Раздел 1.
Цивилизационный поиск российского общества.
Тема 1. Теоретико-методологические основы цивилизационного подходак истории.
Вопрос 1. Что изучает наука «История»? Что является её предметом?
Словарь русского языка. Главный редактор А.П. Евгеньева. Москва, 1985 г. Страница 691.
Ответ:
История.
1. действительность в процессе развития.
2. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошлой жизни; прошлое, сохраняющееся в памяти людей.
3. Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии.
4. Ход, последовательность чего-либо.
5. Наука, изучающая последовательное развитие, последовательные изменения какой-либо области природы, культуры, знания.
6. Совокупность факторов и событий, связанных с кем-либо, чем-либо.
7. Рассказ, повествование.
8. Происшествие, событие, случай.
История России. Конспект лекций. Под редакцией А. В. Якушева. Москва, издательство «ПРИОР», 2004 г. страница 3.
Предмет истории – логическая цепочка причинно- следственных связей, в которую вплетаются конкретные исторические факты, что, позволяет объективно воссоздать развитие общества во времени и пространстве.
|
|
Предмет истории России – аналогичное изучение развития России с древнейших времён до 2004 г.
Вопрос 2. Назовите основные типы цивилизаций. К какому из них относится Россия?
История России 9-20 века. Учебник под редакцией Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. Москва, «ИНФРА-М», 2002год. Страница 6.
Существуют три типа развития цивилизаций: непрогрессивный, циклический и прогрессивный.
1. К непрогрессивному типу развития относятся народы, живущие в соответствии с природой (аборигены Австралии, некоторые племена Африки, индейцы Америки, малочисленные народы Сибири и севера Европы). Это реликтовые сообщества. Они находятся вне исторического времени. Для них существует время текущее и мифическое, в котором живут они сами, их боги и души предков. Они ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Вместо государства у них коллективная община (родовая, клановая). Во главе общины стоит наследственный или выборный вождь. Сознание в таких сообществах языческое.
2. Циклический тип развития возник в глубокой древности в странах Востока (Индии, Китае и др.) и поэтому называется восточным типом цивилизации, общество и человек в нем существуют в рамках исторического времени, которое делиться на прошлое, настоящее и будущее. Действительность воспринимается и в реальности, и через веру в сверхъестественные силы или религиозные догматы. Цель существования таких народов – приближение к высшему божественному идеалу. Отличительная черта общественного сознания этих народов – сосредоточенность на духовном. Смысл бытия – не реализация конкретных задач, а постижение высшего смысла. В обществе восточного типа действует коллективное право общины, племени, корпорации на владение и пользование ресурсами. Частной собственности и рыночной экономики не было, деньги вкладывались в здания, предметы роскоши, а не в работающий капитал. В обществах восточного типа главную роль играет государство. Тип государства – деспотия, не ограниченная законами, опирающаяся на силу. Циклический (восточный) тип цивилизации до сих пор широко распространен в Азии, Африке, Америке. Уровень жизни народа при таком типе развития крайне низок.
|
|
3. Прогрессивный тип развития цивилизации (западная цивилизация) возник на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достиг в рабовладельческих государствах – Древней Греции и Древнем Риме. Демократия была одним из главных критериев различия между Европой и Азией. Для Азии характерны рабство подданных, неорганизованная толпа и деспотия; для греческих полисов (город-государство) – свобода и общественная жизнь, поэтому эллины считали все другие народы варварами. Западная цивилизация связана с постоянными изменениями в жизни человека и общества. Социум в ней может радикально измениться в течение поколения.
Основные черты новой, или западной, цивилизации следующие:
- классовая структура общества с развитыми формами профсоюзов, партий, программ, идеологии;
- частная собственность, рынок как способ и регулятор функционирования, высокий престиж предпринимательства;
- независимые от власти горизонтальные связи между индивидуумами и ячейками общества: экономические, социальные, культурные, духовные;
- правовое демократическое государство, регулирующее социально – классовые отношения для разрешения социальных конфликтов, обеспечения гражданского мира и реализации идей прогресса.
С позиции этногенеза и цивилизационного подхода Россия не относиться ни к одному из трех типов цивилизаций в чистом виде и является цивилизационно неоднородным обществом. Суперэтнос Россия – особая цивилизация, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенный мощным, централизованным государством с великорусским, в основе православным ядром. Россия – суперэтнос, расположенный между двумя мощными центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом, - включает народы, развивающиеся и по восточному, и по западному варианту.