Общество как социетальная система

Общество представляет собой системную организацию со­циального взаимодействия и социальных связей, обеспечиваю­щую удовлетворение всех основных потребностей людей, ста­бильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация

общественных функций сопровождается созданием соци­альных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, облада­ющими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего" отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней са­морегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное вос­производство сложной системы социальных отношений. Об­щество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Спо­собность к воспроизводству социальных взаимодействий ха­рактерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.

Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообра­зований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структур­ных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.

Общество как суперсистема предстает как совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных эле­ментов общества. На своем уровне каждая социальная систе­ма в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной систем­ной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Раз­личия выполняемых функций, противостояние целей соци­альных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти – третий уровень. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опы­том многих поколений, а политическая система законодатель­ными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи меж­ду социальными системами.

Таким образом, общество как социальная реальность представляет собой совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия и взаимосвязи в целях удовлетворения своих потребностей. Общество характеризуется устойчивостью, целостностью, скоординированностью и самодостаточностью, саморегулируемостью и интегративностью, а также достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Функционирование общества - это его постоянное само­воспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосо­хранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию из­вне. Функционировать - значит поддерживать равновесие си­стемы с окружающей средой.

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а го­сударство - как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаи­моотношениями. Третье понятие - «страна» - описывает од­новременно естественно сложившуюся общность людей (об­щество) и искусственное территориально-политическое обра­зование, имеющее государственные границы.

Итак, страна - часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразуме­вающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, по также нации, народности, племени.

Понятия «общество», «государство» и «страна» по объе­му могут совпадать, но они обязательно различаются по со­держанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.

-3-

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению лю­дей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил американский социолог Эдвард Шилз (р. 1911).

Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает сво­ей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжи­тельности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называ­ют культурой.

Признаки общества Э. Шилза достаточно полно характе­ризуют общество с социологической точки зрения, ибо указы­вают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему уп­равления (государство) и культуру, которые связаны социаль­ной структурой, социальными институтами и социальной стра­тификацией.

Существует множество способов классификации об­ществ. Согласно марксисткой традиции, тип общества опре­деляется способом производства, т. е. тем, как используют­ся и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодаль­ное, капиталистическое, социалистическое и коммунистичес­кое общества.)

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусуль­манское общество) или языка (франкоязычное общество). Г. Ленски и Дж. Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными характерными для них способа­ми получения средств к существованию, но в то же время вы­явили и другие важные их черты.

1. Общества, живущие охотой и собирательством. Боль­шинство таких обществ, например бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собира­тели имеют самые примитивные орудия труда: каменные то­поры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необхо­димыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется па основе род­ственных связей; известно, что в обществе охотников и соби­рателей растений каждый знает, кто кому приходится близ­ким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоит старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.

2. Огороднические общества впервые возникли на Ближ­нем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Ев­ропы; в настоящее время они сохранились, главным образом, в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных огороднических обществах при возделывании садов не применялись металли­ческие орудия или плуги. В более развитых огороднических обществах имелись металлические орудия и оружие, но не использовались плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, огороднические общества не произво­дят прибавочного продукта: люди, которые трудятся, исполь­зуя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктив­ную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых огороднических обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчиты­вается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.

3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Егип­те, чему способствовало прежде всего усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требова­лось для обеспечения сельского населения. Появление при­бавочного сельскохозяйственного продукта создало возмож­ность для возникновения городов, развития ремесел и торгов­ли. На основе аграрных обществ возникло государство (ко­торое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали склады­ваться более сложные формы политической организации, по­этому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее родственные связи продолжали играть важную роль в политической жиз­ни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.

4. Промышленные общества возникли лишь в современ­ную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышлен­ные общества сложились в Северной Америке, Европе (вклю­чая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, напри­мер в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Аф­рики, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от огороднических обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источ­ников энергии сыграли основную роль в развитии промыш­ленных обществ. Промышленное производство связано с при­менением научных знаний, необходимых для управления про­изводственным процессом; мускульная сила человека и жи­вотных уступает место использованию тепловой энергии (по­лучаемой путем сжигания каменного угля), а также электри­ческой и в дальнейшем атомной энергии.

Прибавочный продукт, производимый в условиях высоко­развитого промышленного производства, огромен по сравне­нию с теми излишками, которыми располагали общества дру­гих типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В боль­шинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрокра­тический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриа­лизация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: