Таблица 7.1
Общественные центры
Основные требования
Общественные территории
7.1.1 Общественные территории подразделяются на территории объектов общественного назначения в зонах жилой и смешанной застройки и общественные центры населенных пунктов. Общественные территории выделяются в том случае, если общественные объекты (административные, деловые, научные, учебные учреждения и предприятия обслуживания, общественные организации, культовые сооружения и др.) занимают не менее 50 % всего фонда на территории структурно-планировочного элемента.
7.1.2 Объекты, которые необходимо размещать на общественных территориях, определяются
в зависимости от типологических характеристик поселения с учетом размещения в различных планировочных зонах (центральной, срединной, периферийной), особенностей формирования планировочного каркаса населенных пунктов и характера членения на структурно-планировочные элементы.
|
|
Общественные объекты должны формировать взаимосвязанную систему общественных территорий, интегрированных с жилыми, ландшафтно-рекреационными территориями, транспортной системой и пешеходными связями.
7.1.3 При планировке и застройке общественных территорий в поселениях всех типов необходимо учитывать требования по формированию целостной системы общественных центров поселений и их окружения в виде полноценных в эстетическом отношении архитектурных ансамблей; территориальной организации системы обслуживания с учетом ее межселенных функций; составу и размещению учреждений и предприятий социально-гарантированного обслуживания, а также современному
и перспективному использованию историко-культурных ценностей.
7.2.1 Общественные центры подразделяются на многофункциональные общегородские (общепоселковые) центры, центры городских административных и планировочных районов, специализированные центры. В жилых кварталах и микрорайонах необходимо формировать местные центры
с преимущественным размещением комплексов стандартного обслуживания. В крупных и средних городах общественные общегородские центры, в основном, формируются за счет полицентрической пространственной структуры, а в малых городских поселениях они имеют моноцентрическую структуру.
В городских поселениях общественные центры, как правило, являются центрами, обслуживающими население прилегающих к городу территорий.
7.2.2 Площадь многофункционального общегородского центра следует определять исходя из укрупненных показателей в расчете на одного жителя, м2:
|
|
— для г. Минска, крупных и больших городов — от 2 до 5 включ.;
— для средних городов — св. 5 “ 10 “;
— для малых городских поселений — “ 10 “ 20 “.
7.2.3 Развитие общегородских центров следует осуществлять за счет:
— коренной реконструкции и модернизации общественных зданий, перепрофилирования объектов, уплотнения застройки;
— формирования пешеходных связей, обеспечивая нормируемую доступность объектов обслуживания;
— обеспечения скоростного движения по главной магистрали и пространственной изоляции пешеходных связей в основных узлах планировочного каркаса;
— рационального использования недвижимых историко-культурных ценностей.
При проектировании общегородских центров следует учитывать плотность общественных функций, приведенных в таблице 7.1.
Наименование городских поселений | Плотность общественных функций, тыс. м2 раб. пл./га |
г. Минск Крупные города Большие города Средние города Малые городские поселения | Св. 8,0 до 10,0 включ. “ 6,0 “ 8,0 “ “ 4,0 “ 6,0 “ “ 2,0 “ 4,0 “ От 0,8 “ 2,0 “ |
Примечания 1 Выбор значений плотности в пределах указанных диапазонов следует осуществлять с учетом территориальных резервов, перспектив развития отдельных функций центров, а также ресурсных возможностей проведения реконструктивных мероприятий. 2 Дифференциация плотности в пределах центральной зоны конкретных поселений устанавливается на основе предпроектных исследований и правил застройки с учетом исторических, функциональных и архитектурно-композиционных особенностей поселений. 3 Для г. Минска, крупных и больших городов плотность общественных функций определяется для центрального ядра, а в малых городских поселениях — для общественного центра в целом. |
7.2.4 В г. Минске, крупных и больших городах на территории общегородского центра необходимо дополнительно выделять ядро — зону, отличающуюся наибольшей концентрацией и комплексностью объектов общественного назначения. Площадь ядра устанавливается из расчета от 1 до 3 м2 на одного жителя города. При определении территориальных границ ядра необходимо учитывать:
— интенсивность использования территории;
— архитектурно-художественную ценность объектов, комплексов и планировочной структуры, включая недвижимые памятники истории и культуры;
— привлекательность элементов природных ландшафтов и степень их освоенности;
— транспортную доступность для других районов города.
7.2.5 Площадь общественных центров в административных и планировочных районах крупных
и больших городов следует принимать, га:
— при численности населения района, чел. до 20 000 включ. — от 15 до 20 включ.;
— то же св. 20 000 “ 50 000 “ — св. 20 “ 30 “;
— “ “ 50 000 — “ 20 “ 60 “.
