Одной из причин плохого усвоения информации является установка на дословное запоминание текста. Такая установка предъявляет практически невыполнимые требования к объему памяти читателя: дословное запоминание требует усилий, в десятки раз больших, чем простое запоминание смысла сообщения. Так, даже профессионалы-мнемонисты, демонстрирующие чудеса "сверхпамяти", обычно избегают заданий, которые требуют дословного запоминания текстовой информации (см. "Маленькая книжка о большой памяти" А.Р.Лурия). Суть упражнения заключается в развитии весьма полезного навыка отбрасывания избыточной информации (которой в общеполитических и т.п. текстах содержится до 75 процентов). Это позволяет существенно разгрузить память без особого ущерба для качества воспроизведения: очень немногие тексты требуют дословного воспроизведения.
Между прочим, умение отсеивать избыточную информацию и фиксировать суть сообщения является одним из "секретов" преуспевания практически во всех областях человеческой деятельности.
|
|
Переформулирование и пересказы
Эти упражнения — необходимое дополнение к вышеописанным заданиям. Их назначение — развитие навыка формулирования собственных высказываний на базе тех ключевых идей, которые остались в памяти после прочтения текста. На первый взгляд пересказ только что прочтенного текста представляется детской забавой, однако очень многие взрослые люди не владеют этим искусством даже на том уровне, который считается нормальным в школах.