модель развития обладает неотразимой привлекательностью для всех развивающихся стран, ибо только она обеспечила беспрецедентный, не имеющий аналогов в мировой экономической истории рост. Китаю (а раньше другим странам Восточной Азии, основанным на китайской культуре, – Японии, Корее, Тайваню, странам Юго-Восточной Азии) удалось в послевоенный период поднять темпы роста до 7–10% и поддерживать их в течение нескольких десятилетий. В итоге Восточная Азия во второй половине ХХ в. стала единственным крупным регионом, которому удалось сократить разрыв в уровнях экономического развития с Западом.
В 1993 г. Всемирный банк опубликовал исследование «Восточноазиатское чудо: экономический рост и правительственная политика», в котором проанализировал факторы стремительного экономического роста в 1965–90 гг. восьми восточноазиатских стран – Гонконга, Индонезии, Малайзии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Японии. Выводы оказались неоднозначными. Все экономисты признали в качестве составляющих успеха политику, направленную на создание стабильной макроэкономической среды (низкая инфляция), стимулирование сбережений и государственных вложений в образование и инфраструктуру, привлечение иностранных инвестиций, поддержку надежной банковской системы. Но важную роль играет также правильное проведение промышленной политики.
Первое требование к успешной промышленной политике состоит в том, что она должна быть экспортно-ориентированной. Таможенная или прочая защита отечественных производителей обязательно должна дополняться поощрением экспорта, тогда это и называется экспортно-ориентированной промышленной политикой. А без поощрения экспорта протекционизм ведет только к импортозамещению.
Способов поддержки экспорта много, но главным инструментом является занижение валютного курса через накопление валютных резервов Центробанком: когда последний закупает валюту в размерах, превышающих предложение участников рынка, то есть создает избыточный спрос на валюту, курс национальной денежной единицы понижается. Однако простого поощрения экспорта недостаточно.
Недавние исследования показывают, что поощрение сложного наукоемкого экспорта выгодно с чисто экономической точки зрения. И не потому, что ресурсы могут кончиться или подешеветь, а потому, что общественная отдача от развития наукоемких производств больше. Необходима государственная поддержка, чтобы вывести развитие таких отраслей на оптимальный уровень.
Именно такая политика, нацеливающая национальных предпринимателей не просто на экспорт, а на постоянное усложнение экспорта, и объясняет экономический успех Китая. В этом как раз и состоит второй принцип успешной промышленной политики: не всякий экспорт стоит поддерживать, а только тот, который дает наибольшую внешнюю выгоду, возникающую тогда, когда общественная отдача от вложений в определенный вид деятельности больше, чем отдача для конкретных фирм, непосредственно занимающихся такой деятельностью
В 1992 г., еще при жизни Дэн Сяопина, Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», буквально «технология в обмен на рынок», то есть уступка части национального рынка транснациональным компаниям в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий. Эта китайская политика кажется исключительно успешной: с начала 90-х гг. начался массированный приток иностранных прямых инвестиций в Китай, накопленный объем этих инвестиций достиг 500 млрд долл., ежегодный приток в последние годы держится на уровне 50 млрд долл.
Все больше экономистов и политиков в самых разных странах Юга признают, что не только рынок, но и правительство должно внести свой вклад в экономический успех, в частности, путем проведения экспортно-ориентированной промышленной политики, то есть создания налоговых, кредитных, таможенных и прочих преференций передовым отраслям и предприятиям, нацеленным на внешние рынки.
В нашей стране также существует специфическая модель социально ориентированного экономического развития. Наиболее полно она сформулирована в выступлениях Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.