7.2.6 Специализированные центры следует формировать преимущественно в г. Минске, крупных и больших городах за счет группировки в единый комплекс застройки зданий и сооружений определенного профиля: административного, финансово-делового, научного, учебного, торгового (супермаркеты, гипермаркеты и т. п.), медицинского, спортивного и др.
При соответствующем обосновании допускается формирование специализированных центров
в средних и малых городах.
В зависимости от конкретной градостроительной ситуации специализированные центры следует размещать обособленно или в составе общегородских центров, центров районов, а также в виде самостоятельных планировочных элементов на главных магистралях города.
7.2.7 При структурно-планировочной организации общественных центров необходимо учитывать требования раздела 11, предусматривая формирование развитых пешеходных зон, которые должны:
— обеспечивать удобные пешеходные связи между учреждениями, предприятиями, комплексами обслуживания и остановками городского транспорта и транспортными узлами, обеспечивающими связь населенного пункта с пригородной зоной;
|
|
— отличаться разнообразием функций, содержать развитый набор обслуживающих учреждений и предприятий, а также места для кратковременного отдыха и социальных контактов;
— обладать индивидуальным архитектурно-художественным обликом.
7.2.8 Следует обеспечивать взаимосвязь общественных центров с озелененными территориями. Удельный вес озелененных территорий в пределах общественных центров должен составлять не менее 25 %, в центральных зонах поселений с исторической застройкой этот показатель может составлять 25 % и менее с учетом сложившихся условий при соответствующем обосновании. Парки общегородского и районного значения должны размещаться, как правило, на смежных с общественными центрами территориях и должны быть включены в единую систему его структурно-планировочной
организации. Проектирование озелененных территорий следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела 9.
7.2.9 При разработке градостроительных проектов общественных центров в условиях реконструкции и нового строительства следует соблюдать требования законодательных актов и ТНПА
к составу, вместимости, размещению, пространственной доступности общественных зданий, сооружений и мест отдыха для граждан с ограниченными физическими возможностями. Пешеходные пути, ведущие к местам отдыха и к входам в общественные здания и сооружения, доступным для этой категории граждан, следует проектировать в соответствии с требованиями СНБ 3.03.02.
7.3.1 Систему обслуживания населения следует определять на основе дифференциации уровней обслуживания в зависимости от типа комплексов обслуживания и роли населенного пункта в системе расселения.
7.3.2 Комплекс обслуживания столицы г. Минска должен формироваться как составная часть инфраструктуры международного уровня и обеспечивать возможность проведения и обслуживания международных мероприятий, с одновременным управлением процессами территориальной организации сферы обслуживания всей республики.
|
|
7.3.3 Комплексы обслуживания областных центров должны включать уникальные объекты национального уровня: театры, музеи, художественные и торговые выставочные комплексы, спортивные сооружения и базы, фирменные предприятия внешней и внутренней торговли, дома мод, гостиницы и отели высшего класса, часть из которых может обеспечивать проведение международных мероприятий.
7.3.4 Комплексы обслуживания городов межрайонного значения должны дублировать ряд функций по обслуживанию населения, удаленного от объектов обслуживания областных центров, учитывая особенности каждого региона.
7.3.5 Комплексы обслуживания городов — центров районов должны обеспечивать предоставление стандартного набора услуг эпизодического, периодического и повседневного спроса населению района, являясь базой формирования сети рядовых стационарных и мобильных объектов, обслуживающих население малых городских и сельских поселений района.
7.3.6 Комплексы обслуживания в малых городских и сельских поселениях районов должны включать объекты обслуживания, обеспечивающие предоставление полного набора услуг периодического и повседневного спроса населению, проживающему в административных границах поселения и прилегающих территорий в пределах транспортной доступности согласно 7.4.2.
7.3.7 Определение параметров развития и функционально-пространственной структуры комплексов обслуживания населенных пунктов и их структурно-планировочных элементов следует осуществлять с учетом:
— особенностей планировочной структуры, функционального зонирования поселений и локализации общественных территорий;
— динамики численности, социально-демографической структуры населения;
— социальной и пространственной доступности различных видов учреждений и предприятий;
— состава объектов, их размещения, степени развитости выполняемых функций, состояния материально-технической базы и видов собственности.
7.3.8 Проектирование функционально-планировочной организации системы обслуживания, при необходимости, должно основываться на дополнительных исследованиях степени их развитости
в целом по поселению, городских административных районов и отдельных планировочных элементов.